Творческий проект "Скоро в школу мы пойдем" в подготовительной к школе логопедической группе

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность


Вид, тип проекта: информационно-практико-ориентированный, творческий.

Цель проекта: подготовка детей и их родителей к школьному обучению.

Краткое содержание проекта: диагностика дошкольников, анкетирование родителей, обучающие занятия, творческая деятельность педагогов с детьми, информационно-просветительская деятельность среди родителей воспитанников (консультации, родительские собрания), итоговая диагностика, выпускной бал.

Сроки проведения: 2012-2013 учебный год.

Количество участников проекта (взрослые, дети): учитель-логопед, воспитатель логопедической группы, дети (23 ребенка).

Возраст детей: 5,5-6,5 лет.

Ожидаемые результаты (продукт проекта: сформированность знаний о школьном обучении, стойкость познавательного интереса к обучению, творческие работы детей, информированность родителей, психологическая готовность к школе (как детей, так и их родителей).

Планируемые мероприятия проекта

Наименование мероприятия Дата проведения Ответственный
1. Сообщение темы проекта на установочном педагогическом совете, родителям и детям Сентябрь

Октябрь

 

Учитель-логопед

Воспитатель

2. Диагностика детей (педагогическая, логопедическая).

Анкетирование родителей “Готов ли Ваш ребенок к школе?”

Сентябрь Учитель-логопед

Воспитатель

3. Составление детьми рассказов по теме: “Что такое школа?”. Октябрь Учитель-логопед

Воспитатель

4. Рисование по теме “Моя школа” Ноябрь Воспитатель
5. Сочинение сказки по теме “Жила была буква”. Анализ сказок. Декабрь Учитель-логопед

Воспитатель

 

6.

Консультирование родителей по темам:

“Психологическая готовность ребенка к школе”, “Что должен знать и уметь ребенок, поступающий в 1-й класс”

Февраль-март Учитель-логопед

Воспитатель

Психолог

7. Родительское собрание на тему: “Здоровый образ жизни – залог успешного обучения в школе” февраль Учитель-логопед

Воспитатель

Инструктор по ФИЗО

Старший воспитатель

8. Оформление книжечки: “Я готовлюсь к школе” В течение года Учитель-логопед

Воспитатель

9. Сравнительная диагностика уровня развития детей, их знаний о школе.

Итоговое родительское собрание.

“Выпускной бал”

Май Учитель-логопед

Воспитатель

Школа – это новая ступенька в жизни каждого ребенка и его семьи. Ребенок превращается в школьника. Но готовы ли дети к этим переменам? Готовы ли родители? Ведь подготовка ребенка к школе не должна сводиться к тому, что ребенка учат читать и писать. Подготовка к школе – это комплексное воздействие на интеллектуальный и психологический статус ребенка. Ало научит правильно держать ручку, ровно сидеть, складывать руки на столе “полочкой”, необходимо стимулировать познавательный интерес.

По данным Министерства образования Российской Федерации, среди детей, поступающих в первый класс, свыше 60% относятся к категории риска школьной, соматической и психофизической дезадаптации. Из них около 35% обнаруживают очевидные расстройства нервно-психической сферы еще в средней группе детского сада. Число учащихся, начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 3 раза, достигнув 30% и более.

Поступление в школу серьезный этап в жизни каждого ребенка. Не секрет, что многие дети испытывают трудности в период адаптации к школе, новому распорядку дня, коллективу, учителю. Эти трудности носят как психологический, так и соматический характер. Нелегко приходится и родителям.

Основной задачей подготовки детей к школе, является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального и социального. Немаловажным является и тесное сотрудничество с родителями для предупреждения возможных проблем.

Учитывая все вышеперечисленные факторы, нами был выбран проект на тему: “Скоро в школу мы пойдем”.

Цель проекта: подготовить к школе наших детей подготовительной группы.

Задачи:

  • определить уровень готовности детей к школе;
  • создать детям возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • обеспечить охрану и укрепление здоровья детей;
  • скорректировать (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • стимулировать и обогащать развитие во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной, трудовой);
  • провести консультации родителей по волнующим проблемам.

Трансляцию своих достижений планировали реализовывать среди педагогов ДОУ, на городских методических объединениях, в электронных СМИ.

Ожидаемые результаты: психологическая и социальная готовность детей к школе, развитость познавательной деятельности, развитость школьно-значимых психофизиологических функций.

