Программа кружковой работы по тестопластике «Волшебное тесто»

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Учеными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Движения рук имеют большое значение для овладения письмом. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Развитию “ручной умелости” способствуют занятия по лепке.

Лепка, так же, как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений целью воспитательно - образовательного процесса является всестороннее развитие ребенка. Необходимым условием формирования гармонически развитого человека является полноценное развитие его творческих способностей. Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.

Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие.

Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.

Цель кружковой работы: Полноценное развитие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Задачи кружковой работы:

  • Овладение техническими приемами работы с тестом.
  • Овладение способами и приемами лепки.
  • Развитие эстетического и художественного вкуса детей.
  • Развитие творческого воображения.
  • Развитие восприятия.
  • Развитие сенсомоторных качеств.
  • Воспитание интереса к лепке.
  • Формирование у детей потребности к саморазвитию и самосовершенствованию.

Принципы:

  • Наглядность.
  • Сознательность и активность.
  • Доступность.
  • Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Систематичность и последовательность.
  • Вариативный подход.

Методы:

  • Информационно-рецептивный метод.
  • Репродуктивный метод.
  • Эвристический метод.
  • Исследовательский метод.
  • Словесный метод.

Функции тестопластики:

  • Коррекционно-развивающая - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т.д.).
  • Обучающая - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
  • Коммуникативная - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
  • Релаксационная - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения.
  • Воспитательная - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.

Форма работы: Совместная деятельность детей и педагога.

Срок проведения: 1 октября – 15 мая

Возрастная группа: дети 4 – 5 лет

Количество занятий: 28 занятий

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Форма организации: подгрупповая

Длительность занятий: 15 – 20 минут

Место проведения кружка: групповая комната

Структура занятия:

  1. Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры).
  2. Рассматривание образца.
  3. Объяснение, показ приемов лепки.
  4. Лепка детьми.
  5. Физкультурная пауза.
  6. Доработка изделия из дополнительного материала.
  7. Рассматривание готовых работ.

Ожидаемый результат работы кружка:

  • Дети научатся изображать предметы, используя умение передавать их выразительно путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.
  • Дети научатся использовать все многообразие усвоенных способов и приемов.
  • Дети научатся объединять созданные предметы в коллективную композицию.
  • У детей появится устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

Дети освоят следующие приемы лепки:

  • раскатывание круговыми и прямыми движениями;
  • соединение в виде кольца;
  • расплющивание;
  • прищипывание краев формы;
  • оттягивание отдельных частей от основной формы;
  • лепка из нескольких частей;
  • сглаживание поверхности формы;
  • вдавливание для получения полой формы;
  • использование стеки.

Способы лепки:

  1. Конструктивный - лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывание, вытягивание, сплющивание, прищипывание, соединение вместе).
  2. Скульптурный - из целого куска, превращая его в фигуру.
  3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.
  4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.
  5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Материал для работы:

- Краски, чтобы раскрасить высушенные работы. Можно использовать гуашь или акриловые краски.

- Цветная бумага для изготовления клювиков, хвостиков, плавничков.

- Проволока для изготовления усиков.

- Ленточка, если захочется завязать бантик на шее кота или мишки.

- Доска, покрытая фольгой, - это рабочее место.

- Скалка для раскатывания теста ровным слоем.

- Стека, чтобы разрезать тесто, делать надрезы и рисовать необходимые полосы, например, прожилки на листиках.

- Кисточка, смоченная водой, склеивает отдельные части соленого теста (как клей склеивает бумагу), а также разглаживает неровности на поверхности.

- Тонкая палочка делает проколы, отверстия, служит стеблем для растений. Понадобится для нанесения рисунка.

- Формочки удобны для вырезания теста.

- Влажная тряпочка, чтобы вытирать руки.

Рецепт соленого теста:

- 2 стакана муки;

- 1 стакан соли;

- 3/4 стакана воды.

При замешивании теста вместе с водой можно добавить 2-3 столовые ложки клея ПВА или растительного масла.

Неиспользованное тесто хранить в целлофановом пакете в холодильнике.

Советы:

- При соединении двух деталей из соленого теста место присоединения нужно смазывать мокрой кисточкой – так детали будут лучше держаться.

- Высушивать изделия можно на батарее, в духовом шкафу (под присмотром взрослых) или на солнышке, летом.

- После окончания работы тщательно вымойте руки с мылом, досуха вытрите их и смажьте растительным маслом.

Перспективное планирование кружка “Волшебное тесто”

октябрь 1. “Вот так тесто!” (знакомство с тестом)

2. “Печатки на тесте”

3. “Яблоки”

4. “Вишенки”

ноябрь 1. “Рябинка”

2. “Виноград”

3. “Крендели”

4. “Батон, пироги”

декабрь 1. “Розовая рыбка”

2. “Голубой кит”

3. “Елочные игрушки”

4. Печенье “Трубочки””

январь 1. “Улитка”

2. “Палитра”

февраль 1. “Ананас”

2. “Цыплята”

3. “Божья коровка”

4. “Вазочка”

март 1. “Тюльпаны”

2. “Зеленая веточка”

3. “Птицы счастья”

4. “Клубника”

апрель 1. “Медведь”

2. “Кошка”

3. “Гадкий утенок”

4. “Барашек”

май 1. “Яблоня”

2. “Подсолнух”

Методическое обеспечение.

1. Васина Н. С. Соленое тесто. - М. : Айрис - пресс, 2010. - 66с.

2. Доронова Т. Н. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей: методические рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе “Радуга”. - М. : Просвещение, 2000. - 160 с.

3. Хананова И. Н. Соленое тесто. - М. : Аст - пресс - книга. - 104 с.