Сценарий проведения игровой программы "Пословицы недаром молвятся!"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 4, 5

Ключевые слова: загадки, загаданные пословицы


Цель: познакомить учащихся с одним из малых жанров фольклора – пословицами и поговорками.

Задачи:

  • Формировать понятия о пословице и поговорке как фольклорных жанрах.
  • Формировать интерес учащихся к родному языку, знакомить их с богатством и разнообразием родной речи, расширять их кругозор.
  • Способствовать повышению культуры речи учащихся, обогащению их словарного запаса пословицами и поговорками.
  • Развивать творческие способности, логическое, ассоциативное и абстрактное мышление детей.
  • Знакомить учащихся с национальными особенностями разных народов.
  • Воспитывать детей в духе межнациональной терпимости и толерантности.
  • Формировать умение командной работы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Дети делятся на три команды. Каждая занимает свое рабочее место.
Звучит фонограмма песни «Вместе тесно…» (автор М.Скребцова).

Ведущая: Дорогие ребята! Нашу программу я хочу начать с загадки. А ну-ка, отгадайте, о чем идет речь?

Вам выражения знакомы:
Про первый блин, что вечно комом,
Про сор, что из избы несут…
Как их в народе все зовут?      (Пословицы)

Пословицы недаром молвятся,
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают.
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Без пословиц не проживешь – точно и справедливо сказано народом. В краткой, образной форме они отражают все стороны человеческой жизни. В них заключены вековая мудрость, красота и сила русской речи.
Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится.

  • Пословица – всем делам помощница.
  • Без пословицы не проживешь.

Русский народ очень богат пословицами. Свое глубокое уважение к пословицам и свой взгляд на них народ выразил в пословицах о самих пословицах:

  • Пословица вовек не сломится.
  • Пословицы ни обойти, ни объехать.
  • Пословица ведется, как изба веником метется.

По мнению народа, каждая пословица наполнена содержанием: «Всякая пословица недаром молвится», «Старинная пословица не на ветер молвится». Придавая высокое значение пословице, народ считает, что пословица – это речь умная, разумная, содержательная: «Глупая речь – не пословица», или: «Белый свет – не околица, а пустая речь – не пословица».
Какие еще пословицы о пословицах сложил русский народ, вы узнаете, выполнив задание игры «Составь пословицу!»

Проводится дидактическая игра «Составь пословицу!»

Каждая команда получает карточку, на которой отдельными словами в произвольном порядке написаны пословицы. Задача детей составить эти пословицы.

1 команда

  • пословица, Всякая, не, мимо, молвится, дела. (Всякая пословица не мимо дела молвится.)
  • слово –, Не, пословица, всякое. (Не всякое слово – пословица.)

2 команда

  • пословица, в, Хороша, лад. (Хороша пословица в лад.)
  • есть, на, пословица, спесь, И, твою. (И на твою спесь пословица есть.)

3 команда

  • Егорку, поговорка, всякого, На, есть. (На всякого Егорку есть поговорка.)
  • слова, Из, выкинешь, поговорки, не.  (Из поговорки слова не выкинешь.)

Все команды

  • строится, Без, дом, не, углов, не, пословицы, речь, без, молвится. (Без углов дом не строится, без пословицы речь не молвится.)

Ведущая: Что же такое пословица? Пословица – это краткое изречение, заключающее в себе какое-нибудь практическое поучение.
Пословица учит, как надо жить, как обходиться с людьми, как надо относиться к труду, к своему  отечеству и т.д.
Пословица величает труд и тружеников, порицает лень и лентяев, высмеивает и обличает жадность богатых, заступается за бедных, учит верить в добро, справедливость, правду, уважать науку, просвещение и книгу.
Эти маленькие мудрые изречения веками учили и воспитывали целые поколения, служили для размышлений. Недаром русские люди уже много лет назад составляли для себя рукописные сборники пословиц, перечитывали их, раздумывали над ними, старались их запомнить. И еще заметили, что стихи запоминаются лучше, чем проза. Поэтому и  становились пословицы стихотворными строчками:

  • Вся семья вместе, так и душа на месте.
  • Если мил друг, то и семь верст не крюк.

Проводится  игра «Загадки, загаданные пословицами».

Ребятам предлагается отгадать загадки, загаданные пословицами и поговорками. А затем вспомнить и назвать пословицу со словами-отгадками.

1 команда

  • Лапки её мягки, да когти остры.
  • Она спит, а мышей видит.
  • Доброе слово и ей приятно. (Кошка)

 

  • И она помнит, кто ее кормит.
  • Не бойся ее брехливой, а бойся молчаливой.
  • Она на сене: сама не ест и другим не дает. (Собака)

Вспомните и назовите пословицу, которая характеризует взаимоотношения постоянно ссорящихся людей. (Живут, как кошка с собакой.)

2 команда

  • Грозит она кошке, да из норы.
  • Она гложет, что может.
  • Надулся, как она на крупу. (Мышь)

 

  • Она на порог, а мышка в уголок.
  • Ее против шерсти не гладят.
  • Знает она, чье мясо съела. (Кошка)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает предостережение человеку, обидевшему слабого. (Отольются кошке мышкины слезки.)

