Принятие ответственных решений – здоровый стиль жизни

Разделы: Школьная психологическая служба


Введение новых стандартов общего образования (ФГОС) существенно изменяют всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, тем самым определяют и ряд новых функций психологической службы образовательного учреждения. И, тем не менее, одним из многих направлений психолого-педагогического сопровождения в ходе реализации ФГОС, важным является сохранение и укрепление психологического здоровья, формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни.

Каждый психолог, работающий с детьми, не раз сталкивается с необходимостью проведения профилактической работы по предупреждению разного рода зависимостей и вредных привычек у детей. Особую актуальность эта работа приобрела в связи с массовым распространением наркотиков и других психоактивных веществ в подростковой и даже детской среде. Но эта работа часто сводится к чтению лекций о вреде алкоголя, табака или наркотиков. Даже в федеральных комплексных целевых программах предлагается часто подготовить и издать для образовательных учреждений материалы информационно-пропагандистской направленности по данной проблеме. Такие страшного вида плакаты и развешиваются на стенах школ и детских садов. Правда, за время моей работы я видела и другие крайности, когда приглашённые специалисты взрослые с радостью знакомят подростков с многообразием психоактивных веществ, подробно описывая всевозможные необычные ощущения от их применения.

Считаю, что в свете требований новых ФГОС, профилактическую работу надо начинать не позднее, чем в младшем школьном возрасте – поскольку к началу подросткового периода, на подсознательном уровне, у многих школьников уже формируется своеобразная наркогенная установка – зависимость.

Работу с младшими школьниками надо вести осторожно, ненавязчиво, с учётом особенностей эмоциональной сферы, с использованием игровых элементов, элементов тренинговых техник, арттехнологий и психокоррекционных занятий, на которых дети, на основе развития их эмоционально-волевой сферы, имеющихся и полученных знаний и представлений, смогут учиться сами делать осознанный выбор и принимать решения.

Данный материал является частью программы психологической службы гимназии по формированию социально значимых компетенций, установок, личностных ориентиров учащихся, позволяющих бережнее относиться к себе и своему здоровью, развитию критического мышления, формированию волевых качеств личности; а также способствующих развитию рефлексии собственного поведения, способности принимать верные решения и совершать правильные поступки.

Конспект занятия для учащихся 2-го класса. (Группа - 12 человек, с поведенческими нарушениями).

Цели:

  • расширить представления детей о понятии "здоровый стиль жизни" и помочь осознать то, что человек, принимая решения, вырабатывает свой стиль жизни.
  • Начать выработку отрицательной установки на табакокурение, вино и наркотики.
  • Обучение и отработка психогигиенических навыков в практике взаимодействия со сверстниками и применение их в повседневной жизни.

Задачи:

  • Научить критически мыслить и принимать решения.
  • Сопротивляться давлению извне.
  • Закрепить правила ответственного и безопасного поведения.

Методы:

  • Аутотренинг.
  • Тест на информированность (ориентировка).
  • Мини-лекция.
  • Ролевые игры.
  • Метод незаконченных предложений.
  • Отработка навыков в процессе деятельности (дерево решений).
  • Проективный тест (отработка психогигиенических навыков принятия индивидуальных решений).
  • Работа в малых группах (отработка навыков совместно принимаемых решений).
  • Игра: "правильно - неправильно" (способ работы над собой по развитию психогигиенических навыков, анализ собственных ценностей по отношению к психоактивным веществам.

Ход занятия

Аутотренинг.

Психолог: Ребята! Сегодня у нас очень важная и интересная тема и чтобы быть внимательным давайте, как мы это делаем всегда на наших занятиях, себя настроим: - "Я внимательный человек, я хочу стать ещё более внимательным, сегодня на занятии я буду очень внимательным и запомню всё, о чём мы сегодня говорили, внимательность поможет мне в жизни, быть внимательным очень хорошо..."

Психолог: наше занятие сегодня будет проходить в форме тренинга, а для этого давайте вспомним основные правила для всех нас, участвующих в нём. (Повторяем правила для всех на тренинге).

I этап: свободное высказывание детей или мозговая атака. В течение 5 - 7 минут выяснить, как дети ориентируются в представлениях о необходимости физического здоровья для роста и взросления. Для этого по просьбе учителя дети рассказывают, как они соблюдают личную гигиену, режим дня, делают зарядку, закаливаются, занимаются спортом.

Психолог:

Ребята! На прошлых занятиях мы с вами очень много и подробно говорили о том, как правильно составлять режим дня. Некоторые из вас рассказывали, зачитывали когда, сколько времени и что они делали в течение дня.

