Методическая разработка на тему "Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 4-го класса ОНИ, ОДИ ДМШ"

Разделы: Музыка

Класс: 4


Пояснительная записка

Теоретический тест по сольфеджио для учащихся 4 класса ОНИ, ОДИ является продолжением теоретического теста по сольфеджио для учащихся 3 класса ОНИ, ОДИ, опубликованного в 2014 году на Всероссийском фестивале педагогических идей «Открытый урок». Содержание теста охватывает весь основной программный материал для учащихся 4 класса ДМШ. Задания построены от более простых и конкретных вопросов к более сложным и обобщённым вопросам (всего – 78). Имеются преемственные связи с материалом предыдущих классов. Многие вопросы закрепляют пройденную ранее теорию 3 класса, но изложены теоретически по-другому или даны в практическом виде. Повторение теоретического материала предыдущих классов используется для закрепления, прочного усвоения и подготовки учащихся к выпускному экзамену в 5 классе. В тест входят разделы: I – «Лад, его особенности. Тональности»; II – «Простые диатонические интервалы»; III – «Тритоны и характерные интервалы»,  IV – «Аккорды»; V – «Метроритм»; VI – «Некоторые общие теоретические понятия»; VII – «Музыкальная форма». Вопросы можно использовать в текущем, промежуточном, итоговом контроле (по усмотрению педагога). Творческий подход к данному тесту позволяет делить его на части, выбирать отдельные вопросы к определённым темам, к обычным или контрольным урокам, итоговому зачёту. Каждый педагог вправе сочинять свои варианты заданий, дополняя данное содержание теста. Автор данной работы желает преподавателям теоретического цикла и учащимся ДМШ больших творческих успехов в их совместной деятельности!  

I раздел – «Лад, его особенности. Тональности»:  3 вида мажора, 3 вида минора, переменный лад, одноимённые и параллельные тональности до 5 знаков (22 вопроса).

1. Лад – организация музыкальных звуков вокруг одного опорного устойчивого звука, который называется тоникой (подчеркните букву ответа):

а) да;        б) нет.

2. Существует 2 вида лада (продолжить):____________________________

3. Гамма – последовательный ряд звуков от тоники до её...___________________(завершить)

4. Звуки гаммы (продолжить) называются______________ и обозначаются__________________

5. Отметить ступени лада: устойчивые звуки – кружком; вводные звуки – квадратами; тетрахорды – квадратными скобками:

I       II      III      IV      V      VI      VII      VIII.

6. Что не относится к гамме? Обвести букву ответа:  

а) опевания;  б) устойчивые звуки;   в) эпизод;
г) вводные звуки;   д) неустойчивые звуки;   е) тоника;   ё) тетрахорды.

7. Мелодия часто заканчивается самой устойчивой ступенью лада (записать словом и римской цифрой): ________________________

8. Написать обозначением самый устойчивый аккорд в музыке в мажоре и миноре:_____________

9. Определить по строению мажорный и минорный звукоряды и подписать их (Dur, Moll):

2Т – П – 3Т – П _____________         Т – П – 2Т  – П – 2Т ________________ 

10. Подписать, где параллельные тональности, а где одноимённые:

Ре мажор и ре минор_____________________   Ре мажор и си минор______________________

11. Подписать (интервалом), на каком расстоянии от I ступени мажора находится тоника параллельной минорной тональности?

ре минор                                                               Фа мажор
I  _________________    ?   _________________I

12. Написать диезные параллельные тональности по ключевым знакам на квинту вверх:

Параллельные тональности 0 1# 2# 3# 4# 5#
Мажор До          
Минор ля          

13. Написать бемольные параллельные тональности до 5 знаков на  квинту вниз:

5b 4b 3b 2b 1b 0

Параллельные тональности

          До Мажор
          ля Минор

14. Лад, в котором сочетаются две тоники параллельных тональностей, называется (завершить)… ________________________

15. Что значит разрешение? Обвести букву ответа кружком: а) переход устойчивых звуков в устойчивые звуки; б) переход неустойчивых звуков в соседние устойчивые звуки; в) перенос
нижнего звука на октаву вверх.

