Интегрированное занятие по валеологии с элементами развития речи в подготовительной группе по теме «Для чего нам это нужно?»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Расширять знания детей о человеческом организме, закрепить знания о внешних органах человека, уяснить значение этих органов.
  • Учить детей делать умозаключения, видеть причинно-следственные связи.
  • Формировать знания детей о сохранении и укреплении здоровья человека.
  • Воспитывать у детей желание быть здоровыми.
  • Учить выразительной и эмоциональной речи.
  • Развивать умение рассказывать.
  • Обогатить словарный запас слов.

Оборудование:

  • инопланетянин, картинки органов и частей тела человека (голова, уши,нос,глазая, рот, зубы, язык, руки, ноги, хвост, рога)
  • зуб веселый и зуб грустный, ширма, маракас, часы, бумага, треугольник, игрушка, две баночки, вода, молоточек.
  • гербарии цветов и растений с большим многообразием запахов.
  • тарелочки с солью, сахаром, лимонной кислотой.

Ход занятия:

Ребята, инопланетянин Мак решил узнать секрет: “Из чего состоит человек? (таинственно)

Сегодня мы раскроем этот большой секрет. Но время ограничено и мы успеем все рассказать. Поможет нам вовремя остановиться звонок будильника.

Человека создала природа. Она очень постаралась, ничего не забыла. Человек-самое удивительное творение природы. У человека нет ничего лишнего. Каждый орган выполняет свою работу. Они помогают друг другу. Если они работают слаженно, дружно-человек бодр, весел и здоров.

Инопланетянин Мак постарался и собрал все части человеческого организма. Он дал мне кристалл, с помощью которого можно с ним общаться.Это перстень, который загорается, если ответ был правильный.

Посмотрите внимательно, ничего он не напутал? (на доске картинки органов и частей тела человека) Далее следует игра “Найди лишнее” Дети называют орган и его функцию: голова-думать. Уши-слушать, глаза-смотреть, нос-дышать, нюхать, рот-говорить, зубы-жевать, язык- узнавать вкус продуктов, руки – ухаживать за собой, ноги- передвигаться, хвост и рога – лишнее.

Все ли он собрал? Нет. Сердце-перекачивающее кровь, легкие-они помогают нам дышать. О внутренних органах мы поговорим потом.

Итак, это голова. Посмотрите друг на друга. У всех ли голова на месте? Какие органы есть на голове? (глаза, уши, нос, рот, зубы, язык)

Мак услышал загадку и не знает про что она.

Загадка. Два братца живут через дорогу, а друг друга не видят. Что это? (глаза)

Что нам могут сказать глаза? (о том, какая форма, величина, цвет) Воспитательпоказывает маракас. Что могут нам сказать глаза об этом предмете? Он круглый, с ручкой, красного цвета.

Если человек потерял зрение, сможет ли он жить без него? Конечно может. Что ему помогает видеть невидимое? (чуткие уши, чувствительные руки)

Что надо делать, чтобы наши помошники глаза хорошо видели? Умываться, не сидеть близко перед телевизором, есть витамин “ А”- морковку, не читать при плохом освещении. Делать зарядку для глаз, которая помогает сохранить зрение и укрепляет глазные мышцы.

Зарядка.

Крепко зажмурьте глаза, сосчитайте до 5, затем откройте.

Быстро – быстро поморгайте, чтобы не успело исчезнуть то, что видите.

Сосчитайте до 15 остановитесь, осмотритесь. Снова быстро-быстро поморгайте.

Итак, для чего человеку нужны глаза? (чтобы видить все, что находится вокруг нас)

Живут два братца, друг друга не видят.

Говорить не могут, но все слышат. Что это? (уши)

Помогите Маку, раскройте секрет. О чем нам могут рассказать уши? (звучит музыка, пот птицы, говорит человек, голоса животных, шум и шорохи, журчанье ручья и т.д.)

За ширмой звучит маракас. Что уши могут сказать об этом предмете? (он шумит)

Итаку, что уши нам помогают делать? (слышать и различать звуки)

Приготовьте уши, сидите тихо и пусть они услышат, что звучит.

Игра “Что звучит?”

Узнайте, что вы слышите(шуршит бумага, журчит вода, звенит будильник, пищит игрушка)

Ребята, давайте узнаем, у кого из вас самые чуткие уши? (тикают часы) кто слышал?

А сейчас мы узнаем, что вы услышите если закроете уши? (звенит музыкальный треугольник, молоточек) Откройте уши. Какой звук слышали?

Если человек потеряет слух, сможет ли он жить без него? Конечно.

Что ему помогает понять, о чем говорят люди? (глаза, губы, мама радуется, огорчается, руки).

