Методическая разработка занятия объединения "Театр мод" на тему "Изготовление куклы примитива"

Разделы: Технология, Внеклассная работа, Классное руководство


Аннотация:

Методическая разработка серии занятий по теме "Домашние куклы - примитив". Данная разработка предназначена для детей 9-16 лет посещающих творческие объединения, кружки, внеклассные занятия. Выбор темы занятия связан с необходимостью ознакомления с историей тряпичной куклы и видами куклы-примитива, ролью куклы в народном быту.

Тем самым развивая у учащихся эстетического восприятия образцов народной игрушки, способности эмоционально откликаться на воздействие художественного образа.

Введение:

Кукла имеет многовековую историю. Появившись в далеком прошлом, тряпичная кукла сохранила отголоски древнейших представлений и верований. В ней отразились народные представления о мире, добре, красоте. Кукла оказывала покровительство и помощь, в ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в русскую тряпичную куклу вкладывали определенный смысл. Тряпичная кукла - это наша история, традиции, культура, она имела несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям. В каждой семье из поколения в поколение дети играют в кукол. Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.

Тряпичная они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезнь, помочь большому урожаю. Так и появились первые куколки-обереги. Кукла была бережнёй, берегиней, хранительницей доброго духа. Бергиня - от слова "беречь", "оберег". Человек брал такую куклу-берегиню, три раза оборачивался против часовой стрелки и приговаривал: "Отвернись злом, повернись добром".

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. Своей молчаливой покорностью куклы пробуждают скрытые чувства. Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве это игрушки, посещение кукольных спектаклей. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. На Руси существовало поверье: "Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет". Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Кукла изначально служившая обрядовым символом, тотемом, уже позднее превратилась в детскую игрушку. В наше время существует огромное множество разнообразных кукол. Но особой популярностью пользуются куклы ручной работы. Очень часто любимой игрушкой становится та, которая сделана своими руками, потому что в нее вложена ваша фантазия и душа.

Тряпичная кукла ручной работы - уникальное создание является авторской куклой это игрушка или украшение интерьера, а чаще всего и то и другое одновременно, которая несет в себе теплоту человеческих рук единственна в своем роде, неповторимое произведение автора. У каждого мастера свой почерк, который легко узнается по совокупности характерных черт его произведений. Каждая из них имеет свои особенности и изготавливаются с применением различных техник, средств и материалов.

Тильды - это одни из самых очаровательных кукол, какие только можно себе представить. Они милы, забавны и непропорциональны. Эти куклы из текстиля, лоскутков ткани с использованием пуговиц и лент часто изготавливают самостоятельно и дарят не только детям, но и, даже чаще, взрослым в качестве необычного сувенира и элемента интерьера. Куклы тильды отличаются необыкновенной простотой, которая, впрочем, лишь способствует передаче самых светлых чувств, эмоций, ассоциаций.

Цель блока занятий по изготовлении кукол примитивов:

Формирование метапредметных результатов на занятиях через развитие нравственно-эстетических ценностей, приобщение к миру русской культуры, к творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

Задачи: способствовать -

  • воспитанию чувства гражданственности и любви к Родине через изучение народного творчества, сохранение, возрождение и развитие национальных традиций;
  • бережному отношению к творчеству народных мастеров и духовной культуры русского народа;
  • расширению знаний о видах декоративно-прикладного творчества, по истории народной художественной культуры;
  • развитию эстетического и художественного вкуса;
  • развитию индивидуальных задатков и творческих способностей.

Планируемые результаты

Личностными результатами является формирование следующих умений:

  • объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых изделий народного творчества, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека.

Форма занятия: Комбинированный урок.

Цели:

Образовательная - дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;

Развивающая - развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;

Воспитывающая - воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон).
  • Ожидаемые результаты:
  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол - оберегов;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала.

Этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы, целей занятия. Актуализация знаний
  3. Новый материал
  4. Физ. минутка
  5. Практическая работа
  6. Закрепление изученного материала
  7. Анализ и оценка работ, итог урока
  8. Сообщение темы, целей следующего урока

Формирование УУД на занятиях:

  • умения искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения возникшей проблемы;
  • умения ставить цели, планировать, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умения выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
  • умения быть готовым конструировать и осуществлять замысел, обеспечивая успешность.

Метапредметными результатами занятия является формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

  • определять цель деятельности на занятии с помощью педагога и самостоятельно;
  • учиться совместно с педагогом выявлять и формулировать учебную проблему (в ходе анализа предъявляемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на занятии;
  • с помощью педагога отбирать наиболее подходящие для выполнения задания материалы и инструменты;
  • работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты),
  • определять успешность выполнения своего задания в диалоге с педагогом;

Познавательные УУД

  • Умение выбирать эффективные способы изготовления изделия;
  • Развивать творческие способности при работе;

Коммуникативные УУД

  • умение выражать свои мысли;
  • слушать и понимать речь других;
  • вступать в беседу и обсуждение на занятии и в жизни (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно - творческой деятельности.

Заключение.

Мы живём в удивительное время: происходит много разных открытий, наша жизнь не стоит на месте - движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и 100-200 лет назад: дети растут, играют, познают мир.

Порой поток информации поступает большой очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду - изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения. Между тем в любой стране чтят и бережно относятся к своей истории и традициям. Недаром говорят: "Если вы хотите узнать душу народа, приглядитесь, как и во что играют ваши дети".

Список литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, "Просвещение" 2011
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков. В. Ю. Тишков, "Просвещение" 2011.
  3. Д. В. Григорьева, П. В. Степанов, "Внеурочная деятельность школьников", "Просвещение"2011.
  4. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением.М.,1989.
  5. Дайн Г. Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология. - М: Культура и традиции, 2007;
  6. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. - СПб: Паритет, 2006;
  7. Федотов Г. Я. Дарите людям красоту: Из практики народных художественных ремесел, - М.; Просвещение.2006.

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.