16. Переход неустойчивых звуков лада в  соседние устойчивые звуки называется …(закончить) __________________________

17. Подписать римскими цифрами ступени, которые так разрешаются:

18. По ключевым знакам определить тонику мажорных тональностей. <Приложение 1. Рис.1>

19. Написать вид минора и мажора, у которого звуки без изменений___________________

20. Написать нотами в восходящем движении ми бемоль мажор и фа диез минор гармонического вида (со знаками). <Рис.2>.

21. Написать вверх мелодический фа минор слогами в правильном порядке: фа, соль, си бемоль, ре бекар, ля бемоль, до, ми бекар, фа... ______________________________________________

22. Соединить линиями вид лада с обозначением:

Минор без изменений                                                                          Dur м
Мажор без изменений                                                                          Dur г 
Мажор с VIb                                                                                          Dur н
Мажор с VIb, VIIb                                                                                 Moll н
Минор с VII #                                                                                        Moll м
Минор с VI#, VII#                                                                                 Moll г

II раздел – «Простые диатонические интервалы» (10 вопросов)

1. Расстояние между двумя звуками называется ___________________(дописать).

2. Чистые интервалы: сделать соответствие данным интервалам количество ступеней и количество тонов (соединить стрелками):

количество ступеней название интервалов количество тонов
4 ч. 1 2,5т
1 ч. 4 3,5т
8 ч. 5
5 ч. 8

3. Малые интервалы. Сделать соответствие интервалам количество ступеней и тонов (соединить стрелками):

количество тонов название интервалов количество ступеней
м. 2 2
0,5т м. 3 7
м. 6 6
1,5т м. 7 3

4. Большие интервалы. Сделать соответствие интервалам количество ступеней и тонов (соединить стрелками):

количество тонов название интервалов количество ступеней
5,5т б.7 2
4,5т б.6 3
б.3 6
б.2 7

5. Консонирующие и диссонирующие интервалы (соединить стрелками):

консонансы
весьма совершенные
совершенные
несовершенные
диссонансы
ч. 4; ч. 5
м. 3; б. 3; м. 6; б. 6
м. 2; б. 2; м. 7; б. 7; ув. 4; ум. 5
ч. 1; ч. 8

6. Отметить гармонические интервалы буквой  Г, мелодические – буквой М. <Рис.3>.

7. Чистая прима и чистая октава. Соединить стрелками обозначение интервалов с его характеристикой:

ч. 1                          повтор звука в другой октаве,
ч. 8                          повтор звука в той же октаве.

8. Гармоническая краска диссонансов;  ч. 4; ч. 5 (соединить линией):

м. 2, б. 2, м. 7, б. 7                                                          пусто;
ч. 4                                                                                   резко, неблагозвучно;
ч. 5                                                                                   решительно, призывно.

9. Мажорная и минорная краска консонансов (соединить стрелками):

м. 3, м. 6                                                                         мажорная краска;
б. 3, б. 6                                                                          минорная краска.

10. Расстояние между звуками интервала. Соединить стрелками обозначение интервала с  характеристикой расстояния между звуками:

м. 3, ч. 1, м. 2, б. 2                                                          широко;
ч. 8, б. 7                                                                           узко;
ч.4, ч. 5                                                                            среднее расстояние.

III раздел – «Тритоны и характерные интервалы» (6 вопросов)

1. Какие интервалы соответствуют этим названиям? Соединить стрелками:

простые диатонические интервалы                           ув. 4, ум. 5;
тритоны                                                                        м. 3, ч. 5, м. 6, б. 2, б. 6.

2. Подписать ступени и соединить характерные интервалы с разрешением (в гармоническом миноре):

ув. 2                                                              ч.5;
ум.7                                                              ч.4.

3. Подписать характерные интервалы гармонического си минора с разрешением и ступени, на которых они строятся. <Рис.4>

4. Тритоны с разрешением в мажоре и гармоническом миноре. Подписать ступени и соединить интервалы с разрешением:

ув.4                                                                          б.3 (м.3);
?______                                                                    ? ______
ум.5                                                                          м.6 (б.6).
? ______                                                                     ? _______

5. Подписать тритоны в ля бемоль мажоре натуральном, фа миноре гармоническом и ступени, на   которых они строятся.  <Рис.5>

6. Отметить самые напряжённые интервалы по окраске: ум. 5, ч. 5, м. 6, б. 3, ч. 4, ув. 4, ч. 4 (подчеркнуть их).