3 команда

  • Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой.
  • Как его ни корми, он все в лес смотрит.
  • Его ноги кормят. (Волк)
  • Он неуклюж, да дюж.
  • С ним дружись, а за топор держись.
  • Два их в одной берлоге не уживутся. (Медведь)

Вспомните и назовите пословицу, которая означает попадание из малой беды в большую.  (От волка бежал, да на медведя напал.)

Ведущая: Если бы собрать все до единой пословицы одного только русского народа, то образовалась бы огромная многотомная энциклопедия народной мудрости, завещанной нам веками.
Знаменитый собиратель русских народных пословиц Владимир Иванович Даль, современник А.С.Пушкина, потратил 50 лет своей жизни на собирание пословиц, и все же его сборник пословиц считается далеко неполным.
«Пословица – это коротенькая притча… Это суждение, приговор, поучение, высказанное и пущенное в оборот, под чеканом народности», – такое определение дал пословице В.И.Даль.

Проводится дидактическая игра «Живые буквы» – тема «Пословица».

Команды  получают наборы карточек с буквами, из которых они сначала составляют исходное слово «Пословица», а затем из букв исходного слова  –  слова-ответы на вопросы.

Ведущая дает задание:

Вам буквы выданы не зря,
Несложен их секрет.
Из них составьте вы, друзья,
На мой вопрос ответ!

1.   Оно не воробей, вылетит – не поймаешь.                             слово
2.   Когда она есть, ума не надо.                                                    сила
3.   Им лучше в грязь не ударять.                                                  лицо
4.   Кто и во сне кур считает?                                                        лиса
5.   Паршивая, она все стадо портит.                                            овца
6.   В сказке был чудесный пир,
Что на нем я с медом пил?                                                       пиво
7.   Бывает он долог, да ум короток.                                             волос

Чтецы:

Бывает частенько, что слово одно,
Но очень по-разному служит оно
Примеры тут можно найти без труда:
Возьмем хоть короткое слово «вода».
Вот был я мальчишкой, да детство прошло.
С тех пор уж «не мало воды утекло».
О смелом мы вправе сказать на перед,
Такой «сквозь огонь и сквозь воду пройдет».
А гуси и утки сухие всегда,
Заметили люди: «Как с гуся вода».
Случалось с тобою, ты правил не знал,
Молчал при опросе? «Воды в рот набрал».
Лентяй отдыхает, а время идет,
«Под камень лежачий вода не течет».
Сказать болтуну мы порою не прочь:
«Довольно мол, воду-то в ступе толочь!»
Не прочь и другому сказать невзначай:
«Довольно лить воду, ты дело давай».
Работать впустую. Что скажут потом?
Не дело, мол, «воду носить решетом».
Стихи я пишу не жалея труда,
Чтоб вы не сказали: «В стихах-то вода».
В.Суслов «Как работает слово»

Ведущая: Пословицы стали возникать еще до появления письменности. В России они были известны свыше тысячи лет назад.
Русская народная пословица существовала в различных слоях общества, но большинство пословиц возникло в народной среде, и творцом их является сам народ.
«Вот как хорошо сочиняют мужики. Все просто. Слов мало, чувства много», – сказал однажды великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Пословичная энциклопедия народной мудрости непрерывно обновляется и обогащается, как и сама народная жизнь. На место устаревающих пословиц всегда возникают новые, отвечающие потребностям народа. Кроме того, среди старых пословиц много таких, которые не устарели еще и в наше время. Самые устойчивые из старинных пословиц те, которые величают труд и учение и выражают презрение к невеждам, глупцам и лентяям.

  • Лентяй да шалопай – два родных брата.
  • Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
  • Где ум, там и толк.
  • Красна птица пером, а человек умом.

Проводится дидактическая игра «Азбука – к мудрости ступенька».

Ребятам предлагается заменить предложения пословицей или поговоркой.

Без знаний не прожить. (Ученье – свет, а неученье – тьма.)
Учиться надо всю жизнь. (Век живи, век учись.)
Освоение грамоты – большой труд. (Сперва аз да буки, а там и науки.)
Для учения нет старости. (Грамоте учиться всегда пригодится.)
Учиться трудно, но результат стоит трудов. (Корень учения горек, а плод его сладок.)

Ведущая: Не каждый человек сумеет рассказать сказку или спеть песню. Но любой человек может употребить в разговоре пословицу или поговорку и даже сам того не заметит. Не зря в народе говорится: «Без пословицы речь не молвится».
Я прочитаю вам одну сказочную историю из книжки «Пословицы и поговорки в сказках». Вы внимательно слушайте и назовите потом те пословицы и поговорки, смысл которых объясняется в этой сказке.

Ведущая читает сказку «Делу время – потехе час» О.Перовой.

