«Живая душа народа». Аналитическое чтение рассказа И.С. Тургенева «Бирюк»

Разделы: Литература


Цели.

Образовательная:

истолкование рассказа на основе целостного восприятия текста и понимания идеи произведения, развитие умения характеризовать и оценивать главного героя рассказа, объяснение значения деталей портрета, пейзажа и элементов сюжета, исследование позиции автора.

Развивающая:

развивать навык вдумчивого чтения, внимательного отношения к слову; развивать ассоциативно-образное мышление, память, формировать речевую компетенцию учащихся.

Воспитательная:

Воспитывать интерес к истокам русского национального характера; воспитывать уважительное отношение к личности писателя; развивать способность понимать и чувствовать людей.

Оборудование:

Портрет писателя. Иллюстрация к рассказу “Бирюк”. Аудиокассета с записью раскатов грома, шума ливня.

Эпиграф:

В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Н.А. Некрасов.

Сценка

Тургенев И.С. По дороге в Москву на одной маленькой станции вышел я на платформу. Вдруг подходят ко мне двое молодых людей: по костюму и по манерам вроде мещан или мастеровых.

1 молодой человек: Позвольте узнать, вы будете Иван Сергеевич Тургенев?

Тургенев И.С.: Я

2 молодой человек: Тот самый, что написал “Записки охотника”?

Тургенев И.С.: Тот самый.

1 молодой человек: Кланяемся вам ... в знак уважения и благодарности от лица всего русского народа (поклонился низко в пояс). Другой только молча поклонился.

Учитель: Стоит задуматься, за что же вот уже 160 лет русские люди благодарны автору “Записок охотника”.

Сам писатель называл “Записки охотника” так: “мои очерки о русском народе, самом странном и самом удивительном народе, какой только есть на свете”. Рассказы, события, которые произошли в пределах Орловской губернии, знакомят нас с миром русской деревни середины XIX столетия: помещиками и русскими крепостными той поры.

Что же может быть интересного в изображении грубого, необразованного человека? Такой вопрос ставил в обзоре русской литературы за 1847 год критик В.Г. Белинский: Попробуем и мы решить эту проблему. Так что же интересного открыл нам в русском национальном характере И.С. Тургенев (на примере образов рассказа “Бирюк”).

Называется тема и цели урока “Живая душа народа”. Как вы понимаете слово “душа”.

- Характер человека, его внутренний мир, психологический мир человека.

- Например, можно слышать, как говорят: “широкая душа”. Это о доброте, искренности, щедрости русских людей. Нашу “русскую душу” никак не могут понять чужеземные мыслители.

В одном из писем И.С.Тургеневу Гончаров заметил: “Сколько вы не напишите еще повестей и драм, вы не опередите вашей Илиады, ваших “Записок охотника”: там нет ошибок, там вы просты, высоки, классичны, там лежат перлы вашей музы: рисунки и звуки во всем их блистательном совершенстве” (словарь: перлы – перен: нечто замечательное, прекрасное (устар., высок).

Обратим внимание на то, как прекрасно выстроено произведение.

Назовите основные элементы композиции рассказа. Что является экспозицией?

- Это описание грозы. Оно дано в немногих словах, но очень выразительно и наглядно. Видишь и слышишь ее приближение, начало, кульминацию и спад разбушевавшейся стихии.

Кто из вас, ребята, случалось оказывался в грозу в лесу? Обмен впечатлениями.

Чтение (наизусть) 4 учащимися описания грозы (это чтение сопровождает звуковое оформление: магнитофонная запись раскатов грома, шум ливня дождя).

От слов “Гроза надвигалась”... до слов “...тени быстро густели”.

От слов “Сильный ветер”... до слов “...дождь пошел ручьями...”

От слов “Белая молния...” до слов “...дождик хлынул с удвоенной силой”.

4 учащийся читает от слов “Дождик, перестал” до слов “В лесу чуть-чуть светлело”.

Какое настроение рождает такое мастерское описание природы?

- Ощущение тревоги.

- Что-то должно произойти.

- Страшно, тоскливо.

- Тяжелое чувство страха и незащищенности.