IV раздел – «Аккорды».  Обращения и разрешение аккордов. Гармоническая краска аккордов (16 вопросов)

1. Главные трезвучия – это трезвучия:   

а)    I, III, V ступеней;
б)    I. IV. V ступеней;
в)    II, IV, VI, VII ступеней (подчеркнуть букву).

2. Обращения Б5/3, М5/3.  Соединить стрелками обозначение аккордов с их строением:

М.6                                                               м.3 + ч.4
Б.6                                                                б.3 + ч.4
М 6/4                                                            ч.4 + б.3
Б 6/4                                                             ч.4 + м.3

3. Показать стрелками разрешение обращений главных трезвучий:

Д5/3                                               Т5/3 (t5/3)                                  S5/3 (s5/3)
Д6                                                  Т6 (t6)                                        S6 (s6)
Д6/4                                               Т6/4 (t6/4)                                  S6/4 (s6/4)

4. Главные и побочные трезвучия. Какие трезвучия соответствуют этим названиям? (Соединить стрелками):

Главные трезвучия лада                                           II5/3, III5/3, VI5/3, VII5/3;
Побочные трезвучия лада                                        I5/3, IV5/3, V5/3.

5. Соединить стрелками названия аккордов, интервалов с их обозначением:

Главные трезвучия с обращениями                        VII7, Т7, III7, S7, II7, VI7, Д7.
Интервалы                                                                 Д2, Д6/5, Д7, Д4/3.
Д7 с обращениями                                                    Д6, Т6/4, S6, Т5/3, S6/4, Д5/3, S5/3, Д6/4, Т6.
Септаккорды                                                              ч.1, б.7, м.3, ч.5.

6. Определить ответ для обращения интервалов и аккордов (соединить стрелками):

Обращение аккордов                                              а) перенос нижнего звука на октаву вверх, другой звук – на месте;
Обращение интервалов                                          б) перенос нижнего звука на октаву вверх, другие звуки – на месте.

7. Где встречается обращение?.Подчеркнуть 3 правильных ответа:

а) у размеров;    б) у гаммы;
в)   у септаккодов;   г) у трезвучий;    д) у интервалов. 

8. На чём чаще всего основано разрешение все неустойчивых интервалов и аккордов? Выбрать ответ, обвести букву кружком:

а) на плавном движении неустойчивых звуков в соседние устойчивые звуки;
б) на движении скачком в устойчивые звуки; в) на движении в любые соседние звуки.

9. Расставьте в правильном порядке обращения аккордов от основного вида сверху вниз:

Т6/4   ________________Д6________________S6________________Д2_______________
Т5/3   ________________Д6/4______________ S6/4______________Д6/5______________
Т6     ________________ Д5/3______________ S5/3______________Д7   ______________
Д4/3 ______________

10. Отметьте правильное разрешение аккордов:  Д7, мVII7, ум.VII7  (соединить стрелками с тоническими аккордами):

Д7

м.VII7

ум.VII7
                                  Т6
                                  Т5/3 с пропущенной квинтой, утроенной I ступенью
                                  Т6/4
                                  Т5/3 с удвоением квинты
                                  Т5/3 с удвоением терции

11. В каком виде лада строятся мVII7 и ум.VII7? Соединить стрелками:

м.VII7                                              Dur н
                                                         Dur г
ум.VII7                                            Moll н
                                                         Moll г 

12. Обращения интервалов и аккордов. Сколько обращений у интервалов, трезвучий, септаккордов? Ответ соединить с цифрой:

у интервалов                                                                                           1
у трезвучий                                                                                             2
у септаккордов                                                                                       3

13. Подчеркнуть самые напряжённые аккорды: VI5/3, Д7, ум.VII7, S6/4, ум.5/3, Д6, Д6/4, S5/3.

14. Подчеркнуть самые светлые аккорды: Д5/3, T5/3, S5/3, t6, S6/4, умVII5/3, Д7, м.VII7.

