Открытый урок окружающего мира по теме «Возникновение Москвы». 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: использования новых знаний;

- развитие умения формулировать свои выводы, подтверждать своё мнение историческими фактами;

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

- формирование умения извлекать информацию из различных источников;

- способствовать развитию памяти, внимания, связно излагать свои мысли, слушать друг друга

- познакомить с основными событиями, названиями, именами (Москва, Иван Калита, Юрий Долгорукий);

- Воспитывающая цель:

- воспитание гуманной, творческой личности, бережно, ответственно относящейся к истории своей страны;

- воспитание чувства гордости за свою страну.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

- Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника, текста; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

- Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в группе и паре, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

- Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД).

Предметные:

- Уметь анализировать ленту времени и читать по ней даты.

- Знать основные события, имена князей, располагать на ленте времени периоды их правления.

Материал: учебник "Окружающий мир" О. Н. Федотова 4 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. Рисунки древней Москвы.

Оборудование:

  • учебники по окружающий миру 1 часть
  • инструменты (лупа, рамка);
  • тетрадь для самостоятельной работы;
  • цветные карандаши;
  • карта;
  • Презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация.

– Здравствуйте, ребята! Посмотрите. Всё ли у вас готово к уроку? К нам на урок сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь. Садитесь на свои места. Слайд 1

2. Актуализация.

1. Проверка домашнего задания.

– Ребята, сейчас я предлагаю вспомнить ваше домашнее задание. Что было задано?

(2 ученика показали нарисованный ими план Невской битвы.)

( 1 ученик рассказал, где происходило Ледовое побоище.)

– Какому русскому полководцу принадлежат слова:

“Кто с мечом к нам придет, от меча погибнет!”? (Александру Невскому)

– Как назывался боевой строй немецких рыцарей в 13 веке? (“свиньёй”) Слайд 2-3

3. Создание проблемной ситуации.

Работа по учебнику (по пиктограмме) Высказывание своих предположений.

– Когда была основана Москва?

– Именем какого князя связывает история основания города?

– По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его месторасположением?

Слайд 4

4.Выявление места и причины затруднения.

– Можете ли вы назвать князей?

– В какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? Что вы знаете о князе?

5. Постановка темы и целей урока.

Давайте определим тему урока. Слайд 5

– Какие цели поставим?

– А как вы считаете, чему сегодня мы будем учиться? Что узнаем?

6. Построение проекта выхода из затруднения.

– Как будем работать для достижения целей?

– Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы будем работать по учебнику, свитку правления князей и ленте времени.

7. Работа по теме урока.

а) Работа по вопросам. (Высказывание своих предположений.)

– Какая существует версия о происхождении названия города Москвы?

– В каком году был основан город?

– Каким князем он был основан?

– По какой причине основатель Москвы заинтересовался его месторасположением?

– Почему произошло возвышение Москвы?

б) Работа по учебнику. (Чтение по цепочке и работа по вопросу.)

– Что же упомянуто в летописи?

– Первое летописное упоминание о Москве связано с именем князя Юрия Долгорукого.

Слайд 6

в) Работа по карте. (Работа с лупами в паре)

В начале 12 века Русь была разделена на многие княжества: Владимиро-Суздальское, Киевское, Новгородское, Смоленское, Муромо - Рязанское, Черниговское и другие.

Слайд 7

г) Выступления учащихся. (Встретились два князя Юрий и Святослав. Послушайте разговор, который произошел между ними.)

На Владимиро-Судальской земле правил младший сын Владимира Мономаха - князь Юрий. Он имел сильную дружину и присоединил к своим владениям все новые и новые земли. За это князь получил прозвище Долгорукий.

На месте небольшого села у Москвы – реки основал Юрий Долгорукий небольшой городок. Сюда Юрий пригласил на переговоры князя черниговского: "Приди ко мне, брате, на Москов". Их встреча произошла 4 апреля 1147 года. Эта дата считается днем основания Москвы. Слайд 8

В 1156 году Москва стала деревянной крепостью. Стояла крепость на высоком Боровицком холме, который окружал вековой бор. Слайд 9

8. Физминутка: Слайд 10 (Представьте, что вы купцы и везёте свой товар.)

9.Первичное закрепление

– В какое княжество входила Москва при князе Юрии Долгоруком? (Владимиро-Суздальское) Слайд 11

10.Самостоятельная работа. (работа в паре) Слайд 12

а) Работа по свитку.

б) Работа в печатных тетрадях. Взаимопроверка.

11. Рефлексия. Слайд 15

(“Коврик настроений”: каждый ученик выбирает один из трёх предложенных ему цветных квадратов.

  • Зелёный – я всё понял, мне всё удалось, всё понравилось.
  • Жёлтый – есть вопросы, на которые я бы хотел найти ответ.
  • Красный – мне было трудно.
  • Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)

12. Подведение итогов урока

– Какие цели мы ставили в начале урока? Что узнали? Каким способом?

– Что вы можете сказать? Оцените работу класса?

13. Домашнее задание. Слайд 16

1.Сообщение об одной башне Кремля по выбору.

2.Стр.38 (учебник) подготовить ответы на вопросы.

– Закончив урок,  в оставшееся время просмотрим слайды о Москве. Слайд 17-18

и вспомним пословицы:

  • Москва не сразу строилась.
  • Кто в Москве не бывал – красоты не видал.
  • Москва слезам не верит. и т.д.