Как автору удается добиться эмоционального воздействия на читателя?

Обратимся к описанию приближающейся грозы. Какие художественные приемы использует автор?

- Эпитеты (туча “огромная лиловая”, облака “длинные серые”)

- Олицетворения (“ракиты тревожно шевелились”, облака “неслись”).

Учитель: И.С. Тургенев пользуется преимущественно прилагательными и глаголами, экономно и четко подобранными. В свое время К.М. Григорьев заметил: “Никто не сравнится с Тургеневым в умении владеть красками, в способности наложить на изображаемый предмет именно тот оттенок, который характеризует его в действительности”.

Свето – цветовой насыщенностью отличаются “Записки охотника”.

Какие цвета преобладают?

- Любимый цвет – желтый, реже – коричневый, нет оранжевого.

- Самая значительная доля приходится на две свето–теневые пары – белое со светлым и черное с тенью, темнотой или отсутствием прозрачности.

Обратим внимание на кульминацию грозы. Что в чтении удалось ученице передать?

- Мне кажется, что ученица сумела в чтении передать грохот раскатов грома.

Она услышала музыку преобладающих звуков грозы, тревоги [тр], [гр] .

Какую роль играет пейзаж в экспозиции? Чем объяснить обширное вступление (экспозицию) рассказа “Бирюк”?

- Это фон, на котором разовьются дальнейшие события. Напряженность, наэлектризованность в природе согласуется с тем, что должно произойти.

- Гроза была причиной того, что рассказчик попал в избу лесника и вместе с ним отправился на место “преступления”.

- Гроза была причиной того, что именно в эту ночь крестьянин решил поехать в лес, рассчитывая, что за шумом дождя и грозы лесник его не услышит (“вишь, какую ночку выбрал”)

- Гроза в рассказе является недобрым знаком, недобрым символом беды, тревоги.

Каким показан Бирюк в экспозиции?

- Гроза и то безвыходное положение, в которое попал рассказчик – охотник в глухом лесу, встретившись с лесником, дали возможность Тургеневу сразу показать лесника как доброжелательного человека, добросердечного, бескорыстного, готового оказать услугу тому, кто нуждается в его помощи.

А может быть, Бирюк это сделал из привычного почтительного отношения к господам?

- Нет, охотник был для него посторонним человеком, чужим барином, и никто, и ничто не понуждало его вести этого барина в избу к себе в темную, непроглядную ночь, а потом вновь провожать его из лесу. Дальнейшее содержание рассказа показывает, что лесник держит себя по отношению к барину с полным достоинством и без расчета на денежную благодарность.

- Бирюк – смелый, мужественный человек. Один в любую погоду обходит лес.

- Честно выполняет свое дело, человек долга, совести.

- Удивительно, что даже при таких условиях Бирюк не утратил человеческого достоинства.

Учитель: Особенно значимым именно для русской культуры и русского сознания является понятие совести. Заглянем в словарь В.И. Даля. В толковом словаре Даля это слово трактуется как “нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка”.

Совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственности за свое поведение.

Сохранить свою честь и достоинство и остаться с “незапятнанной совестью” очень важно для любого человека, независимо ни от условий его существования, ни от того дела, которым он занимается в своей жизни.

Сравним Бирюка с героем рассказа “Льгов” Сучком (до урока по рассказу “Бирюк” был проведен урок внеклассного чтения по “Запискам охотника”).

- Сучок смирился со своим положением. Каких только должностей не исполнял при барине! Был и кучером, и форейтором, и садовником, и доезжачим, и “ахтером” - и нигде никогда ничего толком не делал и ничего не умел.

Последняя его должность – “рыболов” у пруда, где нет рыбы!

Как характеризуют лесника окрестные мужики?

- “Вязанки хворосту не даст утащить”...

- “И ничем его взять нельзя: ни вином, ни деньгами; ни на какую приманку не идет”.

- Бирюк – “гроза” окрестных мужиков.

Учитель: Итак, Бирюк не просто честный человек, а кристально честный, совершенно неподкупный.

