Какой он, современный урок французского языка?

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии


Проблема использования игр в методике преподавания иностранных языков актуальна во все времена. Игра является самым мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребности школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений.

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. Игра даёт широкие возможности для активизации учебного процесса.

В играх дети овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать её, прервать собеседника, в нужный момент согласиться с его мнением или опровергнуть его, умение целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы.

Современный урок должен отражать классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Какие должны быть требования?

1. Дидактические

2. Организационные

3. Психологические

4. Гигиенические

Практически все дети начинают учить французский язык с удовольствием. Но затем у многих положительные эмоции быстро затухают. Причин много: и объективные (трудности предмета), и отсутствие языковой среды, и недостатки в преподавании.

Но надо помнить, что нет детей, вообще не способных усвоить ни один иностранный язык. Успехи и затруднения в этой области определяются чаще не уровнем способностей, а всем психическим складом личности. Так называемые “коммуникативные” легко воспринимают чужую речь на слух, хорошо воспроизводят услышанное, запоминают слова и выражения автоматически, непроизвольно. Игра способствует тому, чтобы естественные трудности не воздвигли барьера между ребёнком и языком.

На наше счастье, все дети любят играть, и на начальном этапе ставку надо сделать именно на игру. Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. Интересная игра повышает умственную активность ребёнка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. Игра - это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к её достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребёнка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни.

Игра также занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Ребёнку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы. Дети учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их своими словами.

Игру полезно использовать тогда, когда лексический и грамматический материалы отработаны и их нужно автоматизировать, вывести в речь. Наблюдения показывают, что в игре ребёнок мобилизует, актуализирует свои знания и тренирует свои компетенции, используя их в деятельности, от которой получает удовольствие. Результативность игры обычно напрямую связана с любовью детей в любом возрасте соревноваться. Поэтому, наибольший эффект достигается в процессе разного рода игр соревнований, игр – конкурсов или игр, в которых обязательно присутствует хотя бы один элемент соревнования и соперничества.

При проведении игр учителю важно позаботиться о доброжелательной обстановке в группе. И еще нужно быть готовым к тому, что далеко не все дети умеют проигрывать. Не стоит настаивать, если кто- то из учеников не хочет участвовать в игре. Ему можно предложить роль соведущего, арбитра, ответственного за игру. Игра – дело добровольное!

Но при всём этом, учителю важно учитывать следующие обстоятельства:

1. Учитель должен точно знать, какой именно навык, умение тренируется в игре;

2. Игра должна поставить ребёнка перед необходимостью мыслительного усилия;

3. Не обязательно давать детям правила речевой игры в строгих формулировках – таким правилом может стать речь педагога.

Но это образец для творческого, а не для механического подражания. В обучении младших школьников не следует пользоваться системой оценок. Выбор игры должен органически вплетаться в план занятия. Игра на уроке давно признана методистами занятием полезным. Она один из инструментов преподавания:

Во-первых, активизирует мыслительную деятельность учащихся;

Во-вторых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее, интереснее;

В-третьих, заставляет волноваться, переживать, и, значит, формирует мощный стимул к овладению языком.