Методические рекомендации по использованию образовательных программ (по результатам методического аудита)

Разделы: Администрирование школы


С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов многие учителя сталкиваются с необходимостью разработки рабочих программ по учебному предмету. В статье 28 Федерального закона “Об образовании в РФ” прописана ответственность ОУ:

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации”.

Рабочая программа является основным документом учителя, поскольку в ней отражены:

- стратегия образовательного процесса педагога;

- методические подходы к образовательной деятельности;

- организационный аспект образовательного процесса;

- ориентиры результативности образовательной деятельности.

Образовательные программы определяют содержание образования. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014, глава II, статья 12]

Таким образом, учебную программу можно считать нормативной моделью деятельности учителя по достижению поставленной цели. Современная система образования предусматривает вариативность рабочих учебных программ, что обеспечивается разнообразием существующих образовательных программ по предмету. “Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам”. [Закон 273-ФЗ "Об образовании в РФ" 2014]

При составлении рабочей программы учитель может ориентироваться на один из возможных вариантов:

1. Разработка рабочей программы на основе примерной программы по предмету. Примерная программа рекомендована федеральным органом управления образованием по той или иной образовательной области, разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов.

2. В основу модифицированной программы может быть положена примерная, либо авторская (рекомендованная Министерством образования РФ) программа, которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, а также уровня подготовки обучающихся. Коррективы вносятся в программу самим педагогом и не затрагивают концептуальных основ организации образовательного процесса, присущих исходной программе, которая была взята за основу.

Педагог образовательного учреждения вправе вносить изменения в исходную программу не более чем на 25%. В пояснительной записке необходимо сделать обоснование вносимых изменений, например:

– в связи с изменением количества часов по учебному плану на изучение образовательной области, ее разделов и тем;

– с учетом особенностей изучения в профильных классах обосновать и определить содержание;

– с учетом принципа интеграции образовательных областей изложить последовательность изучения образовательного материала.

– и т.п.

Модифицированная программа рассматривается на заседании школьного методического объединения учителей-предметников или обсуждается на методическом совете. Она должна быть утверждена руководителем образовательного учреждения.

Данный подход к составлению рабочей программы наиболее предпочтителен и большинство учителей в своей педагогической деятельности используют именно такие программы. Они удобны ещё и тем, что соблюдается системность УМК (программа + учебник + дополнительные учебно-методические пособия).

Считаю важно напомнить о том, что модифицированная программа не отвечает требованиям к авторской программе и не является таковой.

3. Авторская программа разрабатывается педагогом с целью решения какой-либо практической задачи, связанной с преодолением определенных трудностей в образовательном процессе в экспериментальном режиме. Она может предполагать изменения в содержании, формах и методах обучения.

Программа обязательно проходит апробацию и издается в печати. Необходимое условие авторской программы — ее новизна. Только в случае выявления новизны предложений автора данная программа может претендовать на статус авторской. Она должна быть полностью создана педагогом (или коллективом авторов) и принадлежать ему (им) на правах интеллектуальной собственности. Как правило, эта программа предполагает:

- преподавание нового учебного курса (предмета);

- реализацию собственного подхода педагога к традиционным темам.

Новизну разработанной программы претендент на авторство четко прописывает в пояснительной записке к программе. Учитель должен показать принципиальные отличия его разработки от подходов других авторов, решающих сходную проблему.

Авторская программа должна иметь рецензию (рецензии), которая может быть внутренней или внешней.

Внутреннюю рецензию, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа. В ней отражен анализ качества документа, его соответствие уставу образовательного учреждения, действующим нормативно-правовым документам и требованиям к содержанию образования детей.

Внешнюю рецензию дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе. Такими экспертами могут быть специалисты кафедры преподавания предмета учреждения повышения квалификации и переподготовки работников образования. Внешняя рецензия предполагает оценку содержания программы в аспекте профиля обучения и используемых педагогом методик на предмет соответствия современным требованиям в данной области деятельности.

Рекомендуется получить две внешние рецензии.

Независимо от того, какой вариант составления рабочей программы выберет педагог, структура и содержание образовательной программы должны отвечать требованиям, прописанным в Стандарте. Она должна иметь:

1. Титульный лист.

2. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели образования с учетом специфики предмета, курса.

3. Общую характеристику учебного предмета, курса.

4. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

6. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета, курса.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.