- Его не любят окрестные мужики, даже прозвище дали Бирюк. По словарю В.И. Даля, “бирюк” имеет несколько значений:

  • зверь, волк;
  • нелюдимый, угрюмый человек.

Лесничий, действительно, нелюдимый, замкнутый человек. Его сделала таким жизнь.

Как можно по-другому назвать рассказ?

- Тяжелая доля.

- Лесник Фома.

- Случай в лесу.

Почему название “Бирюк” лучше?

- В обидном прозвище, будь то Бирюк, Сучок, - обезличение.

- Прозвище всегда унижает человека. Унижает самое главное – человеческое достоинство.

- Человек выступает как одно из обвинений крепостному строю.

- Тургенев, назвав так рассказ, определил тем самым главного героя.

Учитель: Как же примирить эти две стороны в характере Бирюка: желание помочь людям и неуклонную защиту барских интересов, поставившую Бирюка во враждебное к своему же брату – крепостному крестьянину отношение. Для читателя это и есть завязка того драматического конфликта, который должен найти в рассказе то или иное разрешение.

Дополнительные данные для характеристики может дать портрет.

Посмотрите на иллюстрацию к рассказу. (Учебник)

Таким ли вы себе представляли лесника?

Лингвистический эксперимент.

Задание. Прочитайте текст и вычеркните из него (преображенный текст размножен на ксероксе) “нетургеневские” слова, верните Тургеневу его язык.

Описание внешности Бирюка.

Я посмотрел на него. Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был огромного росту, плечист и сложен хорошо. Из-под мокрой замашной рубашки выпукло выставлялись его крепкие мышцы. Черная курчавая борода закрывала до половины его красивое лицо; из-под сросшихся широких бровей недоверчиво глядели небольшие карие глаза.

Учитель:

Что в портрете Бирюка подчеркивает рассказчик? (Проверка выполненного)

- Бирюк “высокого росту”, “сложен на славу”, физически крепкий мужчина. У него “могучие мышцы”. Выражение лица суровое и мужественное. Глаза глядели “смело”.

- Это портрет – впечатление. Он свидетельствует об исключительной силе Бирюка, делает понятным, почему все окрестные мужики боялись его.

Учитель: Но одновременно это и психологический портрет (психологический портрет – портрет, в значительной степени рисующий характер). Этот портрет дает представление о смелости и мужественности Бирюка, его нравственной силе (словарь: нравственный)

Когда я перечитывала рассказы, вошедшие в сборник “Записки охотника”, я удивилась, как в условиях запрета на любые произведения, изображающие тяжесть крестьянской жизни в России, писателю все–таки удалось опубликовать свои “Записки”.

Цензоры (цензор – лицо, осуществляющее просмотр произведений, предназначенных для печати) были слишком глупы?

Автору удалось блестяще воспользоваться языком Эзопа?

Давайте вернем время.

Рассказ попадает на стол цензора.

Весь класс – цензоры.

Что бы вы вычеркнули в первую очередь и как объяснили бы свою правку государю.

Я беру на себя роль царя.

“Цензоры” правят текст и докладывают о своих исправлениях.

- Убрать описание избы лесника, внутренней ее части, потому что это производит тягостное впечатление (зачитывает детали).

О чем еще свидетельствует вид избы?

- Интерьер показывает нищету лесника. Благодаря этому описанию мы глубже понимаем характер Бирюка, его угрюмость, замкнутость, одиночество. За свою усердную службу он ничего не имеет. Он служит “не за страх, а за совесть”.

- Исключить фразу: “Вы, чай, барин, нашего хлеба есть не станете, а у меня окромя хлеба...” (о бедственном положении крепостных, об ужасной правде крепостничества говорит это признание).

- Описание внешности мужика – порубщика, его “дрянной лошаденки...”. Да если к описанию наружности добавить деталь о его крике

(“закричал жалобно, по-заячьи..”), то мужик вызывает жалость.

- Нельзя допустить в печать фразу: “Ей-богу, с голодухи...”

- “отпусти, - твердил мужик, - приказчик ... разорены, во как... отпусти!”

Никак не может быть помещен диалог – спор мужика – порубщика с Бирюком. Здесь содержится прямой намек на то, что среди забитых и безответных крепостных зреют силы протеста.