В начале проектной деятельности мы провели педагогическую диагностику уровня развития детей, которая показала, что у 40% дошкольников низкий уровень развития познавательной деятельности, высших психических функций, коммуникативных навыков; 28% - низкий уровень, 58% - средний уровень, 14% - высокий уровень.

Параллельно мы проводили анкетирование родителей с целью: выявить представления родителей об уровне готовности их детей к школьному обучению. Родителям предлагалось оценить своего ребенка по следующим параметрам: Умеет ли Ваш ребенок себя вести в общественных местах? Можно ли сказать, что ваш ребенок является крепким, выносливым, способен ли он справляться со школьными нагрузками? Нормально ли развиты зрение, слух? Хорошо ли развитии у него рука? Хочет ли Ваш ребенок ходить в школу? Считаете ли Вы его хорошо подготовленным к школе? и т.п. Варианты ответов: (да; скорее да, чем нет; скорее нет, чем да, нет).

Анализ полученных данных показал, что все родители уверены в том, что дети готовы к школе и имеют показатели, соответствующие возрастной норме. 18% родителей оценили готовность своих детей не объективно, завысив показатели (“Мой ребенок все знает и все умеет” (причем в это количество входят мнения родителей слабых детей); 13% отнеслись к своим детям слишком критично, занизив знания и умения своих детей. Результаты нашей диагностики показали – все дошкольники нашей группы готовы к школьному обучению, но 30% из них, предрасположены к испытанию трудностей в период школьной адаптации.

Параллельно с опросом родителей нами были опрошены дети по теме: “Что такое школа?”. Первый опрос производился в октябре-ноябре.

Дошкольники составляли рассказы о школе. Опрос показал, что почти все дети группы имеют правильные представления о школе: их интересует не школьная атрибутика, а возможность узнавать новое, интересное и то, что в школе можно приобрести новых друзей. Большинство детей хотят учиться, уверены, что будут учиться хорошо. Однако, 18% не заинтересованы в школьном обучении, им больше нравится играть на переменах с друзьями и даже согласны получать “двойки”, потому что: “Двойки – это классно! Школа – это плохо!”.

Приведем некоторые примеры рассказов.

Школа нужна для того, чтобы учиться. Например, учиться писать непонятные слова.

Если не будешь учиться, то не будешь богатым, будешь жить в мусоре, как бомжи.

Мне в школе нравится, когда мы занимаемся на компьютере – на аппарате с экраном.

Самое сложное в школе для меня – ничегонеделание. Я не люблю сидеть без дела. И еще не люблю писать. А учиться я буду хорошо.

Азгалдян Эдгар 6,11 лет

Школа – это такое здание, где учатся. Не нравятся перемены, не нравится гулять, потому что я не прогульщик.

Я люблю учиться. Нравятся уроки. Нравится выходить к доске.

Я с удовольствием, рад. Уже ничего не знаю. Все знать невозможно. Я не Знайка.

Борисов Андрей 6,5 лет

Школа – это учат детей рисовать буквы. Еще надо ходить, учиться надо, еще очень нравится в школе: там очень красиво. Там хорошо подготавливают детей. В школе интересно. Отлично там. Буду учиться хорошо и отлично, чтобы меня хвалили на пятерки.

Буханцев Никита 6,10 лет

Школа – это где дети учатся, а еще они там физкультурой занимаются. И еще там есть перемены, а после перемены дети опять идут учиться.. В школе учительница ругается и смотрит, чтобы никто не заснул и не отвлекался.

В школе нельзя на уроках есть, пить, еще баловаться нельзя, еще нельзя опаздывать.

Мой любимый предмет – это учиться прыгать через скакалку. А самое сложное – чтобы не отвлекаться от других детей.

Когда я вырасту, то буду учиться на отлично и буду доктором или химиком.

Быков Леонтий 6,5 лет

Школа нужна, чтобы было много друзей. Школа нужна для того, чтобы много знать и потом на работе работать хорошо.

В школе надо сидеть смирно, а на перемене надо ходить, а бегать запрещено.

В школе мне нравится, как мы ручкой пишем и занимаемся в книжке “Шаг за шагом”.

В школе, когда нам задают стихи, мне бывает трудно. Еще мне в школе нравится математика, потому что я знаю, сколько будет 1000+500=1500

Коваленко Кирилл 6 лет

Школа – это куда ходят дети, чтобы учиться. Чтобы они возрастали и учились на 5-ки.

В школе учат географии, русскому.

Мой брат ходит в школу.

В школе мне нравится играть на верхнем этаже переменах с подружками, а учиться мне не нравится.

