Ум на кончиках пальцев. Развитие мелкой моторики

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями, Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Наша встреча сегодня посвящена развитию мелкой моторики.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В.Фомина).

Известный физиолог Марианелла Максимовна Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев(слайд 4).

Хочется отметить высказывания выдающихся людей (слайд 5).

  • “Рука является вышедшим наружу головным мозгом”. И.Кант
  • “...кончики пальцев рук – это второй мозг”. ЙосироЦуцуми
  • “...движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию”. В. М.Бехтерев
  • “…речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук”. Д.Селли

“При любом двигательном тренинге упражняются не мышцы, а мозг”.Н.А.Бернштейн

Все исследования дают нам право утверждать, что речь – это, прежде всего результат согласованной деятельности многих областей мозга.

Таким образом, рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук, т. е. мелкой моторики(слайд 6).

Тренировку пальцев нужно начинать уже с младенчества. Елена Анатольевна Екжанова разработала специальные упражнения для массажа рук младенца (слайд 7). Вот основные упражнения(слайд 8):

  1. Поглаживание взрослым обеих поверхностей рук 6-8 раз по каждой руке от периферии к центру.
  2. Сгибание и разгибание взрослым всех пальцев ребенка одновременно (без большого) 4-8 раз.
  3. Спиралевидные движения пальцем взрослого по ладошке ребенка с внешней, внутренней стороны.
  4. Точечные нажатия большим и указательным пальцами взрослого на середину каждого фаланга пальца ребенка, от периферии к центру.
  5. Отведение и приведение взрослым большого пальца ребенка вперед, назад, в сторону и по кругу.
  6. Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка от периферии к центру 5-6 раз.

В дальнейшем упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей (слайд 9):

- катание деревянных шариков различного диаметра (грецких орехов, шишек, желудей) (слайд 10);

- конструирование из кубиков;

- собирание различных пирамидок;

- сбор мозаики (слайд 11);

- перекладывание из одной кучки в другую счетных палочек, карандашей, пуговиц (слайд12);

- перекладывание бусин пинцетом (слайд 13);

- “пальчиковый бассейн”;

- игры с прищепками(слайд 14);

-застегивание и расстегивание пуговиц;

- завязывание и развязывание узелков;

- игры-шнуровки (слайд 15) и др.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки. Могут использоваться как упражнения без речевого сопровождения, когда взрослый на себе все демонстрирует, например: “Пальчики здороваются”, “Слоненок”, “ Корни деревьев” и т. д., так и упражнения с речевым (часто стихотворным) сопровождением (слайд 16).

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма (слайд 17).

Большое внимание нужно уделять выкладыванию различных фигур:

- изсчетных палочек и спичек(слайд 18);

- из гороха и фасоли(слайд 19);

- изниток и пряжи(слайд 20).

Эта работа является профилактикой дисграфии, так как развивает пространственную ориентировку, ориентировку на листе бумаги (определение верха-низа, лева-права, помогает чувствовать строку, клетку (слайд 21).

Так же нельзя не отметить пользу таких занятий, как лепка и конструирование.

Очень хорошо использовать для массажа кисти:

- массажные шарики (слайд 22);

- шестигранные карандаши (слайд 22);

- массажные шарики с металлическими колечками Су-Джок (слайды 23, 24).

В старших группах дети знакомятся с графическим изображением букв. Для лучшего запоминания букв рекомендую использовать следующие приемы (слайд 25):

- выкладывание из счетных палочек, спичек(слайд 26);

- выкладывание из фасоли, гороха, другой крупы (слайд 27);

- рисование на песке, манке (слайд 28);

- лепка (слайд 29);

- конструирование (слайд 30).

Среди прочих приемов для запоминания букв, хорошо использовать изображение букв руками. Понятно то, что вызывает интерес, лучше запоминается. Поэтому изображение букв пальцами желательно сопровождать стихотворением (слайд 31). Таким образом, в игровой ситуации дети запоминают буквы, развивая мелкую моторику и мотивацию к обучению (слайд 32).

При выполнении этих упражнений нужно помнить два важных правила:

1 - пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

2 - после каждого упражнения нужно расслабить пальцы (например, потрясти кистями) (слайд 33).

Книжки-раскраски, штриховки, трафареты очень помогают в приобретении навыков письма (слайды 34, 35).

Нужно следить, чтобы во время раскрашивания или штриховки кисть двигалась в нужном направлении, а книга лежала неподвижно (слайд 36).

Используемые мною пособия, надеюсь, помогут и вам в работе по развитие мелкой моторики (слайды 39-45).

Желаю удачи!