Как объяснить руками, если вас не слышат.

Игра “Скажи жестами”

Представьте, вы в вагоне поезда, уезжаете, а на перроне ваша бабушка, она вас не слышит. Вы должны сказать ей жестами:

- Я позвоню тебе

- Бабушка, завяжи косынку, а то упадет

- я достаю обед и буду кушать.

Итак, для чего же человеку уши? (Чтобы слышать, различать звуки. Поезд тронулся. Чистоговорка с двигательным движением и четким проговариванием всех звуков. (чу-чу-чу-я на поезде лечу).

В поезде разные люди. Словесная игра “Скажи как….” (ворчун-сердито,почемучка-вопросительно, весельчак-радостно, соня-медленно, застенчивый-ласково)

Закройте глаза.Представьте, мы едем, а мимо нас проносятся поля и леса, луга, полные цветов и благоухающих трав (освежитель). Что изменилось? Появился запах. Что за помошник нам это сказал? (нос) Для чего человеку нужен нос? (дышать, нюхать, согревать воздух, очищать)

Экспериментальная деятельность.

Мак нам придумал испытание. Он спрятал в бутылочках запахи. Пойдемте, понюхаем.

Игра “Угадай по запаху”

Красная бутылочка-чеснок, синяя-укроп, желтая-кофе, зеленая-духи.

Нос надо оберегать. Что надо делать, чтобы наш помошник – нос был здоров и не разучился чувствовать запахи? (беречь от простуды. Не ковырять)

Итак, для чего человеку нос? (чтобы нюхать, дышать)

А что же на тарелочках?

Игра “Узнай на вус”

Кто же из наших помошников скажет, что это?

Что говорят глаза? Что может сказать нос? А как узнать, что это?

Узнайте на вкус. Что это? (соль, сахар, лимонная кислота)

Что за помошник помог определить нам вкус продукта? (язык)

Но нельзя все попробовать, а то можно отравиться. Итак,язык- это наш зазведчик. Для чего он? Он определяет вкус пищи.

Нам надо пройти на свои места. Что за помошник помогает нам это сделать?(ноги)

Как можно передвигаться? (прыгать, танцевать, бегшать, присядать)

Физкультминутка

Итакдля чего нужны ноги? (чтобы передвигаться).

Долго инопланетянин Мак наблюдал за человеком и сам придумал загадку.

Красивыедвери в пещере. Белыезвери впещере.

А в этой пещере – кто-то живет. Что это? (рот)

Двери это губы. Зачем они? (улыбаться, смеяться, петь, разговаривать)

Звери-зубы. Зачем они? (пережевывать пищу, отчетливо произносить звуки).

Кто-то – это язык. Зачем он нужен человеку? (разговаривать, петь, определять вкус пищи) Чо еще умеет язычок? (зарядка для язычка)

Для чего нужна зарядка язычку? (чтобы хорошо двигаться, правильно произносить звуки).

Артикуляционная гимнастика

На качели побежали вверх-вниз, вверх-вниз. Язычок - не ленись.(качели)

Язычок, покажись. (любопытный язычок) Выглянул, посмотрел направо-налево и спрятался.

Захотел язычок на трубе поиграть поиграть.

Язычок вперед тяни, да края его загни.

До чего же хороша – наша трубочка – труба.

Ходим мы тик-так, тик-так, отбиваем каждый шаг. Очень точно мы идем. Никогда не отстаем. (часики)

Люди разговаривают на разных языках. Это удивило Мака. Это он подумал, что у всех разные языки и очень удивился. У людей разные языки?

Посмотрите друг на друга? Итак, для чего человеу язык? (определять вкус пищи, разговаривать, петь)

Посмитрите, чем отличаются зубы? (один веселый, другой грустный)

Почему он грустный? Он заболел, у него кариес, его надо лечить

Что надо делать, чтобы наши помошники – зубы были здоровы? (чистить, полоскать рот после еды, не есть много сладкого, не грызть орехи)

Итак, для чего нужны зубы человеку? (пережевывать пищу, отчетливо произносить звуки)

Звенит звонок будильника. Нам пора заканчивать. Наше время ограничено.

Каждый орган выполняет свою работу. Они помогают друг другу. Надо стараться, чтобы каждый орган был здоров, тогда человек будет бодрый и веселый. Инопланетянин Мак благодарит вас, емуу все понятно. Он многое узнал о человеке. Спасибо. А на прощанье просит поиграть с ним.

Игра “Найди не нужное”

Зачеркните, что вредит здоровью? (У каждого листы, на которых изображены полезные и вредные привычки. Дети должны зачеркнуть карандашом то, что вредит здоровью)