Самое сложное – учиться читать и писать, и рисовать. Я не успеваю за ребятами. Я отстаю от ребят. Я не хочу ходить в школу. Когда вырасту, буду учиться хорошо.

Школа – это, где учатся и где слушают учителя, задают вопросы, запоминают. Мне не нравится в школе, потому что долго надо учиться, до вечера. Буду учиться на двойки, потому что люблю двойки. Двойки – это здорово! Школа – это плохо!

Королев Саша 6,2 лет

Сравнительный анализ опроса детей о школе, проведенный в апреле, показал, что уровень сформированности представлений детей о школе расширился, а также, почти у всех детей сформировались необходимые учебные навыки и стойкий познавательный интерес. Исключение составили 13 % .

Карта анализа знаний детей о школе

Вопрос Ответ
Хотите ли вы идти в школу?

Почему?

96% - да, за знаниями, найти новых друзей.

4% - нет, не хочу, там надо учиться и нельзя играть.

Как вы думаете, в школе будет интересно? 96% - да, узнаю много нового. Там учительница много интересного рассказывает.

2% - ничего нового не хочу узнавать.

Вы готовы идти в школу? Как готовитесь к школе? 92% - готовы. Читаем, пишем, узнаем много нового.

8% - не хотим.

Чему учат в школе? Кто учит? Какие оценки ставят в школе? 100% - учат читать, писать, рисовать и т.п. Учит учительница.
В какое время года дети идут в школу? 84% - осенью

16% - летом

Какие принадлежности нужны в школе? 100% - тетради, пеналы, ручки, учебники и т.п.
Как вы думаете, где лучше учиться: дома с мамой и бабушкой или в школе с учителем? 84% - в школе с учителем

16% - лучше быть дома с мамой, лень учиться.

Среди различных видов работы нашей проектной деятельности, одной из продуктивных явилось – создание книжечек: “Скоро в школу мы пойдем”. Дети совместно с педагогами (воспитателями и логопедом) создали творческие книжки, в которых была организована и спланирована работа, направленная на подготовку детей к школе. Дети писали буквы и слова, цифры, решали примеры, разгадывали ребусы, писали графические диктанты, отгадывали слова по первым буквам картинок и т.д.

Эти пособия позволили детям в интересной и занимательной форме овладевать навыками родного языка, элементами математических знаний и представлений, смогли зажечь в детях огонек любознательности, творческого мышления, воображения и фантазии.

Еще одним интересным этапом нашей проектной деятельности были творческие работы детей: сочинение и иллюстрирование сказки “Жила была буква”. Детям и их родителям было дано задание сочинить сказку о букве и нарисовать к этой сказке картинки. Многие семьи подошли творчески к этому заданию: многие сказки получились с интересным сюжетом, некоторые родители помогли детям придумать как можно больше слов, начинающихся с выбранной для сказки буквы, у некоторых дошкольников получились очень яркие рисунки (буквы в шляпках, сапожках, с кольцами и зонтиками). В рассказах буквы путешествовали на море, готовились идти в школу, превращались в сладкоежек, катались с другими буквами на санках и т.п.

В течение проектной деятельности нами проводились стендовые консультации родителей по темам: “Готовим будущего первоклассника”, “Подготовка детей к школе”, “Личностная и психоэмоциональная готовность ребенка к школе”, “Интеллектуальная готовность ребенка к школе”, “Режим будущего первоклассника”. “О нашем здоровье”.

Эти же вопросы обсуждались на итоговом родительском собрании с целью: оказать теоретическую и практическую помощь при организации общения в семье будущего первоклассника.

В течение всего учебного года мы насыщали учебный материал разнообразными творческими заданиями.

Ярким итогом нашего проекта явился “Выпускной бал”, в подготовке которого принимали участие: музыкальный руководитель, учитель-логопед, воспитатели группы, родители и дети.

Подводя итоги нашей работы, можно сделать следующие выводы: показатели учебной мотивации, познавательной деятельности детей, развитость их психоэмоциональных функций значительно повысились.

Подготовка детей к школе строится на основе преемственных связей между дошкольным и начальным звеньями непрерывного образования. Необходимость изменения системы образования дошкольников в настоящее время не подвергается сомнению. Уже провозглашены основные идеи обновления содержания дошкольного воспитания, право воспитателя на творчество. И если мы, в ходе своего проекта смогли разнообразить обучение дошкольников, создать условия для самореализации ребенка творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем развития познавательных способностей, можно говорить об успешности нашего проекта.