Внеклассное мероприятие "Широкая масленица"

Разделы: Внеклассная работа


На сцене дети и Зима (исполняет переливы).

Дети грустные, глубоко вздыхают:

- Ох, зима, холода, мороз, наскучило все…

- Ох…

Приложение

Звучит музыка

Появляется Весна:

- А что вы все такие грустные сидите? Переливы печальные играете! Весна к вам пришла!

Давайте петь и плясать, праздник отмечать!

Заводят хоровод под русскую народную музыку.

Скоморох:

Весна, весна красная,
Приди, весна, с радостью,
С великой милостью…

(Зима прерывает и ходит между ребятами…)

Зима: Вы тут веселитесь, а как же я! Обо мне, Зиме забыли. Как-то рано ты Весна, пришла! Еще подожди!

- Сейчас я вам покажу свою силу мороза!

Весна: Сестрица, Зимушка, так Весне черед настал, теплу и солнышку!

Зима: А я вся сделана из мороза и снега, из стужи и метелей. И сердце у меня из льдинки. Вот если поможете мне растопить его, тогда уступлю место Весне.

Весна: Что ж, мы очень веселые, давайте позабавим Зимушку! Покажем Зиме, как мы умеем танцевать и играть так, что она у нас от радости растает?

Дети (зверушки):

Ой, какая же весна без масленицы?
Настал и ее черед.

Масленица, годовая, гостья наша дорогая!
Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор.

Звучит музыка

Выходит Масленица, 1 класс:

Исполняют частушки.

Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться:
Тут народу очень много,
Можем растеряться!

На санях с высоких горок
Девочки катаются,
Ну, а мальчики-обжоры
Животами маются!

Я на маслену готов
Скушать 50 блинов!
Закушу их сдобою,
Похудеть попробую.

Напеки, кума, блинов,
Да чтоб были пышные.
Нынче маслена неделя –
Можно съесть и лишнего.

Купи, тятя, мне коня
Вороные ножки.
Буду девочек катать
По большой дорожке.

Девки, масленка идет,
Кто нас покатает?
У Петрушки на дворе
Сивка пропадает.

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!
И побольше развлекайтесь!
Масленица у ворот!
Открывайте шире рот!

Блин с вареньем, блин с икрою!
С родниковою водою!
Праздник солнца к нам пришел!
На душе так хорошо!

Веселей играй гармошка,
Масленица не грусти!
Приходи, весна, скорее,
Зиму прочь от нас гони!

Мы кончаем петь частушки
До другого вечера.
Вы сидите до утра,
Коли делать нечего!

(Уходят хороводом, садятся на свои места, а Масленица остается)

Фон

Масленица: Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов Зимы холодной и встречи Весны красной!

Весна: На долго ли ты, Масленица, к нам пришла?

Масленица: Всего на 7 дней!

Фон

Дети (зверюшки):

- Первый день – понедельник – ВСТРЕЧА. Степенный народ встречу Масленицы начинал посещением родных. К первому дню Масленицы устраивались горки, качели, балаганы для скоморохов. Торговый народ ставил столы со сладкими яствами.

- Второй день – вторник – ЗАИГРЫШ. Молодцы приглашали девиц покататься на горках, девицы молодцов – поесть блинов.

- Третий день – среда – ЛАКОМКА. В этот день пекли блины ходили в гости.

- Четвертый день – четверг – ШИРОКИЙ ЧЕТВЕРГ. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Днем молодежь веселилась на улице, устраивала хороводы, а вечером – встречались на вечеринках и приходили ряженые.

- Пятый день – пятница – ТЕЩИНЫ ВЕЧЕРКИ. Тещи угощали своих зятьев блинами.

- Шестой день суббота – ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и дарили подарки.

- Седьмой день - воскресенье – ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело – символ зимы. Провожают зиму до следующего года и просят друг у друга прощения.

Скоморох:

Масленица 7 дней гуляет!
Масленица идет, блин да мед несет!

Звучит музыка

Скоморох: Понедельник. Встреча!

Скоморох:

Чучело ставили на снежной горе, где начиналось катание на санях.

Фон

Д 1: Я сто раз с горушки скатилась! Летишь в санках, аж сердце замирает, дух захватывает! Здорово!

Д 2: А я сходу в сугроб так и врезалась. Аж в животе что-то екнуло!

Д 1: Нечего было на мальчишеской горке кататься! Их горка круче нашей!

М 1: А ты на чем каталась?