15. Подписать обращения Д7 и мVII7, ум. VII7 в основном виде.< Рис.6>.

16. Подписать обращения главных трезвучий.< Рис.7>.

V раздел – « Метроритм» (12 вопросов)

1. Чему  равен затакт 2 шестнадцатых? Соединить затакт линией c длительностью <Рис. 8>:

2. Поставить размеры перед ритмом <Рис. 9>:

3. Показать стрелками длинный и короткий пунктирный ритм <Рис. 10>:

4. Триоль – это: а) деление доли на 4 равные части; б) деление доли на 2 равные части; в) деление доли на 3 равные части. Подчеркнуть букву.

5. Соединить триоли с протяжённостью долей <Рис. 11>:

6. Пунктирный ритм – это ритм с точками (подчеркнуть ответ): а) согласен (а); б) не согласен (а).

7. Подчеркнуть пунктирный ритм среди других ритмических рисунков <Рис. 12>:

8. Синкопа –  это…(обвести букву правильного ответа:

а) чередование сильных и слабых долей;
б) смещение метрического акцента с сильной доли на слабую;
в) подчёркивание сильной доли.

9. Определить синкопу. Внутритактовую синкопу подчеркнуть одной чертой, междутактовую – двумя чертами <Рис. 13>:

10. Каким танцам принадлежат следующие ритмические рисунки? Соединить линиями <Рис. 14>:

11. Разделить ритм на такты и сгруппировать в размере 2/4. <Рис. 15>

12. Из перечисленных размеров отметить сложные размеры: а) 3/4,   б) 4/4;  в) 3/8;  г) 6/8.

VI раздел – «Некоторые общие теоретические понятия» (7 вопросов)

1. Три типа тональных соотношений. К  ответам: поставить цифры:

1) сопоставление       переход из одной тональности в другую с возвращением в первоначальную;
2) отклонение             сопоставление тональностей на гранях формы;
3) модуляция              переход из одной тональности в другую с закреплением тоники новой тональности.

2. Что значит сольфеджирование и сольмизация? Соедините вопрос с ответом:

а) пение по нотам с дирижированием;
б) проговаривание нот с дирижированием.

3. Секвенция – это…(подчеркнуть букву ответа):

а) варьирование мотива;
б) проведение мотива в другом голосе;
в) смещение мотива на другую высоту вверх или вниз (на интервал 2, 3, 4…).

4. Согласны ли вы, что секвенция используется для развития мелодии? Подчеркнуть ответ:

а) да; 
б) нет.

5. Транспонирование –  перенесение фразы или мелодии _______________________(завершить).

6. Определить в музыкальных примерах секвенцию и транспонирование. Отметить их буквами:

С и Т. <Рис. 16>. В транспонировании определить тональности, в секвенции – отметить звенья, интервал, на который смещается мотив, указать направление секвенции (вверх или вниз).

7. Написать ответы к определениям:

а) точное повторение темы                                        _______________________
б) изменённое повторение темы                               _________________________
в) повторение мотива в другом голосе                     _________________________

VII раздел – «Музыкальная форма» (5 вопросов)

1. Какой из перечисленных признаков не является частью периода? Подчеркнуть букву:

а) предложение;
б) мотив;
в) субмотив;
г) рефрен;
д) фраза.

2. Одночастная музыкальная форма, излагающая одну музыкальную мысль (тему), называется… _____________________(дописать).

3. Части периода, его членение. Поставить буквы от большего построения к меньшему:

а) предложение                                                   ____________________
б) фразы                                                               ____________________
в) период                                                             ____________________
г) субмотивы                                                       ____________________
д) мотивы                                                            ____________________

4. Соединить названия музыкальных форм с их схемами:

Простая 2-х частная форма                                          А
Период                                                                            А – В
Рондо                                                                               А – В – А – С – А
Простая 3-х частная форма                                           А – А1 – А2 – А3 – А4…
Вариации                                                                         А – В – А

5. Как называется музыкальная форма, в первом разделе которой 4 музыкальные темы: гл.п., св.п., п.п., з.п. ? _______________________________(написать).