Ведущая: Все народы имеют пословицы, и у всех народов пословицы ведут свое начало от самой глубокой древности. Но у каждого народа они свои, потому что пословицы отражают национальные черты каждого народа.
«За двумя зайцами пого­нишься – ни одного не пойма­ешь», – говорят русские люди. А в Азербайджане о том же самом скажут иначе: «Два арбуза одной рукой не удержишь».
«Новая метла чище метет»,– говорят русские. А таджики на ту же тему сложили свою пословицу: «В новом кувшине вода холодней».
У русских есть пословица: «Попал из огня да в полымя». А у индусов: «Вырвался из пасти крокодила, угодил в пасть к тигру».
И таких примеров можно найти сотни. Недаром говорится: «В каком народе живешь, того и обычая держись».

Проводится дидактическая игра «Пословицы – мудрость народов».

Ведущая дает каждой команде карточку с русской пословицей. На отдельном столике разложены пословицы и поговорки народов мира.
Детям предлагается к русской пословице подобрать подходящие по смыслу пословицы народов мира.

1 команда – «У семи нянек дитя без глазу»

  • Если у одной плиты хлопочут два повара, обед пригорает.        (ассирийская пословица)
  • У многих хозяев и собака дохнет.                                                    (карельская пословица)
  • Где много нянек, там дитя без носу.                                                   (польская пословица)
  • Много поваров плохой суп варят.    (английская пословица)
  • В доме, где много петухов, поздно наступает утро.                         (турецкая пословица)

2 команда – «Сапожник всегда без сапог»

  • У кровельщика крыша дырявая.                                                    (бенгальская пословица)
  • Дверь плотника всегда сломана.                                                        (арабская пословица)
  • Торгующий овощами ест ботву.                                                        (китайская половица)
  • Красильщик в некрашеных шароварах ходит.                                  (японская пословица)
  • Гадалка своей судьбы не знает.                                                      (осетинская пословица)

 3 команда – «Шила в мешке не утаишь»

  • Верблюда под мостом не спрячешь.                                                 (афганская пословица)
  • В сене огня не скроешь.                                                                     (грузинская пословица)
  • Пика не кладется в мешок.                                                                   (польская пословица)
  • Угля в мешке не спрячешь.                                                              (английская пословица)
  • Сидящий на верблюде себя не скроет.                                         (туркменская пословица)

Демонстрируется отрывок из мультфильма «Волк и лиса» (голодный волк  встречает лису, поедающую рыбку).

Дети просматривают отрывок и называют пословицу:«Ем свой, а ты подальше стой…»

Ведущая: Очень близки к пословицам поговорки, недаром их обычно рассматривают вместе. Но многие люди их часто путают. Поговорка отличается от пословицы тем, что в ней нет законченной мысли, как в пословице. Например, выражение «Воду в ступе толочь» – поговорка, а «Воду в ступе толочь – вода и будет» – пословица.
В.И.Даль образно сказал, что поговорка – это цветочек, а пословица – ягодка.

Демонстрируются диафильмы «Коломенская верста» (о поговорке «Начать с азов») и «Хватит бить баклуши» (о поговорке «Писать с красной строки»).

Ведущая: Если верить пословице, то в народной речи «На всякого Егорку есть поговорка». Главное назначение поговорок в том, чтобы разговорной речи придавать красочность и образность.

Проводится игра «Мыслей и речи украшение».

Каждая команда получает альбомный лист, на котором нарисованы: бабушка, два зайца, кот, пара сапог, шляпа, метла, ложка. Рядом с рисунком написана зашифрованная поговорка. Рисунок служит подсказкой.
Задание: Расшифруйте поговорки и объясните их смысл.

  • Б*б*ш*а   н*дв*е   ск*з*л*.  (Бабушка надвое сказала.)
  • *б*ть   дв*х   *ай*ев. (Убить двух зайцев.)
  • К*п*ть   *от*   в   *еш*е. (Купить кота в мешке.)
  • Д*а   с*п*г*    *ар*. (Два сапога пара.)
  • Д*л*   в   *л*п*. (Дело в шляпе.)
  • *ов*я   *е*ла   по-н*в*му   м*т*т. (Новая метла по-новому метет.)
  • *ор*г*   *ож*а   к   *б*д*. (Дорога ложка к обеду.)

Ведущая: Российская Императрица Екатерина II говорила: «Русские пословицы изощряют разум и придают силу речам». Пословицы и поговорки делают речь яркой, богатой и выразительной, они неразрывно связаны с разговорным языком. Человека образованного всегда отличало умение правильно использовать их в разговоре.

…Гаснет умная словесность,
Разговорная краса
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо
Не скудела в наши дни.

 Наша программа подошла к концу, и завершаю ее я пословицей: «Поговорки и пословицы читай – себе ум набирай!»

Литература:

  1. Даль В.И. «Пословицы русского народа» (в 3-х томах) – Москва, «Русская книга», 1993.
  2. Перова О. «Пословицы и поговорки в сказках» – Москва,  ОЛИСС, Эксмо, 2008.
  3. Серия «Библиотека школьника» «Сценарии викторин, конкурсов, познавательных игр в школе» – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003.
  4. Агеева И.Д. «Новые загадки про слова для всех детских праздников» – Москва, ТЦ «Сфера», 2003.