Учитель:

У каждого крестьянина
Душа что туча черная –
Гневна, грозна...

Н.А. Некрасов

Вспомните, как в рассказе “Бурмистр” сын Тоболеева попробовал вмешаться в разговор и как это было воспринято Пеночкиным.

“В страшное царствование Николая Тургенев сумел написать “Записки охотника”, антикрепостнические по содержанию, мало кто тогда решился на такой подвиг” А.И.Герцен.

Инсценировка кульминационной сцены рассказа.

(Порубщик и Бирюк в доме лесника).

Учитель: Ребята, скажите, кто из вас, наблюдая за драматической борьбой, которая происходила на наших глазах, хотел, чтобы лесник отпустил вора – порубщика? Почему?

- Мужика-вора не нужно прощать. Он хитрый пьяница и, наверное, бездельник.

- Работящие мужики не ходят воровать, как, например, Бирюк, а этот стыд потерял.

- Его жалко.

- Жалко вора?

- Он не просто вор, он сочувствие вызывает, и соучастником в какой – то мере становишься, и боишься Фому, и умоляешь его, и страдаешь вместе с крестьянином – вором.

Но тогда, как писатель добивается такого читательского слияния с героем?

Учащиеся подводят итог. (Описание внешности, условий существования, выявление причин поступка – все влияет на наше отношение к мужику; самому рассказчику жалко порубщика).

Учитель: На вопрос анкеты: “Встают ли перед вами какие – то важные именно для вас вопросы во время чтения рассказа “Бирюк”, многие из вас недоумевали: “Как случилось, что Бирюк все-таки отпустил провинившегося мужика?”

И действительно?

Испугался угроз мужика?

Захотел приятное сделать барину?

Пожалел вора?

Перечитаем диалог и убедимся, что в душе лесника идет большая работа.

Как в начале диалога реагирует Бирюк на просьбы мужика?

- Никак. Лесник – человек долга. Он честно выполняет свое дело. Слова порубщика не производят никакого впечатления – “ угрюмо возразил”: “Знаю я вас, ваша вся слобода такая – вор на воре”.

Что отвечает Бирюк мужику на его мольбу “приказчик.. разорены”?

- “Разорены! Воровать никому не след”

Учитель: Лесник Фома крепок не только телом, но и чувством правды и правдивой жизни, в которой нельзя воровать. Никому. Бирюк – человек, обладающий верным пониманием сущего.

Представьте, как повел бы себя на месте лесника Софрон Яковлевич, бурмистр Шипиловки? (“Бурмистр”).

- Взял бы взятку с крестьянина.

- Может быть, забрал бы лошадь.

- Побил бы мужика.

- Обманывал бы барина и при известной ловкости жил бы спокойно!

Докажите, что в душе Бирюка происходит конфликт между общественным долгом и сочувствием к своим собратьям – крестьянам.

- “Отпусти, Фома Кузьмич, ... не погуби. Ваш – то, сам знаешь, заест, во как. Бирюк отвернулся”.

Обратите внимание на способность писателя одной деталью вдруг зримо высветить самый существенный признак.

Как вы понимаете, почему “отвернулся” Бирюк?

- Напоминание о конкретных условиях жизни крепостной деревни, хорошо знакомой Бирюку, заставляет задуматься.

- Может быть, Фома колеблется, он–то понимает, что ждет мужика впереди.

- Отвернулся, чтобы скрыть свое чувство жалости.

- Нет, он стоит твердо на одном: “А ты все-таки воровать не ходи”. Может быть, Бирюк – верующий человек.

Учитель: В прошлом люди воспитывались на суровых правилах и запретах.

Библия. Заповеди Закона Божия были дарованы народу и явились как бы азбукой жизни. Это был Закон строгой правды, суровых запретов.

Назовите известные вам заповеди.

- Не кради. Этой заповедью Бог запрещает любое воровство, любой обман, какими бы благими намерениями они ни были оправданы.

Учитель: Задержанный делает новую попытку смягчить сурового, непреклонного лесника и просит теперь не за себя, а за “лошаденку”, эту главную опору жизни его семьи.