Давайте сейчас вспомним, что такое режим дня, для чего мы его составляли, зачем надо выполнять его. Почему так звучит тема нашего занятия сегодня?

Идёт свободный обмен мнениями детей о том, зачем мы утром и перед сном должны умываться? Придя из школы, с прогулки, после того, как поиграли со своей любимой собачкой или кошкой перед тем, как сесть за стол кушать, должны помыть руки?

Далее следует обсуждение, дискуссия по проблемным вопросам:

Как надо беречь своё здоровье? Для чего это надо делать?

Психолог: Правильно! Чтобы быть здоровыми, не болеть, это необходимо для жизни, роста и взросления. Ведь взрослый человек должен работать и быть сильным и здоровым долгие, долгие годы.

- А вы, ребята, хотите быть взрослыми?

- КОНЕЧНО!!!

- Но всегда ли взрослые здоровы?

- Нет! А почему, как вы думаете? (Возможен вопрос: - "Влияет ли на здоровье взрослых употребление спиртных напитков и курение? А на детей?)

II этап: мини-лекция Даётся новая дополнительная психологическая информация, увязанная с уже имеющимися у них сведениями о здоровом образе жизни, о важности правильно принятых решений. Уточняется понятие "СТИЛЬ ЖИЗНИ".

Психолог: (по ходу обсуждения просит ответить детей на следующие вопросы:)

- Так что же угрожает нашему здоровью?

- От чего оно зависит?

- Кто должен заботиться о нашем здоровье?

- Как это сделать?

- Кто, по вашему, должен принимать решение: родители за вас или вы сами? В каких случаях?

ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!! Мне нравится ход ваших мыслей и ваши предложения.

ИТАК: мы с вами выяснили, что наше с вами здоровье сегодня и в будущем зависит от нас самих, от наших решений, т. е. - от стиля (образа) жизни, и от того, какие решения (правильные или неправильные) мы с вами, каждый, по отношению к своему здоровью, будет принимать.

Хорошо, что многие из вас всё это знают или узнали сегодня. А то ведь как часто бывает, детей, которые этого не знают и не задумывались об этом, можно легко заставить курить, либо склонить к употреблению опасных для жизни препаратов. Такие дети не знают, какие страшные болезни и какие жуткие страдания может испытывать человек, который безответственно относится к своему здоровью. Не знают, как разрушается от этого весь организм, а особенно страдает мозг, сердце, лёгкие, почки, печень - т.е. все наши органы.

Психолог: А знаете, что кажется человеку, который много пьёт вина и водки? Ему представляются скопища чертей и других страшилищь, которые лезут к нему, чтобы растерзать. Часто бывает, что они умирают от этого.

А знаете, как чувствует себя выкуривший первую сигарету или папиросу?

- У него появляется резкая головная боль, голова начинает кружиться, сердце еле-еле бьётся, его начинает неудержимо рвать.

Я очень рада, что вы этих страданий не знаете и в ваших силах - не узнать их никогда!

Страшны алкоголики и наркоманы ещё и тем, что они начинают приучать детей, затем заставляют их выпрашивать или воровать деньги на вино, табак или наркотики.

У них даже есть своя система уговоров.

Вот, например, такие:

- закури и ты будешь чувствовать себя взрослым;

- только сильные и мужественные могут закурить;

- угрозы: - если ты не сделаешь этого, то тебе не жить;

- шантаж: - мы будем с тобой дружить, если ты будешь делать то, что мы.

Ребята! Кто бы вам не предложил попробовать что-то, выпить или закурить, понюхать или пожевать - вы, непременно, не колеблясь должны ОТКАЗАТЬСЯ.

III этап: (Отработка практических навыков).

Ролевые игры:

Психолог: Ребята, сегодня к нам в гости пришли два Гномыча. Они ничего не знают о том, какие опасные последствия могут быть при употреблении алкоголя и табака, и как надо отказаться, если тебя принуждают сделать что-то плохое.

Давайте их поучим. Как надо поступать, если вам или им предложат попробовать выкурить сигарету, выпить или что-то ещё нехорошее, на ваш взгляд сделать?

(Предлагается желающим высказаться и дать рекомендации Гномычам.).

Психолог: Бывают и такие ситуации, когда кто-то тебя о чём-то просит, и тебе кажется, что нельзя сказать "Нет" или трудно отказать человеку.

Вот несколько способов сказать "НЕТ". Запомните их, пожалуйста!

Говори: "Нет, спасибо" (Пример: - ты хочешь покурить? - нет, спасибо!)

