Урок экономики по теме «Факторы производства и факторные доходы»

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Актуальность выбранной тематики обусловлена следующими причинами:

  • Проблема ограниченности ресурсов – главная проблема экономики.
  • Указанная тема изучается концентрически: в 6, 8 и 10 классах, что обусловливает широкое применение представленного материала.
  • В экономическом блоке ГИА и ЕГЭ по обществознанию содержатся рассматриваемые вопросы.
  • Информация, содержащаяся в презентации, способствует успешному выполнению тестов и решению экономико-математических задач.

Новизна работы:

  • Целенаправленное использование разнообразных интерактивных элементов в презентации Microsoft Power Point.
  • Деловая игра “Доходы.ru”, разработанная автором статьи.
  • Задания, составленные автором статьи: вопросы, задачи, тесты.
  • Разработаны критерии оценок за разнообразные конкурсные задания.
  • Авторской идеей является установление денежного эквивалента конкурсным баллам и награждение победителей импровизированными “Банковскими” сертификатами.
  • Работа соответствует требованиям ФГОС создавать и организовывать “условия, инициирующие действие” учащихся.

Цель урока: Формирование предметных, коммуникативных, личностных компетентностей учащихся в процессе изучения факторов производства и факторных доходов.

Задачи:

  • Усвоить новые понятия: факторы производства, факторные доходы, номинальная и реальная зарплата, системы зарплаты, методы расчёта факторных доходов.
  • Научиться различать, сравнивать ресурсы и факторы производства; обосновывать ограниченность каждого ресурса.
  • Закрепить знание изученных ранее понятий и концепций и формировать предметные компетентности.
  • Применять знания на практике в процессе выполнения тестов и решения задач; совершенствовать УУД.
  • Развивать коммуникативные компетентности, умение работать в группе.
  • Развивать экономическое мышление и экономически грамотную речь.
  • Реализовывать системно - деятельностный подход в процессе деловой игры.
  • Содействовать социализации и самоопределению учащихся.

Форма урока: урок проводится в форме деловой игры “Доходы.ru”.

Формы работы: фронтальная и групповая.

Педагогические технологии: технология развивающего обучения, ИК-технологии, базирующиеся на личностно-ориентированном и системно-деятельностном подходах.

Методы обучения: проблемное изложение нового материала, интерактивный метод обучения в процессе деловой игры.

Средства обучения:

  • мультимедиапроектор, ноутбук, экран – для презентации учителя.
  • учебник: “Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс”, Н-Н, НИРО, НГЦ, 2013.
  • комплекты раздаточного материала для деловой игры: карточки с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок, ведомости для оценок, бейджики для названия команд, листы бумаги.

СЦЕНАРИЙ УРОКА

Подготовительный этап.

Обучающиеся создают команды по 4-6 человек, выбирают спикеров, придумывают название команд и определяют состав жюри из 3-х человек.

На предыдущем уроке учащиеся получили домашнее задание:

* Повторить тему: “Ресурсы и их ограниченность. Блага. Проблема и цена выбора”.

* Каждой команде изготовить какое-либо изделие (из бумаги, из ткани и т. п.) и подготовить его презентацию (объяснить: какие потребности может удовлетворять изделие, какие ресурсы использовали).

Оформление кабинета:

Парты стоят парами, учащиеся сидят группами по 4-6 человек.

На партах лежат карточки (Приложение 1) с условиями конкурса, с заданиями и критериями оценок; ведомости для оценок, бейджики для названия команд, листы бумаги; списки учащихся, в которых помечена фамилия спикера.

СТРУКТУРА УРОКА

Продолжительность урока 45 мин.

1. Организационный момент ---------------------------1 мин.

2. Проверка домашнего задания --------------------- 5 мин.

Проверка домашнего задания проходит в форме презентации командами своих изделий.

Жюри оценивает работу по десятибалльной системе: дизайн изделия (3 балла), оригинальность названия команды (1 балл), лаконичность выступления (2 балла), владение экономической терминологией (4 балла).