М 2: Я - на лавочке: перевернешь ее, ух, здорово летит!

М: А я – на замороженном решете!

Скоморох: Дети выбегали на улицу, лепили из последнего снега снежную бабу, строили снежные горки и устраивали битвы снежками.

Скоморох: Давайте и мы поиграем с вами в снежки! Кто сильный из парней, выходи, не робей!

Фон

Игра “Снежки”

2 команды бросают снежки в корзину.

Звучит музыка

Скоморох: вторник - заигрыш.

- Пой, играй до утра, веселись, детвора!

Фон

Сценка

М: Какой хороший обычай - сговариваться, да в гости ходить друг к другу на масленицу! (Смотрит на девочку). А я уже знаю к кому в гости пойду.

Д: А я тоже знаю, кому от ворот поворот показать!

М: Приглашаю к себе на блины, Адрес простой: 2 дня идешь по лесу, в четверг сворачивай направо. Под пятой сосной, вторая берлога, спроси Михайлу Потаповича, Это братец мой. Он тебя блинами и встретит. Вовек не забудешь!

Д: Я к тебе завтра в гости приду и послезавтра в гости приду, и после послезавтра в гости приду, а ты ко мне вчера приходи! Рада буду!

Скоморох: Вечером молодежь устраивала общие вечеринки, пели, играли и водили хороводы. И мы сейчас покажем как мы водим хоровод!

Хоровод с вьюном.

Звучит музыка

Скоморох: Среда -

Нынче Лакомка у нас!
Угощенье это раз!
Объеденье это два!
Пляски прямо у стола!

 Угощаемся блинами,
Заедаем пирогом!
Мы ни крошки не оставим,
Посидевши за столом!

Фон

Скоморох: Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц, да еще приговаривали:

Месяц, ты месяц,
Выгляни в окошко!
Подуй на опару!

У 1: И всего милее Масленице угощения - блины. Блины вкусные, румяные, с яйцом, с маслом, со сметаною.

У 2: С теплым блинчиком ребята побегут попросить побольше солнышка и блинами станут хвастаться:

У 3: Блин гречишный, блин овсяный... У кого какой?

У 4: Ух, ты! тетушка, подай, ты, лебедушка, подай блинок - с рукавичку широк!

Песня "Блины"

Скоморох: Ну, а теперь и мы испечем блины!

Фон

Игра "Испеки блины" (В игре участвуют 3 команды по 4 человека. Для игры нужны 3 печки (стулья), 3 сковородки (теннисные ракетки), “блины” из бумаги, 3 или миски и 3 тарелки.

Задача участников — быстро “испечь” блины. Для этого им нужно надеть атрибуты, затем поставить “сковородку” с бумажным “блином” в “печь”, затем перевернуть его и положить на тарелку, которая стоит на стуле, расстояние до которого 4—5 метров).

Звучит музыка

Скоморох: Четверг - Широкий или разгуляй!

Скоморох: Веселье усиливалось. Днем молодежь веселилась на улицы, устраивая хороводы. А вечером встречались на вечеринках и приходили ряженые.

Хоровод

Выход Сказочницы-рассказочницы (сделав несколько танцевальных движений, она останавливается и низко кланяется присутствующим):

Фон

- Ой, вы добры молодцы, да красны девицы! Прибыла я к вам из-за синя моря, из-за гор высоких крутых, из-за лесов, чащоб, да из великого царства-государства.

- Жил был царь, у царя был двор. На дворе был кол, на колу мочало. Не начать ли сказку сначала? Что за удивление? Ладно уж, расскажу сказку. Только какую? Про журавля и овцу, хотите? Вокруг кольца ходили журавль и овца. Съели они стожок сенца. А не сказать ли с конца? Сказать? Нет уж, давайте я вам расскажу другую. Слушайте. В одном болоте жила-была Лягушка по имени, Квакушка по отчеству. Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост, да и завязила в тину хвост! Дергала-дергала - выдернула хвост, да завяз нос. Дергала-дергала - выдернула нос, да зявяз хвост. Дергала-дергала - выдернула хвост, да завяз нос.

Дети: А я тоже знаю сказку и могу рассказать!

Про сову

Летела сова - веселая голова.
Вот она летела-летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела.
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела-летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела?
Сказывать ли дальше?

Дети: И мы знаем сказку!

