Сценарий проведения игры-викторины "Весенний календарь"

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 5

Ключевые слова: игра-викторина, Весенний календарь


Звучит фонограмма концерта “Весна” из цикла “Времена года” А.Вивальди.

Чтецы:

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала. А.Плещеев

Ведущая: Приступила к работе художник Весна-Красна.

Взяла она тонкие, нежные кисточки. Чуть-чуть тронула зеленью ветви берез, а на осины и тополя поразвесила длинные розовые и серебряные сережки.

День за днем все наряднее пишет свою картину Весна.

На широкой лесной поляне синей краской вывела она большую весеннюю лужу. А вокруг нее, будто синие брызги, рассыпала первые цветы подснежника и медуницы.

Вот на склоне оврага кусты черемухи; их ветки покрыла Весна мохнатыми гроздьями белых цветов. И на лесной опушке тоже все белые, будто в снегу, стоят дикие яблони и груши.

Посреди луговины уже зеленеет трава.

Все оживает кругом. Почуя тепло, выползают из разных щелок букашки и паучки.

А сколько птиц в лесу и в полях! И для каждой из них Весна-Красна придумала важное дело. Г.Скребицкий “Четыре художника”.

Чтецы:

Пробудившись ото сна,
Кистью мягкою весна
На ветвях рисует почки,
На полях - грачей цепочки,
Над ожившею листвой -
Первый росчерк грозовой,
А в тени прозрачной сада -
Куст сирени у ограды. В.Лунин “Весна”

Ведущая: Внимание, внимание!

Я объявляю конкурс “Весенняя загадка”! Тот из вас, кто даст наибольшее число правильных ответов, получит приз.

Готовы, друзья, к состязанию?

Старый дед, ему сто лет,
Мост намостил,
А пришла молода –
Весь мост разлила. (Мороз и Весна)

Это что за хор?
Чудеса!
Побежали с гор
Голоса…
И такой крутой
Был разбег,
Что от песни той
Таял снег. (Весенние ручьи)

Ежедневно по утрам
Он в окошко входит к нам.
Если он вошел,
Значит, день пришел. (Солнечный свет)

Большая белая скала
Всю зиму крепла и росла.
Но от весеннего тепла
Скала осела, потекла… (Сугроб)

К маме-речке я бегу
И молчать я не могу.
Я ее сынок родной,
А родился я весной. (Ручей)

По ней кораблики пускают,
Когда уходят холода.
Жаль только, мамы отпускают
Туда побегать не всегда! (Лужа)

Проводится игра “Лужи”.

Игроки делятся на две команды. Перед каждой командой на полу веревкой контуром выкладывается большая лужа. По зеркалу лужи друг за другом кладут 10 следов. Дети должны пройти по следам нога в ногу, приговаривая:

Дружно по следам идем,
В лужу мы не попадем.

Побеждает команда, первой преодолевшая лужу.

Ведущая: Продолжаем конкурс загадок, но задание немного усложним. Вы будете отгадывать загадки, загаданные русскими пословицами. Чем меньше пословиц-подсказок для этого вам понадобится, тем лучше!

Два друга – ОН да вьюга.
ОН и железо рвет и на лету птицу бьет.
ОН ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. (Мороз)

И сокол выше ЕГО не летает.
ОНО без огня горит.
ОНО встанет, так и утро настанет. (Солнце)

Красна ОНА, да голодна.
Ранняя ОНА – много воды.
Одна ласточка ЕЕ не делает. (Весна)

В ступе ЕЕ не толкут.
ОНА и землю точит и камень долбит.
В худом котле ОНА не держится.
На упрямых ЕЕ возят.
Под лежачий камень ОНА не течет.
Не зная броду, не суйся в НЕЕ. (Вода)

Ведущая: Молодцы, ребята! Вы показали себя истинными знатоками русских пословиц!

У русского народа есть много пословиц, поговорок и примет, связанных с временами года. Есть они и о весне.

Сейчас вы получите карточки, на которых написаны пословицы и поговорки о весне и ее приметы. Но у каждого из вас окажется только половина высказывания. Вам надо отыскать вторую половину и прочитать фразу целиком.

Понятно задание? Тогда приступайте к поискам второй половины.

  • Как не злись метелица, / все весною пахнет.
  • Весной час упустишь, / днем не наверстаешь.
  • Вешний день – / что ласковое слово.
  • Весенний дождь / лишним не бывает.
  • Вода с гор потекла – / весну принесла.
  • Увидал скворца – / знай, весна у крыльца!
  • Увидал грача – / весну встречай!
  • Март неверен: / то плачет, то смеется.
  • Апрель с водою, / май с травою.
  • Пришел май – / под кустом рай.

Ведущая:

Худеет с каждым днем толстяк.
И не поправится никак. (Календарь)

Сам дней не знает,
А другим указывает. (Календарь)

Каждый день роняет листочек.
А как год пройдет -
Последний лист отпадет. (Календарь отрывной)

Кто из вас догадался, о чем эти загадки?

Проводится викторина “Календарь”.

1. Русский писатель-натуралист Виталий Бианки создал Лесной календарь, в котором месяцы имеют такие названия:

  • Январь – “Месяц пробуждения от спячки”
  • Февраль – “Месяц возвращения перелетных птиц”
  • Июнь – “Месяц стай”
  • Июль – “Месяц прощания перелетных птиц с Родиной”
  • Август – “Месяц полных кладовых”
  • Сентябрь – “Месяц зимних гостей”
  • Октябрь – “Месяц первых белых троп”
  • Ноябрь – “Месяц лютого голода”
  • Декабрь – “Месяц дотерпи до весны”

Подумайте и скажите, каким месяцам года соответствуют лесные “Месяц песен и плясок”, “Месяц гнезд” и “Месяц птенцов”?