Повторяй отказ несколько раз ("заезженная пластинка") (- Хочешь покурить. -НЕТ! -Тебе понравится. -НЕТ! - Ну давай! -НЕТ!)

Уходи. (-Давай попугаем вон тех девчонок. - НЕТ! Я ухожу.)

Используй так называемый "холодный душ". Не обращай внимания на насмешливые замечания, угрозы, шантаж... игнорируй их и уходи.

А сейчас давайте поможем ответить на вопрос нашим Гномычам. Но давайте мы, прежде чем ответить на вопросы, посоветуемся друг с другом. А для этого мы разделимся на 2 группы, каждая из которых получит вопрос и вместе решит, как правильно надо вести Гномычам или, каждому из вас, если он окажется в подобной ситуации

Групповая работа. Каждая группа получает вопрос - ситуацию и совместно принимает решение какой дать ответ Гномычам.

СИТУАЦИЯ 1:

Саша идёт из школы. Вдруг из-за угла школы, на пути к дому, его останавливает Вася, который живёт на соседней улице и ходит в 8-й класс.

- Эй, ты, сыроежка. Хочешь вступить в нашу компанию. Принимаем не каждого, но ты мне нравишься. Пойдём покурим. Это так здорово! Ты ещё не пробовал? Я угощаю!

СИТУАЦИЯ 2:

Мама послала тебя в коммерческий ларёк за хлебом. Ты пришёл к ларьку, а он закрыт. Но там стоят и о чём-то шепчутся двое незнакомых тебе ребят. Увидев тебя, они говорят:

- Эй, ты? Ты в каком классе учишься? Во втором?!! А хочешь стать современным и взрослым? Будь им! Взрослые пьют и курят. Они смелые и ловкие. Вот эта дверь не очень плотно закрыта. Но нам вдвоём не справиться. Давай, помоги нам и у нас будет много сигарет, водки, жвачки. Можно даже заработать.

Видя твои сомнения, они настаивают: - Не дрейфь! Что ты маменькин сыночек. Пошли быстро.

Психолог: - подумайте, посоветуйтесь и скажите Гномычам как надо отказаться и как это сделал бы каждый из вас?

Упражнение - метод незаконченных предложений.

Психолог: Ребята! А теперь давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а кто-то из вас будет заканчивать. Только прежде давайте вспомним наши правила тренинга (Вспоминаем правила).

Итак, начинаем!

  • Заниматься спортом надо, для того чтобы...
  • Курить нельзя, потому что...
  • Садиться за руль пьяным нельзя, потому что...
  • Иметь сильный характер это...
  • Если мне будут предлагать покурить, то я...
  • Если я увижу, что обижают младших, то я...
  • Если я всё свободное время буду проводить за компьютером, то...
  • Если я буду плохо учиться, то...
  • Быть сильным и уверенным в себе мне поможет...
  • Если я буду курить в детстве, то ...
  • Забота о своём здоровье это...
  • Я выбираю здоровый стиль жизни, потому что...

Демонстрация "дерева решений" (отработка психогигиенических навыков

принятия решений. Психолог приводит примеры и связи принятых решений и вырастающих на дереве плодов).

На доску вывешивается плакат, на котором нарисовано очень красивое дерево. На

дереве множество красивых, "аппетитных" яблочек. (Яблочки прикреплены на кроне как медальки, которые можно, подойдя, прочитать решение, перевернув яблочко.) На обратной стороне яблок написаны "решения", благодаря которым дерево стало таким красивым и плодоносным. ("ПЛОДЫ": рано ложиться спать, рано вставать, соблюдать личную гигиену, закаляться, заниматься спортом, не курить, быть добрым, отдыхать и развлекаться разумно и др.) Эти "плоды" дети прикрепляют на дерево сами, предварительно озвучив то, что написано на обратной стороне.

Психолог: смотрите, ребята, какое красивое выросло наше с вами дерево, сколько на нём плодов ярких, красивых, здоровых.

Как вы думаете, правильный образ жизни мы выбрали?

Психолог: А теперь, ребята, попробуйте нарисовать каждый своё "ДЕРЕВО

РЕШЕНИЙ" (отработка психогигиенических навыков принятия индивидуальных решений). И от того, правильно ли вы выбрали решение, будет зависеть здоровье вашего дерева. (Каждому даётся лист бумаги, цветные карандаши либо фломастеры).

Психолог: На доске вы видите, перечислены примеры стиля жизни.

Проанализируйте, какие из них являются примерами здорового стиля жизни и помогут вашему дереву быть здоровым. Запишите свои решения на дереве цифрами.

