Урок по обществознанию «Производство – основа экономики»

Разделы: История и обществознание

Класс: 8

Ключевые слова: экономика, товар, услуги, производство, предмет труда, отрасли производства


Цели:

  • дать первоначальное знание об основных понятиях темы;
  • воспитывать нравственное поведение в экономике:
  • научить извлекать необходимое знание в общем материале.

Задачи:

  • развитие интеллекта учащихся;
  • развитие сознательной дисциплины.

Тип урока: комбинированный урок

Методы и приемы: компьютерная поддержка системы СМАРТ; учебник “Обществознание” 8 класс под редакцией Л.Н.Боголюбова. М., 2011

Ход урока

Организационный момент

  1. Просмотр отрывка ролика “Робинзон Крузо” и повторение пройденного материала.
  2. Просмотр фрагмента фильма “Робинзон Крузо” и обсуждение терминов: производство, отрасли производства.
  3. Анкетирование: “А в какой отрасли производства буду работать я?”
  4. Введение новых терминов: продукт, товар, услуга, средства производства, предметы потребления.
  5. Мультфильм “Как старик корову продавал” и практическая работа с терминологией.
  6. Закрепление нового материала на фрагменте “Робинзон Крузо”.
  7. Домашнее задание.

Здравствуйте! Тема нашего урока “Производство – основа экономики”. (Включается видеоролик из кинофильма “Робинзон Крузо”)

Всем известное кино и его главный герой Робинзон, который провел на острове 18 лет. Но как городской человек смог выжить на необитаемом острове? Чем он пользовался? Какими предметами труда, средствами труда? Какие знания и умения он использовал? А какой тип экономической системы у него был?

Посмотрите, сколько экономических вопросов, на которые мы должны ответить. И начнем с подготовки к решению главных экономических вопросов.

Первое задание – тесты.

1.Организация деятельности людей, направленной на создание благ:

А) психология

б) социология

в) экономика

г) политика

2. Экономика главным образом призвана:

А) делать богатых еще богаче

б) обеспечивать доходы предпринимателям

В) удовлетворять общественные потребности

Г) быть экономной

3. Товары и услуги, которые выбрал потребитель и за которые он готов заплатить:

А) предложение

б) спрос

в) цена

г) стоимость

4. Какие существуют типы экономических систем:

А) эффективная

б) традиционная

в) экспортная

г) импортная

5.Какой тип экономических отношений устанавливается волевым решением?

А. традиционный

б. рыночный

в. командный

г. смешанный

6. Рынок в экономическом смысле – это:

А.совокупность лотков и палаток

б. сфера товарного обмена

В. система торговых фирм

г. базар

7. Конкуренция – это:

А.соперничество между производителями

б. монополизм торговцев

В.монополизм покупателей

г. преобладание одной из сторон

8. Собственность - это:

А. отношение лица к принадлежащей ему вещи

Б. чувство, передающееся по наследству

В.крупные дорогостоящие вещи

Г. материальный объект

9. Какие формы собственности названы в Конституции РФ?

А.частная, государственная, муниципальная и иные

Б.частная, государственная, муниципальная, колхозная

В.частная, государственная, муниципальная, коллективная

Г. частная, государственная, муниципальная, церковная

10. Главный мотор рыночной экономики:

А. деньги б. конкуренция в. собственность г. человек

Следующее задание: определить признаки типа экономики и распределите их по колонкам.

Командная система – государственная собственность, государственное ценообразование, отсутствие конкуренции, монополизация экономики, централизованное распределение, государственные планы.

Традиционная система – замкнутость хозяйства, натуральность хозяйства, простой труд, продукция только для себя, глава – мужчина, труд на обычае, отсутствие обмена.

Следующее задание: распределите по колонкам перечень жизненных и экономических благ.

Жизненные блага – берег озера, земельный участок, морской прибой, речная долина, горный хребет, воздушный поток, солнечное тепло, сопки.

Экономические блага – планшет, труд учителя, труд повара, учебник, холодильник, средства производства, предметы потребления, ранец.

Итак, мы готовы отвечать на вопросы Робинзона. Начинаем с нового термина, который нам просто необходим – производство. Что это такое? Записываем в тетрадь: это – процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей человека. Все производство группируется по отраслям, производящим однородную продукцию или услуги. И отрасли делятся на две группы: производящая материальные блага и производящая услуги. Посмотрите на страницу 116 , где вы видите примеры того, что относится к той или иной группе.

Просмотр фрагмента фильма “Робинзон Крузо”

Вопросы:

- А было ли производство у Робинзона?

- А какая отрасль в основном была развита у него?

Конечно, было развито производство материальных благ, вещей которые Робинзону были жизненно необходимы. А сейчас мы узнаем, в какой отрасли хотите работать вы? Голосуем, считаем. Интересно, но факт: мы хотим производить в сфере услуг, но не вещей.

Пришло время разобраться: что такое товар, что такое услуга. И первое определение, которое мы записываем в тетрадь – продукт - результат экономической деятельности, выраженной в вещах или услугах, т.е. мы все хотим производить продукт, который затем становиться либо вещью, либо услугой. Почему не товаром? Потому что, товар - это продукт труда, произведенный для продажи. Он имеет вещную форму, а также сначала делается, а потом потребляется. Все товары делятся на две группы: (посмотрите на страницу 117) средства производства и предметы потребления. Вы видите примеры этих понятий. Следующее понятие – услуга. Это – экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей. Услуга не имеет вещной формы. Услуга в отличие от товара потребляется сразу.

А сейчас практическая работа на внимание – мультфильм “Как старик корову продавал” (включается мультфильм).

Вопросы:

- назовите товары и услуги в этом материале.

- найдите средства труда и предметы потребления.

Но, ребята, вспомним опять Робинзона Крузо. Что ему позволило так хорошо жить на острове? На чем основывалось его производство? Конечно, это море, земля, лес, его способности и немного вещей. Так вот, сам не зная об этом, Робинзон использовал факторы производства - новый термин. Запишите его в тетрадь и найдите его в учебнике на странице 118. Перечислим факторы производства: земля – природные ресурсы; труд – человеческие ресурсы; капитал – средства производства; предпринимательские способности – готовность к риску в организации своего дела; информация. А скажите мне, что из всего перечисленного было у Робинзона, какими факторами производства он пользовался? А почему не было информации?

Подводим итог. Экономика как главная сфера деятельности человека основана на производстве, каких-либо благ и человек при желании может создать себе продукт. А чтобы в этом убедиться еще раз, домашним заданием будет вместе с параграфом № 15 просмотреть мультфильм “Сказка о золотой рыбке” с последующим объяснением.