Партнерские взаимоотношения ДОУ и семьи в инновационных формах работы

Разделы: Работа с дошкольниками


Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является инновационная деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрение программ просвещения и обучения семьи.

Основной целью работы творческого коллектива педагогов нашего учреждения стало: разработка современной инновационной модели сотрудничества педагогов и родителей, обеспечивающей единство образовательных и воспитательных воздействий для развития личности ребенка-дошкольника.

Задачи работы:

- установить прочные доверительные партнёрские взаимоотношения между детским садом и семьёй;

- сформировать активную позицию родителей, помогающую раскрыть образовательные возможности в вопросах воспитания и развития детей;

- повысить степень вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного учреждения.

В своей работе учитываем направления по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ:

1. Познавательные: обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей.

2. Досуговые: совместные мероприятии с родителями.

3. Информационно-аналитические: изучение семьи и ее особенностей.

4. Наглядно-информационные: донести до родителей актуальную информацию.

В нашем учреждении была разработана модель взаимодействия с родителями с использованием инновационных нетрадиционных форм взаимодействия:

- сайт МБДОУ;

- клубная работа по различным направлениям(например: клуб “Мамина школа”, “Молодая семья”, речевой клуь “Занимательные звуки и др.);

- проведение мастер- классов(например: “Удивительный мир оригами”, “Тестопастика”);

- проведение тренингов и деловых игр (например: “От дошкольника к школьнику”, “Современный ребенок, какой он?” );

- фотовыставки: “Край родной”, “Зимние забавы и чудеса”, “В детском садике своем очень дружно мы живем” и т.д.;

- круглые столы: “Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ”, “Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ” и т.д.;

- совместные прогулки и экскурсии;

- проведение акций: “Покормите птиц зимой”,“Домик для скворечника” “Посади дерево”;

- презентации;

- почта доверия;

- брошюры, буклеты;

- выпуск семейных газет, плакатов;

- детско-родительские проекты: “Маленькие садоводы”, “Яблоко”, “Наши пернатые друзья”, “Самые маленькие обитатели нашей планеты” и т.д.

Таким образом, использование инновационных форм работы помогает родителям стать активными участниками образовательного и воспитательного процесса их детей, способствует укреплению партнерских отношений.

Делова игра с родителями “От дошкольника к школьнику”

Задачи.

- Развитие коммуникативных умений родителей ,повышение их компетентности.

- Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком — будущим школьником.

- Расширение возможностей понимания своего ребенка.

- Развитие умения осмысливать свои поступки, взглянуть на себя со стороны.

- Знакомство с компонентами психологической готовности: интеллектуальной, мотивационной, волевой, коммуникативной,

- Сплочение группы, настрой на совместную работу.

Ход

Представление презентации “В школу в первый раз”

Поступление в школу – переломный момент не только в жизни каждого ребенка, но и в целом для всей семьи. В каждой семье, где подрастает шестилетка, последний год перед школой заполнен не только приятными ожиданиями и волнениями, но и массой непривычных проблем и тревог. Каждый родитель задумывается о том, как сложится школьная жизнь ребенка, будет ли она радостной и успешной. Родителей будущих первоклассников волнуют десятки вопросов, связанных с подготовкой ребенка к школьному обучению. У них наблюдается повышенный уровень тревожности, неуверенность в правильности своих воспитательных методов, дефицит конкретных знаний по данному вопросу.

Практика показывает, что многим родителям, даже имеющим высшее образование, не хватает теоретических знаний по различным вопросам воспитания и обучения: нужно знать об особенностях развития ребенка, об организации его жизнедеятельности в последние месяцы перед школой, о средствах, помогающих повысить желание ребенка идти в школу.

Что делать? Все родители должны знать о том, что для успешной адаптации к школьной жизни гораздо важнее, чем умение читать и считать, ребенку нужны психологическая стабильность, высокая самооценка, вера в свои силы и социальные способности. В этой ситуации очень важны установление теплых отношений ребенка с учителем и поддержка родителей.

  С какими трудностями могут столкнуться будущий первоклассник и его родители? С этим мы и попробуем сейчас разобраться, играя в игру от “Дошкольника к школьнику”

Сейчас я предлагаю вам поделиться на 2 команды, придумать название и девиз. Команды по очереди отвечают на вопросы, за правильные ответы получают фишки.

1. Разминка

Вопросы-шутки:

  1. Назовите пять дней, не называя чисел и названий дней. (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра).
  2. В какой земле сеют капусту? (Капусту не сеют, сеют семена).
  3. Какие часы показывают верное время два раза в сутки? (Которые остановились).
  4. Какой вещи человек очень верит? (Замку).
  5. Может ли страус назвать себя птицей? (нНет, он не умеет говорить).
  6. Без чего хлеба не испечешь? (Без корочки).

2. Упражнение-ассоциация “Школа”

Подумайте, с каким словом у вас ассоциируется слово “школа”? Например, учеба, учитель, дневник и т.п. Выигрывает та команда, которая назовет больше слов.

3. Выбери правильный ответ

1. Ребенок готов к школе когда:

а) ему исполнилось 7 лет;

б) умеет читать и считать;

в) его уровень соответствует возрастной норме, и он хочет идти в школу.

2. Мотивационная готовность – это, когда ребенок хочет идти в школу:

а) так как будет учеником, и получать “пятерки”;

б) получать новые знания;

в) купят новый портфель, форму, школьные принадлежности.:

3. Дисциплинированный ребенок:

а) всегда и везде выполняет правила поведения;

б) не дерется и не опаздывает;

в) соблюдает правила поведения в школе.