- Бирюк понимает, какое значение для мужика имеет лошадь, и склонен идти на уступки, но теперь он уже ссылается для оправдания на необходимость: “Говорят нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут...” и дальше: “Не видишь, что ли, барина?”

Учитель: Такой порядок самооправдания у Бирюка, переход от резкого тона в начале (“ваша вся слобода такая – вор на воре”) к указанию объективных причин в конце (“я сам человек подневольный) были выражением его внутренней борьбы.

Подчеркнуть этот переход было важно для писателя, т.к. это подводило читателя к пониманию развязки всей драмы и неожиданного финала.

Вчитываемся дальше. От слов “Мужик внезапно выпрямился...” до слов “Я бросился на помощь мужику...”.

Это исступленное отчаяние мужика убедило Бирюка больше, чем все его жалобы и просьбы. На такой решительный, хотя и бесплодный протест, мог пойти только тот, кого толкнула на нарушение закона крайняя нужда и кому нечего терять.

Чем же было продиктовано решение Бирюка отпустить мужика – вора?

Чем объяснить столь неожиданную развязку?

- Сочувствие, сострадание к мужику. Этот порыв оттеняет в эту минуту лесниковское представление о долге. Бирюк поступает по-христиански.

- В человеческом поступке Фомы сказалось, конечно, и собственное “подневольное” положение сторожа барского добра. Отчаяние мужика пробуждает у лесника лучшие чувства. Но не следует думать, что такое решение Бирюка было для него внезапным.

Что мог дать Бирюку этот урок? Вернется ли лесник к своему суровому “долгу” или постепенно пересмотрит свои отношения к барину и крестьянам?

- Он будет прежним мужественным, кристально честным человеком, человеком долга. Вытолкнув мужика и закричав ему вслед: “Убирайся к черту со своею лошадью!” - он счел необходимым добавить: “... да смотри, в другой раз у меня...”

- А когда во дворе застучали колеса мужицкой телеги, пробормотал: “Вишь, поплелся, да я его!..”

Учитель: В конце рассказа автор дает описание природы после грозы. На какую особенность он обращает внимание читателя?

- “В лесу чуть – чуть светлело”.

Учитель: “Чуть–чуть светлело” еще и на душе Бирюка. Проявление человечности Бирюком – это не жалостливость, это уважение к человеческой личности, чьи права попраны.

В.Г Белинский: “Тургенев зашел к народу с такой стороны, с какой до него к нему еще никто не заходил. Он заглянул как бы в души крестьян и оказалось, что мужик – это человек, который “души –то” как раз больше имеет, чем пеночкины и полутыкины”.

Какие черты русского национального характера выделяет Тургенев в Бирюке?

Звучит связный рассказ ученика о герое.

Бирюк – главный герой одноименного рассказа. Человек честный, совестливый, прямой, суровый; он весь проникся неуклонным служением долгу. Дело свое выполняет ответственно, добросовестно, “с душой”. Фома крепок телом и душой. В нем развито чувство правды. Свято понимает заповедь “не кради”. В жизни нельзя воровать никому, никакие обстоятельства, причины не могут быть оправданием для вора.

Бирюк – человек высоких нравственных требований к себе и другим. Он сам живет по совести, уважая в себе человека. “Должность свою справляю, даром господский хлеб есть не приходится”.

Это добрый, милосердный человек, хороший отец. Писатель ярко показал черты русского национального характера, живую душу русского народа.

Обращение к эпиграфу урока:

В рабстве спасенное
Сердце свободное –
Золото, золото
Сердце народное!

Н.А. Некрасов.

Как, по вашему мнению, автор относится к героям рассказа “Бирюк”? Как его это характеризует?

- На события мы смотрим глазами рассказчика, за которым легко угадываем самого автора.

- “Сердце во мне заныло: не весело войти ночью в мужицкую избу”;

- “Я в другой раз осмотрелся. Изба показалась мне еще печальнее прежнего”.

- “Я внутренне дал себе слово во что бы то ни стало освободить бедняка”. “Отпусти его, - шепнул я на ухо Бирюку, - я заплачу за дерево”.

