Обучение приемам борьбы на уроках физической культуры в общеобразовательной школе

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Обучение и воспитание, есть единый педагогический процесс. Правильно обучая, учитель одновременно тренирует учащихся и воспитывает у них ряд качеств, которые необходимы им в дальнейшем. Процесс обучения неразрывно связан с совершенствованием приемов и имеет также воспитательное значение. Проводя воспитательную работу, учитель создает предпосылки для достижения своих учеников не только в области физической культуры, спорте, но также в труде и обороне нашей Родины.
Процесс обучения учащихся строится на основе дидактических принципов педагогики: сознательности, наглядности, систематичности, доступности и прочности.
Учитель добивается сознательного обучения на уроках физической культуры. Тщательный анализ проходимого материала, а в  дальнейшем приспособлением проведения уроков к особенностям учащихся, которые должны вызывать у них интерес.
Наглядность обучения позволяет занимающимся быстрее и точнее получать представление о приемах борьбы и тем самым легче их воспроизводить. Учитель делает обучение наглядным посредством: личным показом техники броска, изучение техники борьбы по плакатам, фотографиям, рисункам, кино, используя современные компьютерные технологии .
Систематичность и доступность обучения достигается составлением рабочей программы для каждого класса. Программа должна быть составлена так, чтобы учебный материал выполнял ряд принципов: от простого к сложному, от известного к неизвестному, от доступного к более сложному и вызывал у них интерес к занятиям. Изучаемый материал должен усваиваться прочно. Прочные навыки вырабатываются многократным повторением.
Технику борьбы изучают в следующем порядке:

  1. Изучение падений и бросков;
  2. Изучение приемов борьбы лежа:
  3. Разнообразные виды урока и вольные схватки.

К изучению любого броска можно приступать только после изучения (или повторения) соответствующего падения. Давая задание проводить броски, нужно указывать точное направление, в котором их надо проводить, иначе учащиеся могут ударить друг друга. Давая задание, для изучения приемов борьбы лежа, надо указывать направление, в котором должна оказаться голова лежащего ученика. Во время проведения вольных схваток, надо следить, чтобы пары не мешали друг другу.
Во время обучения учитель должен вести воспитательную работу. Проявление всякого рода нетактичных поступков, грубости и небрежности по отношению к одноклассникам надо немедленно пресекать, делая при этом соответствующие разъяснения и указания.
Перед тем как приступить к разучиванию приема, его надо показать технически правильно, быстро и четко. Затем дается обоснование приема в целом с точки зрения техники и тактики. После  этого показываются его характерные детали. В заключение опять демонстрируется прием в целом виде, слитно. Если прием сложный, то прием можно разделить по частям и разучивая его по частям, постепенно объединяя их.
Когда задание дано и пары начинают разучивать прием или часть его, нужно обойти занимающихся и проверить правильность выполнения приема, делая соответствующие указания каждому ученику.
Особое внимание нужно обратить на то, чтобы при разучивании приемов партнеры совершенно не сопротивлялись друг другу, а при проведении бросков не падали раньше проведении броска. При разучивании приема и совершенствовании его выполнения каждый занимающийся поочередно проделывает прием подряд три раза. Такая смена может происходить несколько раз в течение времени, отведенного на изучение приема.
Надо приучать учеников к тому, чтобы до выполнения приема они себе хорошо представляли, а после выполнения каждого приема анализировали свои движения, т. е. сознательно, а не механически разучивали и осваивали прием.
При проведении уроков по борьбе, пары занимающихся следует составлять с учетом примерно одинакового роста и веса (до 4 кг.). Проведение отдельных частей урока, учителю, можно смелее доверять учащимся, при этом контролируя их действия.
Каждый  учитель, исходя из реальной обстановки, может подработать темы занятий, так и бесед воспитательного характера, так и бесед  дающих необходимые сведения по гигиене, профилактике травматизма, теории борьбы, ее истории и многое другое.