Урок русского языка "Имя существительное 2013. Олимпийские игры"

Разделы: Русский язык


Единица содержания: Применение способов действия при выборе орфограмм, изученных по теме «Имя существительное».

Цель урока:

  • Обучающий аспект:
    • уметь пользоваться грамматическими категориями имени существительного (познавательные УУД);
    • формировать умения в комплексе применять способы действия при выборе орфограмм, изученных по теме (познавательные УУД); отрабатывать навыки правописания существительных (познавательные УУД);
  • Развивающий аспект:
    • развивать аналитическое мышление учащихся при работе с орфограммами (анализировать, доказывать, выстраивать логическую цепь рассуждений, делать выводы) (познавательные УУД, личностные УУД);
    • развивать инициативное сотрудничество в группе (регулятивные УУД);
  • Воспитывающий аспект:
    • воспитывать культуру общения со сверстниками и умение работать в коллективе (коммуникативные УУД, личностные УУД);
    • воспитывать речевую культуру.

Тип урока: комплексное применение знаний.

Этапы урока:

  • Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.
  • Этап применения знаний.
  • Этап подведения итогов урока на рефлексивной основе.

План урока русского языка в 6 классе по теме «Существительное 2013. Олимпийские игры»

Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.

Задачи этапа: постановка цели урока, мотивация учащихся, обсуждение форм работы на уроке, актуализация знаний учащихся.
Формы работы: фронтальная.
Методы: репродуктивный.
Оборудование: изображение олимпийских колец с названиями состязаний, девиз урока, изображение кубков, медали.

Деятельность учителя

Деятельность учеников, предполагаемые ответы на вопросы

Что мы сейчас изучаем?
Мы завершаем изучение этой части речи. Тема сегодняшнего урока звучит несколько необычно: «Существительное 2013. Олимпийские игры». И наши Олимпийские игры будут связаны с этой замечательной частью речи. Писатель Лев Успенский сказал: «Имя существительное – хлеб языка».
А девиз наших игр звучит так: «Быстрее, выше, сильнее». Быстро думать, ориентироваться в материале, повысить свой уровень знаний, почувствовать себя сильнее и увереннее. В наших «Олимпийских играх» будут представлены следующие виды соревнований: «эстафета», «орфографический поединок», «грамматический бой», «бег с препятствиями», «попади в цель».
Участниками этих «Игр» будут 2 команды: сборная команда «Медвежонок» и сборная команда «Леопардик».
Любым спортивным соревнованиям предшествуют длительные, упорные тренировки. И мы с вами много уроков усердно трудились, изучая эту часть речи, прежде чем пришли к нашим играм.
Как вы думаете, какова цель сегодняшних «игр»?
(Повторить изученный материал по данной теме и применить полученные знания на практике; повторить все орфограммы, связанные с этой частью речи и условия их выбора).
Участники любой команды, особенно спортивной, действуют по определённым правилам и законам, повторите их.
А в командах всегда присутствует командный дух: Один за всех и все за одного. Это значит, что за участие в каждом состязании команда получает медаль: золотую, серебряную или бронзовую. Каждая медаль имеет своё достоинство: золотая – 5 баллов, серебряная – 4 балла, бронзовая – 3 балла. Выступления отдельных игроков также засчитываются команде. В заключение будут подведены итоги, и каждый участник команды получит оценки в соответствии с баллами, заработанными всей командой.
Всем известно, что перед любыми спортивными мероприятиями необходимо провести разминку. В ней принимают участие все игроки.

Разминка «Мозговой штурм»

1 команда

  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Как изменяется существительное?
  • На какие группы делятся существительные в зависимости от особенностей склонения?
  • В чём особенность несклоняемых существительных?
  • Какие существительные называются существительными общего рода?
  • Какая гласная «не дружит» со 2 склонением, а какая с – 3 склонением?

2 команда

  • Каково общее значение имени существительного?
  • Как называется изменение по падежам и числам?
  • Какие существительные называются разносклоняемыми?
  • К какому роду могут относиться имена существительные?
  • Какие 3 падежа существительных трудны для написания окончаний?
  • В чём особенность существительных на -ий, -ия, -ие?
Имя существительное.

 

 

 

Учащиеся формулируют цель.

Учащиеся повторяют правила групповой работы.

Участники обеих команд отвечают по очереди.

Этап применения знаний
Задачи этапа: обеспечение усвоения новых знаний на уровне применения в изменённой ситуации.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: продуктивный.
Оборудование: домики – схемы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика, предполагаемые ответы на вопросы

Ну а теперь, когда мы теоретически подкованы, объявляю «Олимпийские игры» открытыми. А участникам желаю больших побед.

I. «Эстафета»

Задание: отметить правильный вариант ответа. Каждый участник выполняет по одному заданию.

1) К несклоняемым относятся имена существительные:

1 команда

Дочь
Плакса
Купе

2 команда

Жюри
Время
Квитанция

2) Именем существительным мужского рода является слово:

Пенальти
Какао
Авеню
Кенгуру
Такси
Ателье

3) Именем существительным среднего рода является слово:

Кофе
Кашне
Баку
Семя
Кольраби
Сочи

4) К разносклоняемым относится группа существительных:

Море, поле, горе
Племя, семя, знамя
Песня, горе, воля
Небо, семя, сено
Вода, зарево, тема
Стремя, путь, темя

5) К 3 склонению относится имя существительное:

С плеч
Глушь
Плач
Тишь
Грач
Из училищ

6) Именем существительным общего рода является слово:

Плакса
Академия
Стремя
История
Задира
Вымя
 

Каждый участник команды отмечает правильный вариант ответа.