- “Ну, Бирюк, - промолвил я наконец, - удивил ты меня: ты, я вижу, славный малый”.

Вывод.

- Автор любит своих героев, сочувствует, сострадает им. Он сумел показать живую душу народа во всей глубине и противоречивости. Тургенев, “зашедший с другой стороны”, показал крестьянина именно личностью.

- Рассказ интересен глубокой постановкой вопроса о сущности народного характера, его возможностях, свойствах, так и не раскрывшихся до конца и по сей день.

- “Записки охотника” исполнены подлинного гуманизма, сочувствия к закрепощенному народу.

Ученик читает стихотворение Вл. Фирсова

“Тургенев в Париже”.

Он долго жил вдали от дома.
И от родных полей вдали
Пьянел от запаха соломы,
Что ветры родины несли.
Он не забыл родимой речи
В Париже
Только потому,
Что жил Касьян с Красивой Мечи
И снился по ночам ему,
Что Хорь с Калинычем дарили
Ему настой цветов и трав
И щедро с ним всю жизнь делили
Покой полей и шум дубрав.
И как невиданное диво
От немоты берег его
Язык –
Великий и правдивый,
Язык
Народа своего.
Чужие ветры
Не сгубили
Его по истине одной,
Что коренной российский барин
Был крепостным земли родной.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему “Живая душа народа”. (По рассказу “Бирюк” И.С. Тургенева).

Список использованной литературы:

  1. Валагин А.П. “И.С. Тургенев “Записки охотника”. Опыт анализирующего чтения.” “Литература в школе”, 1992 № 3-4, стр. 28-36.
  2. Воронкова С. “Я посмотрел кругом, сердце во мне заныло” “Литература”, 1998 № 31, стр. 8-9.
  3. Ботманова Л., “Пейзаж как средство художественной характеристики.
  4. Лебедев К. Рассказ И. Тургенева “Бирюк” “Литература”, 1996 № 15, стр. 10.
  5. Головачева Т.С. “Обвинительный акт крепостничеству” “Вечерняя школа”, 1977/4, стр. 72–75.
  6. Дмитриев Ю.В.“Впечатления учеников о пейзаже в “Записках охотника” “Литература в школе”, 1981 № 5, стр. 36-37.
  7. Журавлева А.И. “Записки охотника” И.С. Тургенева. К проблеме целостности” “Русская словесность”, 1997 № 5, стр. 28–31.
  8. Ковалевская О.Т. “Мои “золотые ворота” “Русский язык в УССР”, 1989 № 9, стр. 25–30.
  9. Критарова Ж.Н. “Конспекты уроков для учителя литературы 7 класса. Пособие для учителя”. М. “Владос” 2001, стр. 96–100.
  10. Недзвецкий В. “В мире природы и человечества” (“Записки охотника” И.С. Тургенева). “Литература”, 1995 № 1, стр. 2-3
  11. Петрунина О.А. “Система работы с портретом героя художественного произведения на уроках литературы и развития речи в 7 классе” “Русская словесность”, 2005 № 7, стр. 27.
  12. Полетаева Л.В. “Рассказ И.С. Турнегева “Бирюк” 7 класс. “Литература в школе”, 2005 № 1, стр. 36.
  13. Савенкова Л.Б. “Записки охотника” Роль метонимии. “Русская речь”, 1978 №6.
  14. Сахаров В. “Народ: от поэзии к правде. Еще о “Записках охотника” И.С. Тургенева” “Литература”, 2002 № 4, стр. 2-3.
  15. Скокова Л.И. “Эстетическое единство “Записок охотника” И. Тургенева и образ рассказчика” “Литература в школе”, 2006 № 3, стр. 19-21.
  16. Щеблыкин И. “Книга о народе” К 140-летию выхода в свет “Записок охотника” И.С.Тургенева. “Литература в школе”, 1992 № 3-4, стр. 23-28.
  17. Шульгина Н.П.“Работа со словом как форма приобщения учащихся к национальной культуре” “Русская словесность”, 2005 № 1, стр. 44 – 48.