Урок биологии с ИКТ на тему "Уникальное озеро Байкал". 6-й класс

Разделы: Биология, Экология

Класс: 6


Данный урок является одним из системы уроков, проводимых с применением ИКТ. Для его проведения необходимы компьютеры, банк медиаданных, ресурсы Интернет. Использование ИКТ на уроках биологии позволяет учителю применять разнообразный информационный и иллюстративный материал, экономит время, развивает интерес учащихся к биологии, учит их коллективно и самостоятельно работать с источниками информации, логически мыслить, сравнивать, анализировать, делать выводы, способствует формированию ключевых компетенций.

Тип урока: интегрированный урок.

Технология обучения: ИКТ.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах.

Цели урока: раскрыть происхождение, особенности экологической системы озера Байкал, его флору и фауну с помощью работы с разными источниками информации, в том числе и с ресурсами сети Интернет.

Задачи урока:

обучающие: помочь школьникам овладеть новыми знаниями – научиться выделять и систематизировать характерные признаки экосистемы, изучить влияние человека на равновесие озера Байкал в связи с его местоположением, применяя разные источники информации;

развивающие: способствовать развитию логического мышления, навыков анализа, сравнения, обобщения, умения делать вывод;

воспитательные: развивать самостоятельность в работе с разнообразными источниками информации, взаимопомощь, взаимоконтроль, способность работать в команде.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, видеоролик “Озеро Байкал”, таблица “Байкал”, “Животные Байкала”, Красная книга России, иллюстрации животных, энциклопедия “Библиотека Кирилла и Мефодия”, контрольный тест.

Оформление доски: на доске тема урока, иллюстрации, таблицы, энциклопедия, записан проблемный вопрос урока.

Планируемые результаты: школьники узнают о происхождении, особенностях климата, флоре, фауне озера Байкал с помощью умений работать с разными источниками информации, такими как энциклопедия, Красная книга, ресурсы сети Интернет.

Структура и ход урока

Вводная часть. Учитель приветствует учащихся, сообщает тему и цель урока.

Ход мероприятия

I. Вводное слово учителя

Учитель: Наш урок сегодня посвящён жемчужине России – уникальному озеру Байкал. Почему наш урок посвящён Байкалу? Это особая экологическая система.

Почему был принят Закон об охране озера Байкал?

1. Озеро Байкал является уникальной экологической системой Российской Федерации, природным объектом всемирного наследия.

2. Байкал хранит мировые запасы чистейшей питьевой воды и уникальные формы жизни животных и растений, нигде более не встречающиеся.

3. В связи с этим приняты комплексные меры по охране и рациональному использованию природных ресурсов на Байкальской природной территории.

Лимнология – это наука, изучающая озёра. А Байкал скрывает ещё много тайн и загадок.

Вы узнаете много интересного о древнем озере, о природе, флоре и фауне. Итак, начнём!

Байкалу посвящено много научных статей, литературных произведений - в поэзии и прозе. О Байкале пишут дети, посвящая ему стихотворения.

Это мой Байкал встаёт,
Первозданный мир чудес,
Мир распахнутых высот,
Опрокинутых небес.

И повсюду предо мной
Голубая глубина,
Ветром зыблемый покой,
Отражённая волна.

Я хочу таким же быть,
Как и ты, Отец Байкал.
Вечно двигаться и жить,
Сохранить, что мир мне дал.

Слова о Байкале посвятил выдающийся байкаловед М.М. Кожов, отдавший озеру всю жизнь учёного-исследователя.

“Байкал должен быть сохранён для будущих поколений как неповторимое явление на нашей планете”.

Просмотр видеоролика “Озеро Байкал” и выводы школьников по фрагменту.

II. Изучение нового материала

Предлагается начать изучение экологической системы неповторимого озера в виде небольшой исследовательской работы.

Задания получают основные группы специалистов-исследователей Байкала: это географы, гидрологи, биологи, экологи, этнологи. Раздаются карты-маршруты с ориентирами движения. Информацию о характеристике озера школьники ищут на указанных в заданиях сайтах.

Выступают группы “специалистов”.

1. Географы. Какова физико – географическая характеристика озера Байкал? (Источник www.baikal.net Коротко о Байкале/Интересные факты)

Озеро Байкал и его бассейн принадлежит к уникальным геосистемам мира, расположен в центральной части Восточной Сибири, недалеко от географического центра Азии. Байкал самое глубокое (1637 м) и самое древнее (около 25 млн. лет), содержит более 1000 видов эндемиков, более 2600 видов представителей флоры и фауны пресных водоёмов Земли. В озере 23,6 тыс. куб. км. пресной воды. Учёные предполагают, что Байкал – это зарождающийся океан, так как его берега расходятся до 2 см в год. В Байкал впадает 336 рек и вытекает одна Ангара.

2. Гидрологи. Почему Байкал – это величайшее озеро планеты? (Источник www.pro-baikal.ru Краткие географические сведения сведения о Байкале)

Байкал – крупнейшее пресноводное озеро России. Его длина - 636 км., площадь водной поверхности – 31500 квадратных километров. Среди пресных озёр он занимает шестое место. Сравните, наибольшая глубина Байкала 1637 метров, а Танганьики – 1435 метров. Средняя глубина озера – 730 метров. Байкальская вода на 40 лет может обеспечить всё население Земли. Она обладает редкой чистотой, в ней мало примесей, но много кислорода. Озеро лежит в Байкальской впадине – бездонной каменной чаше, окружённой горами.