Время выступления каждой команды: не более 1 минуты.

Каждый балл эквивалентен 1000 рублей. За этот конкурс каждая команда может “заработать” максимально 10000 рублей.

3. Мотивация учебной деятельности ----------------1 мин

Сообщение учителем темы и цели урока. Устанавливается взаимосвязь между содержанием презентаций учащихся и новой темой: “Вы успешно использовали ресурсы в своей работе. Сегодня расширим границы ваших знаний в процессе деловой игры “Доходы.ru”. Обратите внимание на карточки с заданиями и критериями оценок. Победители конкурса “заработают” наибольший доход и будут награждены “Банковским” сертификатом” (Приложение 2).

4. Объяснение новой темы ------------------------------10 мин.

Объяснение темы урока учитель сопровождает компьютерной ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ. С целью развития познавательного интереса в презентации многократно используются разнообразные интерактивные элементы.

На слайдах содержится вся необходимая учебная информация: научные определения (слайды 3, 5, 7, 8, 10), концепции (слайды 13, 15, 18), формулы (слайды 16, 17), а также вопросы (слайды 2, 4, 6, 7, 9) и задания для обучающихся (слайды 11, 12, 20, 21, 22, 23, 25 - 34).

Тесты на слайдах 25 – 34 могут быть использованы и на других уроках для обсуждения или для контроля знаний.

Каждый устный ответ обучающихся на вопросы и задания, содержащиеся на слайдах, оценивается членами жюри по пятибалльной системе: логика (2 балл), владение экономической терминологией (2 балла), лаконичность (1 балл).

Каждый балл эквивалентен 1000 рублей. Эти “доходы” накапливают команды.

При желании учитель может организовать музыкальную паузу. На некоторых слайдах имеется гиперссылка на песню о деньгах “Мани – Мани” в исполнении группы Абба (Приложение 3)

5. Деловая игра “Доходы.ru”. --------------------------20 мин.

5.1. Выполнение тестов (Приложение 1)

Команды выполняют тесты и сдают результаты на проверку жюри.

Критерии оценок:

  • 100 % верных ответов – 5 баллов.
  • 90 - 80 % верных ответов – 4 балла.
  • 70 - 50 % верных ответов – 3 балла.
  • Менее 50 % верных ответов – 0 баллов.

5.2. Решение задач (Приложение 1)

Команды решают задачи и сдают результаты на проверку жюри.

Критерии оценок.

Задача № 1 оценивается на 15 баллов: Расчёт затрат на факторы производства 5 баллов.

  • Расчёт цены продукции 5 баллов. Расчёт прибыли 5 баллов.

Задача № 2 оценивается на 15 баллов:

  • Расчёт индекса цен 5 баллов.
  • Расчёт изменения номинальной зарплаты 5 баллов.

Расчёт изменения реальной зарплаты 5 баллов.

Задача № 3 оценивается на 5 баллов за вычисление земельной ренты по формуле.

6. Подведение итогов урока ---------------------------7 мин.

Сопоставление цели урока с достигнутыми результатами.

Ученики высказывают и аргументируют своё мнение, участвуют в обсуждении полученной информации и анализируют результаты (рефлексия). Спикеры обосновывают предварительные итоги работы своих команд и предоставляют учителю списки особо активных участников деловой игры.

Подведение итогов деловой игры.

Жюри сообщает общие результаты презентации изделий, устных ответов и конкурсных заданий.

Награждение победителей и участников деловой игры.

Все активные участники деловой игры получают оценку “отлично”.

Победители конкурсов, “заработавшие” наибольший доход, награждаются “Банковскими” сертификатами (Приложение 2).

7. Домашнее задание -------------------------------------1 мин.

“Экономика: Рабочая тетрадь. 8 класс” стр. 37-38, 41-42 учить, стр. 48-50 “Проверь себя”

Эссе “Доход не бывает без хлопот”