Шел я как-то через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост -
Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост -
Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,
Глядь - ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост -
Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,
Глядь - ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост -
Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,
Глядь - ворона мокнет...
И опять все сначала

Сказочница-рассказочница и дети: Ох, устали мы рассказывать! Пора в гости идти!

Звучит музыка

Скоморох: Пятница - Тещины вечерки.

Фон

Скоморох:

У хорошей тещи, знамо, зять не тощий!
Его кормят пирогами и сметанкою с блинами,
Зять когда приходит в гости,
В нем позвякивают кости, а когда идет домой -
Не пройдет в проем дверной!
Съест корзину пирогов, да с три короба блинов!
Щи, борщи и калачи - теща, все на стол мечи!

Скоморох: Самым главным событием было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир. Неуважения зятя к этому событию считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.

Зять:

Принес я слово приветное
От дочки твоей свет Дунярушки.
Желает она тебе добра, здравия,
Чтобы сыр с маслецем не переводилися,
Чтобы куры неслись, коровы паслись,
Да с молочком и хлебушком было хозяйство твое.

Теща:

За приветное слово спасибо.
А я уж угощение приготовила.
Садись-ка, зятюшка, на почетное место,
Место заветное, в доме главное.
Отведай моего угощеньица.
А я уж и пирог испекла.

Зять: Ну спасибо, тещенька! Накормила, навеселила, пора бы честь знать. Все перепробовал, всем угостился. Наелся, наплясался, повеселился.

Теща (глядя на стол): Да как же так, зятечек? Думала-гадала семерых угостить, а зятюшка сел да за раз все съел!

Скоморох: Так как праздник семейный - и мы в домик!

Фон

Игра "Домик". Дети разбиваются на 4 команды по 5 человек. Четыре скомороха держат в руках по расписному платку - это "домик". Когда играет музыка - весь народ гуляет. Как только музыка заканчивается, каждый должен быстро вернуться в свой домик.

Звучит музыка

Скоморох: Суббота - Золовкины посиделки!

Скоморох: Золовка - сестра мужа. Этот день считался всегда семейным. В золовкины посиделки - невестка должна была одаривать золовок подарками. В этот субботний день молодые невестки принимали у себя родных.

Основное развлечение игры, угощение, песни.

И мы поиграем!

Фон

Канат

Молодых парней, ребят
Вызываем на канат.
Десять слева, десять справа
Только мускулы трещат.

Игра "мотальщики"

Ровно посредине длинной растянутой ленты привязывается приз. Концы ленты держат двое участников. Они должны смотать ленточку как можно быстрее. Получит приз тот, кто первым доберется до него.

Бой "петухов"

Сзади за пояс поддеваются цветные атласные ленточки одинаковой длины. Задача: выдернуть рукой "хвост". Побеждает тот, кто сделает это первым.

Звучит музыка

Скоморох: Воскресенье - “Прощенный день”, проводы Масленицы.

Скоморох:

В воскресенье с Масленицей прощаемся,
В воскресенье слезами умываемся.

На сцене мальчик и девочка и два мальчика идут навстречу друг другу:

М 1: Мы с тобой не ругались, да и не ссорились, но ты все равно прости!

М 2: Бог тебя простит, и ты меня прости!

М 3 (наблюдая сцену):

- А почему они просят друг у друга прощения?

Д: Потому что настало прощеное воскресение. И все друг у друга должны просить прощение.

М3: Прости меня, что я когда-то дергал тебя за косички.

Д: Бог тебя простит! И ты меня прости, если чем обидела!

Обращаясь в зал: Простите нас, друзья, если чем обидели!

Звучит музыка

Фон

Зима: Ох, не хотела я уходить в свои покои, да видимо, скоро придется. Но зато ухожу я от вас с настроением лучистым, с солнцем игристым. Позабавили вы меня да потешили. Думала я заморозить вас, да вот понравились вы мне очень. Молодцы!

- А тебе Весна-Красна, уступлю я дорогу! Порадуй всех своим теплом! А вы, прощайте, друзья! До свидания!

Весна: Спасибо и тебе, Зимушка, за снег пушистый, да мороз игристый, за игры зимние и забавы. Ступай себе, сестрица! Мы тебе низко кланяемся!

Скоморох:

Мы катались с горы от зари до зари,
А сегодня в воскресенье наше кончилось веселье!

Скоморох:

Прощай, прощай, Масленица!
Ты прощай, прощай широкая!

Масленица: А на последок разомнем-ка ножки!

Общий хоровод и песня "Прощай, Масленица!"

Приложение