4. Самый важный компонент умственной готовности к школе:

а) запас знаний ребенка из разных разделов Программы;

б) умение читать и считать;

в) достаточный уровень развития познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи, воображения.

4. “Послушайте ситуацию и ответьте на вопросы”

“Бабушка о своей внучке: “Она у нас тихая, спокойная, не бегает, как другие, сидит с куклой и что-то шепчет ей. Прямо “золотой” ребенок.

1. Нужно ли активизировать интерес ребенка к окружающему миру?

2. Какими занятиями должен обладать ребенок 6-7 лет?

Интеллектуальная готовность предполагает сформированность внимания, развитую память, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения. К 6-7 годам ребенок должен знать свой адрес, название города, в котором он живет, название страны и ее столицы; имя и отчество родителей, где они работают; понимать, что их бабушка – чья-то мама, отца или матери. Он должен знать времена года, их последовательность и основные признаки; названия месяцев, дней недели, текущий год; основные виды деревьев, цветов; различать домашних и диких животных, то есть ориентироваться во времени, пространстве и ближайшем окружении.

Следующая ситуация.

“Мама Вани считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе. Но в беседе с ним она узнала, что у него нет желания идти в школу.

1. Будет ли успешным обучение ребенка в школе?

2. Каковы ваши рекомендации по формированию мотивационной готовности?

  Мотивационная готовность предполагает у школьника желание принять новую социальную роль. Для этого важно, чтобы школа привлекла своей главной деятельностью – учебой. Поэтому родителям необходимо правильно ориентировать детей во время подготовке к школе.

5. “Родительская интуиция”

Со школы ваши дети будут приходить разном настроении, ведь праздник длится так недолго, примерно первую неделю. Дети могут быть и шумными и плаксивыми, тревожными и веселыми, агрессивными и радостными. И нам, родителям, очень важно попытаться понять своего ребенка. Понять, что с ним происходит, что он чувствует, думает. Проверим свою родительскую интуицию.

Перед вами 12 выражений лица, в которых художник закодировал 12 эмоциональных состояний человека. Попытайтесь их расшифровать.

Подведение итогов: подсчет фишек, награждение победителей, ответ на вопросы родителей.

Эту игру хочется закончить словами Л.Венгера “Быть готовым к школе уже сегодня - не значит уметь читать, писать, считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.”

Прогулка в летний лес вместе с детьми и родителями “Куда ты,тропинка,меня завела?”

Задачи.

- Развивать способность видеть красоту природы и воспитывать любовь к ней.

- Способствовать развитию культуры проведения семейного досуга,взаимопонимания между родителями и детьми.

Оборудование: картина с изображением расписной птицы, аптечка.

Ход прогулки

- Сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть. Поможет нам в этом волшебная птица. Вы раньше ее видели? Есть такие птицы на самом деле? Нарисовал эту птицу художник, который мог видеть не только глазами, но и сердцем. А для этого нужно любить птиц. Если любишь, то видишь то, чего не видят другие.

Художник долго любовался разными птицами. Одна крылышками быстро-быстро машет, у другой грудка золотистая, у третьей перышки переливаются, четвертая поет так, что заслушаешься. И тогда художник решил нарисовать такую птицу, в которой красота разных птиц соединилась бы. Птица получилась не похожая ни на одну из существующих в природе птиц. Но художник не огорчился. Он понял, что эта птица сможет научить людей видеть красоту природы и глазами, и сердцем. Я приглашаю вас всех на прогулку в лес. Попробуйте и вы широко открыть глаза и сердце, чтобы увидеть красоту каждого цветка, каждого листочка, каждой птички.

(Родители помогают собраться своим детям и вместе с воспитателем едут в лес.)

- Когда любуешься природой, то становится хорошо на душе, светло и радостно. И хочется всему миру пожелать этой радости. Но как же странно, что есть люди, которые не любят природу, губят ее красоту. Давайте вместе вспомним правила поведения в лесу.

  • Идти тихо, чтобы не спугнуть животных, слышать пение птиц, заметить интересные явления.
  • Не рвать цветы, грибы срезать ножом.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не мусорить.
  • Не ловить бабочек, а любоваться ими.
  • Не разжигать костров.

- Постоим тихо-тихо и прислушаемся к природе. У каждого цветка есть своя песенка. Прислушайтесь, только помните, без любви ко всему живому вам не удастся проникнуть в тайны природы.

(Дети слушают и говорят, что услышали, как звенит колокольчик, как шепчутся ромашки и весело кивают своими головками.)

- А теперь вспомним стихи о цветах.

Колокольчик.

Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы, а вы?

Ромашка.

Нарядные платьица, желтые брошки,
Ни пятнышка нет на красивой одежде.

Мышиный горошек.

Спросили мышек, веселых крошек:
- Скажите, мышки, тут чей горошек?
Сказали мышки:
- Тут наш горошек, такой кудрявый, такой хороший!
Пусть он не вкусный, пусть он несладкий,
Но в нем мышата играют в прятки.

- А теперь я предлагаю вам подойти к березе, посмотрите, какая она красивая, белая, стройная.

Конкурс для родителей. Сказать как можно больше красивых слов о березе.

Чтение стихов о природе.

Загадки о животных.

Дети и родители любуются природой, а за тем возвращаемся в детский сад, где детей и их родителей ждет чаепитие с лесными дарами:орехами и ягодами.

На занятиях по изодеятельности и аппликации выполняем коллективные работы “Сказочная птица в лесу”.