(Примеры поступков записаны на доске: 1- заниматься спортом, 2- есть больше

фруктов и овощей, 3-пить водку, 4- чистить зубы, 5- делать зарядку, 6- смотреть "видики" до 12 часов ночи, 7- заниматься спортом, 8- ходить в бассейн, 9- заниматься музыкой и танцами, 10- больше пить "Колу", 11- хорошо учиться, 12-соблюдать школьные правила, 13- курить, 14- быть опрятным и аккуратным, 15- драться, 16- быть добрым, 17- помогать старшим и слабым, 18- лгать, 19- ежедневно кушать "чипсы", 20 -больше читать хороших книг, 21 - уметь планировать свою деятельность, 22-рано ложиться и рано вставать, 23 - быть капризным и безвольным, 24 - самому себя воспитывать.

Работа в малых группах.

Психолог: А теперь снова объединитесь в группы по 4 человека. (Цель - отработка психогигиенических навыков на практике, подведение учащихся к мысли о разнообразном варианте последствий принятия решений).

На больших листах бумаги каждая группа изображает своё "дерево решений", используя и комбинируя результаты предыдущих усилий её членов. Через 5 минут докладчик от каждой малой группы демонстрирует и комментирует другим группам результаты своей работы. Полученные рисунки развешиваются на стенах класса.

Психолог: ПРЕКРАСНЫЙ ХОД РАБОТЫ!!!

Игра - "Правильно-неправильно".

Психолог: Ребята, вчера я, думая о нашем уроке, долго не могла уснуть. Меня мучил вопрос: что же такое здоровый стиль жизни? А вы сегодня высказали так много прекрасных и разных мыслей, что я решила по точнее узнать - как надо жить, чтобы сохранить своё здоровье, и как среди множества решений выбрать правильное. Помогите мне разобраться в этом, найти на них ответ.

Сыграйте со мной в игру "правильно-неправильно". Условия такие: я буду задавать вопросы, а вы будете отвечать мне на них "правильно" или "неправильно". Если правильно, вы поднимаете большой палец вверх, а если неправильно - вы опускаете его вниз.

Давайте порепетируем: "правильно" - палец вверх. "Неправильно"- палец вниз. А теперь играем, внимательно слушаем вопрос.

  1. Человек должен быть опрятным и аккуратным.
  2. Чтобы чувствовать себя взрослым - надо курить.
  3. Чтобы быть здоровым - надо рано ложиться спать, и рано вставать.
  4. В жизни надо каждый день принимать решения.
  5. Решений может быть несколько, важно, чтобы они были правильными.
  6. Можно пьяным сесть за руль машины.
  7. Можно драться, ругаться, лгать.
  8. Надо заботиться о своём здоровье с детства.
  9. Надо для этого пить много лекарств.
  10. Можно причинять боль людям.
  11. Надо отдыхать и развлекаться разумно.
  12. Надо заниматься спортом.
  13. Если у тебя чего-то нет, то можно украсть в магазине.
  14. За свои поступки человек должен отвечать.
  15. Алкоголь должен быть запрещён.
  16. Учеников, которые пьют и курят надо исключать из школы.
  17. Здоровый стиль жизни - это правильно принятые решения.

Прекрасно!!! Теперь мне всё стало ясно. Что о своём здоровье мы должны заботиться с детства, не делать того, что вредит нашему здоровью и уметь сказать "НЕТ!", если видим, что нас хотят заставить делать плохие вещи.

Толкование пословиц.

Психолог: а кто мне из вас скажет, что означают вот эти пословицы?

"В здоровом теле - здоровый дух". "Семь раз отмерь - один раз отрежь". "Что посеешь - то и пожнёшь".

Психолог: (Домашнее задание) Объявляю конкурс: кто больше пословиц соберёт о здоровом стиле жизни. А на следующем занятии мы их обсудим.

Ну и скоро прозвенит звонок - надо подводить итог.

Итог занятия: Ребята, чему же мы с вами научились сегодня, что нового узнали?

  • Мы узнали, что такое здоровый стиль жизни.
  • Мы научились принимать решения.
  • Мы теперь знаем, как сказать "НЕТ!" тому, кто хочет, чтобы мы сделали что-то плохое или помогли им сделать это.
  • Мы даже дома теперь можем объяснить, что такое здоровый стиль жизни и будем за него бороться, и быть сильными и крепкими и красивыми как это наше дерево.

Психолог: Ребята, а что нам с вами надо сделать, что бы это запомнить?

Правильно! Мы сейчас проведём АУТОТРЕНИНГ.

Подобные занятия формируют как коммуникативные, регулятивные так и познавательные УУД.