3. Биологи. Каков же растительный и животный мир Байкала? (Источник www.ozerobaikal.com)

В Байкале много пресноводных моллюсков, 1550 видов животных, более 1000 видов растений, из них 2/3 эндемики. Разнообразны виды водорослей, рачки-бокоплавы, простейшие, губки, моллюски. Встречаются 52 вида рыб, распространены голомянки - живородящие рыбы. В Байкале обитает морское млекопитающее – нерпа. Около 60% животных и 15% растений Байкала – эндемики, то есть они обитают только в Байкале. В “Красную книгу” занесены растения: лишайники, мхи, Бобовые, Лютиковые, Злаковые; животные: голомянка, осётр, хариус, голец. Массовый сбор и браконьерский лов вызывает постоянное снижение их численности.

4. Экологи. Как влияет деятельность человека на экосистему озера Байкал? (Источник www.ozerobaikal.com Озеро Байкал. Экология)

Природа озера Байкал загрязняется и ухудшается крупными промышленными центрами из-за выбросов вредных веществ в атмосферу и в воду, вырубки лесов, неправильного использования минеральных удобрений, эрозии почв.

Байкал – уникальное озеро. Охранять природу озера просто необходимо.

Нужно сберечь Байкал для будущих поколений!

5. Этнографы. Мы нашли замечательные выражения народов Байкала о земле, о родном крае. (Энциклопедия “Библиотека Кирилла и Мефодия)

Глубок Байкал, а не бездонная бочка с рыбой, откуда можно брать сколько хочешь (русские).

Из озера не вылавливай всю рыбу, а оставь своим потомкам (эвенки).

Проси помощи у воды, земли и гор! Проси помощи у детей (тофалары).

Доброе дело само себя хвалит (тофалары).

Мысли о Родине в народной экологии:

Это любовь и уважение к Земле!
Землю, где ты живёшь, надо любить!

III. Закрепление. Игра.

Класс делится на четыре команды. Вопросы задаются поочерёдно каждой команде. Необходимо дать быстрый и правильный ответ. Каждый верный ответ оценивается в один балл. В конце подсчитывается количество баллов и на основании этого одной из команд присуждается победа.

Вопросы командам

Выбери правильный ответ

1. Что такое лимнология?

лимоноразведение;

озероведение;

родина Лимпопо.

2. Что такое Байкал?

озеро;

море;

океан.

3. Сколько лет Байкалу?

миллион лет;

тысяча лет;

двадцать пять миллионов.

4. Почему озеро Байкал считают моделью океана?

оно глубокое и молодое;

имеет сильные штормы и высокие волны;

могут жить акулы.

5. По какой величине Байкал занимает первое место среди озёр мира?

по объёму;

по площади;

по глубине;

по прозрачности;

по ширине.

6. Какие горы (хребты) не окружают Байкал?

Байкальский;

Приморский;

Хамар-Дабан;

Уральский.

7. Где живёт улотрикс?

в толще Байкала;

на берегу озера;

зелёная водоросль в Байкале.

8. Где живут губки?

в ванне плавают;

у человека;

водные животные – фильтраторы в Байкале и других водоёмах.

9. Кого можно отнести к ресничным червям?

планарий;

коловраток;

дождевиков.

10. Кого можно отнести к планктону?

омуля;

ручейника;

эпишуру.

11. Какая река не впадает в Байкал?

Сарма;

Селенга;

Турка;

Ангара.

Урок заканчивается словами:

“Байкал с его красочной природой, кристальной чистотой вод и уникальностью органического мира целесообразно использовать как источник чистой воды, а также для нужд туризма и отдыха…”. М.М. Кожов

Что же мы можем сделать для Байкала в 21 веке?

Предлагается небольшая дискуссия по данному проблемному вопросу. Школьники высказывают свои видения решения проблемы.

Выводы. Подведение итогов. Награждение победителей.

Домашнее задание: подготовить сообщение о редких растениях и животных Байкальского национального парка (по желанию).

Рефлексия.

Что нового мы узнали на уроке?

Каково ваше отношение к уроку?

Изменили ли вы своё отношение к Байкалу?

Что мы, лично, можем сделать для сохранения природы?

Оцените свою работу на уроке.

Если останется время на уроке, то можно предложить учащимся проверить или улучшить знания по заданиям теста №1 по Байкалу (www.ozerobaikal.com Озеро Байкал. Тесты).

Источники информации:

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.

2. В.В. Ламакин “Байкал - наше сокровище”. Журнал “Природа” №8, М. -1996 год.

3 .Г.Н.Элькин. Справочно-информационный материал. С-Петербург “Паритет”- 2001 год.

4. Ю.П.Пармузин “Живая география” М., “Просвещение”-1993 год.

5. Фотоальбом “Байкал”, Иркутск, “Восточная Сибирь”, 2005 год.

Интернет ресурсы:

1. www.baikal.net

2. www.ozerobaikal.com

3. www.pro-baikal.ru