(Соответственно марту, апрелю и маю)

2. Назовите великого русского композитора - создателя музыкального календаря. (П.И.Чайковский)

3. Кто автор пьесы “Двенадцать месяцев”? (С.Я.Маршак)

4. Кто был изобретателем и пользователем календаря, который сам автор описывает следующим образом: “Календарь я устроил так: обтесал топором большое дерево и вбил его в песок на берегу... С тех пор я каждый день делал на своем столбе зарубку в виде короткой черточки. Через шесть черточек я делал одну длиннее — это означало воскресенье; зарубки же, обозначающие первое число месяца, я делал еще длиннее. Таким образом, я вел мой календарь, отмечая дни, недели, месяцы и годы”? (Робинзон Крузо)

5. Справедливо ли предположение, что слово “неделя” восходит к глаголу “не делать”? (Да. Неделей в Древней Руси называли воскресенье, то есть свободный от работы день, день отдыха.)

6. В какой стране действует календарь, в котором есть месяцы с названиями “месяц дружбы”, “месяц смены одежды”, “месяц окончания дел”? (В Японии)

7. Античные названия дней недели, как и названия некоторых месяцев, были связаны с именами богов и также вошли в современные европейские языки – английский, французский, итальянский, испанский.

Римская неделя состояла из таких дней:

  • Понедельник – “день Луны”;
  • Вторник – “день Марса”;
  • Среда – “день Меркурия”;
  • Четверг – “день Юпитера”;
  • Пятница – “день Венеры”;
  • Суббота – “день Сатурна”;
  • Воскресенье – …

Как назывался последний день римской недели? (“День Солнца”)

8. Как называется рассказ В.В.Бианки, героиня которого молодая синичка Зинька знакомилась с календарем жизни людей? (“Синичкин календарь”)

Чтецы:

Ночь зимой - как чёрный кот,
День - как серенькая мышь,
Но весна, весна идёт,
Ярко, звонко каплет с крыш.
Уж морозу не сдержать
Шумной радости ручьёв,
Стали птицы прилетать,
Звонче щебет воробьёв.
Исчезают тьма и тишь,
И теперь наоборот:
Ночь - как серенькая мышь,
День - большой, блестящий кот. П. Соловьёва “Ночь и день”

Проводятся игры и конкурсы.

  • Шуточная игра “Три кота”

Ведущая вызывает из зала трех детей, которые любят шутку и не боятся выглядеть смешными в глазах других присутствующих.

Каждый из них озвучивает одного из трех котов.

Ведущий:

Жили-были три кота,
Шесть ушей и три хвоста.

Рефрен:

Кот сибирский – мяу-мяу!
Кот сиамский – мяу-мяу!
И, конечно, беспородный
Кот из нашей подворотни – мяу-мяу!

Ведущий:

Рано утром у крыльца
Повстречались три кота.

Рефрен

Встретив кошку, три кота
Распушили три хвоста.

Рефрен

Гуляя дружно три кота,
Рассердились на щенка.

Рефрен

А увидев пса-отца,
Испугались три кота.

Рефрен

От собак пришлось котам
Разбежаться по кустам.

Рефрен

Наступает темнота,
Распевают три кота.

Рефрен

  • Игра “Переселение лягушек”

Дети делятся на две команды. Игроки располагаются шеренгами, лицом друг к другу. Расстояние между шеренгами 15 метров. Дети приседают и кладут руки на колени. По сигналу ведущей игроки обеих команд прыгают вперед, как лягушки, стараясь быстрее встать на линию, где находились соперники.

Побеждает команда, игроки которой быстрее выстроятся на противоположной стороне.

  • Игра “Художники”

Играющие получают полоску бумаги с 7-ю клетками и карандаш. Ведущая называет слово и затем медленно считает до трех. Пока она считает, все участники должны успеть каким угодно рисунком в одной из клеток для памяти зарисовать это слово. Рисунок может быть непонятен для других, главное, чтобы играющий мог потом по порядку повторить все названия и понятия.

Кто больше слов запомнит, тот и победит.

Слова: соловьиная трель, ландыш, пасмурно, капель, ласточка, весело, художник.

Чтецы:

Весна пришла и вешними водами
Омыла землю, свежесть принесла.
Растаял снег, над нашими краями
Звон в поднебесье: К нам пришла Весна!

А солнце в небе вдруг засуетилось,
Помыв чрез тучку-дождь свои лучи,
Хрусталь рассыпало, сверкая мило
Цветами радуги, на все ручьи.

Земля в подарок расцвела цветами,
Щебечут птицы, и проснулся зверь,
И облака не виснут над горами,
Ушла зима, за ней закрыли дверь. Инесса “К нам пришла весна”

Звучит фонограмма концерта “Весна” из цикла “Времена года” А.Вивальди.

Литература

  1. Мазнин И.  “500 загадок для детей”. Москва, ТЦ “Сфера”, 2002.
  2. Серия “В помощь логопеду”. Соболева А.В. Загадки-смекалки”. Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей. Москва 2000.
  3. Ресурсы сети Интернет:
    http://www.fun4child.ru/1613-viktorina-o-kalendare-i-datakh.html