В заключение подводятся итоги – учащиеся обращаются к схеме.

Работа команды оценивается медалями.

II. «Орфографический поединок»

Теперь, когда мы в хорошей физической форме, переходим к следующему виду «Олимпийских игр»: «Орфографическому поединку».
От каждой команды приглашается по одному участнику, которого выберет команда и которому предстоит защищать её честь.
Задание: Записать словосочетания, графически обозначить условия выбора орфограмм и объяснить их.

Мечтать о победе, жалеть о времени, деревья в инее, выросли на аллее, индейцы племени, поздравлять на юбилее, находился в сомнении, сбросить с плеч, показалось из-за туч, видел в Японии.

Участники по очереди объясняют орфограммы в словах.

В заключение подводятся итоги – учащиеся обращаются к схеме.

Работа команд оценивается медалями.

III. «Грамматический бой»

А сейчас командам предстоит послушать лингвистическую сказку и ответить на вопрос.

Давным-давно жили на свете слова, по имени Существительные. Но они были совсем не такими, как теперь: отличались особой твёрдостью и не позволяли себе никаких нежностей. Но вот появились некие морфемы, и всё изменилось. Существительные поверили им, подружились с ними и стали ласковыми и нежными. Однако эти морфемы только кажутся добрыми. А на самом деле они очень коварны. Их нужно уметь распознавать, чтобы доверчивые существительные не попали в беду.

А на помощь им сейчас придут наши олимпийцы, которым предстоит вступить в «грамматический бой» и сразиться с этими морфемами.
О каких морфемах идёт речь?

Переплёт…к, набор…к, лесоч…к, цветоч…к, кузнеч…к, дружоч…к, развед…к, камен…к, ореш…к, перебеж…к, сыноч…к, подпис…к.

Учащиеся называют уменьшительно-ласкательные суффиксы.

В заключение подводятся итоги – учащиеся обращаются к схеме.

Работа команд оценивается медалями.

1 этап

Задание: вставить пропущенные буквы и распределить слова в 2 столбика.
Обозначить условия выбора орфограммы. Обосновать свой выбор.
I – с суффиксами -ек, -ик
II – с суффиксами -чик, -щик

 
2 этап

Задание: отобрать рисунки, на которых предметы обозначены словами с суффиксами 1) -чик, -щик, 2) -ек, -ик.

 
IV. «Бег с препятствиями»

Следующим видом соревнований заявлен «Бег с препятствиями».

Задание: вам предстоит поработать с гласными -о,-ё после шипящих. Из диктуемых мною словосочетаний выписать только существительные с гласной о после шипящих – в одну колонку, с гласной ё – в другую.
А препятствие заключается в том, что эти гласные затерялись в разных частях слова. Чтобы не ошибиться в их выборе, вы должны определить эту часть слова и вспомнить условия написания нужной буквы.

Точным чертежом, ласковый шёпот, ровный шов, пушистый зайчонок, короткая чёлка, натуральный шёлк, седой старичок, новым плащом, тёмной тучей, спелый жёлудь, детская ручонка, вкусной грушей.

Учащиеся объясняют, обосновывая свой выбор.

В заключение подводятся итоги – учащиеся обращаются к схеме.

Работа команд оценивается медалями.

V. «Товарищеская встреча капитанов»

Между играми судейской коллегией запланирована товарищеская встреча капитанов команд, которым предстоит сыграть в игру «Четвёртое лишнее». Капитаны могут принести командам дополнительную медаль.

Игра «Четвёртое лишнее»

1 группа

(Не)доверие, (не)счастье, (не)друг, а враг, (не)ряха

2 группа

Вовсе (не)глупец, (не)внимание, а рассеянность,(не)вежливость, (не)вода.

 

В заключение подводятся итоги – учащиеся обращаются к схеме.

Выступление капитанов оценивается медалями.

VI. «Попади в цель»

И мы приближаемся к финалу наших «Олимпийских игр». Заключительным видом состязаний будет состязание «Попади в цель». Самым метким стрелком окажется та команда, которая поразит все цели. А целями являются все изученные по теме орфограммы.

«Попади в цель»

Задание: Проанализировав предложения, найдите все изученные по теме «Имя существительное» орфограммы. Выпишите названия этих орфограмм.

1 команда

1) Уж утро хладное сияло на темени полнощных гор.

2) Живёт Балда в поповом доме, спит себе на соломе.

3) Ты не лебедь ведь избавил,
Девицу в живых оставил,
Ты не коршуна убил,
Чародея подстрелил!

2 команда

1) Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок!

2) От зелёного вина отрекалася она,
Пирожок лишь разломила, да кусочек прикусила.

3) Встаёт купец, идёт разносчик,
На биржу тянется извозчик.

Работа команд оценивается медалями.
Подведение итогов урока на рефлексивной основе
Задачи этапа: дать анализ и оценку успешности достижения цели, наметить перспективы последующей работы.
Формы работы: фронтальная.
 
Вы приняли активное участие в спортивных состязаниях. Посчитайте количество баллов, полученных каждой командой, обратитесь к критериям оценивания.

Обратимся к девизу наших игр. Поднимите руки те, кто быстро думал и ориентировался в материале, кто повысил уровень своих знаний, кто почувствовал себя сильнее и увереннее.

 

Критерии выставления оценок за урок

Оценка «5» 28-30 баллов
Оценка «4» 25-27 баллов
Оценка «3» 22-24 баллов