Урок русского языка по теме "Имя существительное". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

1. Образовательно-развивающие:

1.1 Применение опорных понятий: имя существительное, грамматические признаки, имена существительные одушевлённые, неодушевлённые.

1.2 Развитие УУД:

  • Познавательных – оперировать понятиями (определять, делить, сравнивать, формулировать суждения, умозаключения), объективно оценивать свои учебные достижения.
  • Регламентирующих – определять цель урока, исходя из темы урока, объективно оценивать свои учебные достижения.
  • Коммуникативных – формулировать собственное мнение и позицию, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

1.3 Развитие специальных умений: распознавать существительные среди других частей речи, одушевленные и неодушевленные существительные; выделять подлежащее и сказуемое в предложениях, способы их выражения.

2. Воспитательная:

  • Формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство-многообразие, общее-особенное-единичное.

Оборудование:

  • компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки №1, №2, №6), памятки, листы с заданиями.

Заявка на оценку:

  • 5” - 19 баллов и больше.
  • “4” - 16 -18 баллов.
  • “3” - 12 - 15 баллов.
Этапы урока. Деятельность учителя Баллы, время Деятельность учащихся
I. Оргмомент.    
1.1. Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1 – 6, письменных принадлежностей)

1.2. Знакомство с листом заданий.

15 сек. Учащиеся показывают наличие карточек, информируют учителя о количестве вопросов в анкете обратной связи.
1.3. Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

- За урок вы должны набрать соответствующее количество баллов.

- Баллы будете проставлять в тетради на полях. Желаю всем удачи!

30 сек. Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их.

 

Знакомятся с предполагаемой оценкой урока.

1.4. Выбор координатора урока.   Напоминание функций координатора (фиксирует активность учащихся в течение урока, поощрительные баллы, определяет лидера).
II. Анализ темы урока.

2.1. Индивидуальная работа.

- Разгадав кроссворд, вы сможете определить тему урока.

 

2 мин.

 

Разгадывают кроссворд и определяют ключевое слово

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

2.2. Самооценка:

- У кого получилось слово СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, поставьте себе 2 балла.

- У кого есть ошибки, поставьте 1 балл.

2.3. Запишите дату, Классная работа.

2 балла

 

1 балл

III. Работа по теме урока

3.1. Выявление структуры понятия “существительное”

   
Прилетать, мыть, тропинка, думать. слайд

- Посмотрите на слайд. Найдите “лишнее” слово. Докажите, почему оно “лишнее”.

1-2 балла

5 мин

1 балл

- Лишнее слово тропинка, т.к. является существительным, а слова прилетать, мыть, думать — это глаголы, т.к. отвечают на вопрос что делать? и обозначают действие предмета.
- Как вы думаете, какая тема урока?

- Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие (карточка №1).

- Какой еще можно задать вопрос?

1 балл - Сегодня мы будем изучать часть речи существительное.

- Что называется существительным?

- Что такое существительное?

- Что является существительным? и т.д.

- Кто ответит на вопрос? слайд

- Вспомните структуру содержания понятия. слайд

1 балл

1 балл

- Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

- В содержании понятия обязательно указываются родовой и видовые признаки.

На экране: слайд

Понятие = родовой признак + видовые признаки.

   
- Назовите в определении существительного родовой признак.

- Назовите видовые признаки существительного.

1 балл

 

1 балл

- Родовой признак существительного – самостоятельная часть речи.

- Видовые признаки существительного – отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

3.2 Распознавание существительного среди других частей речи.

Кошка, строить, береза, веселый, учиться, красивый, картина, бежит, легко, пою.

слайд

  Учащиеся в тетрадь записывают существительные: кошка, береза, картина.
Задание:

1. Выписать существительные (3 балла)

2. Добавьте два своих существительных (2 балла)

1) Индивидуальный труд.

 

1 мин

5 баллов

 
3.3.

2) Простая кооперация: обсудите в группах результаты индивидуального труда и подготовьте выступление:

I, III группы — обсуждают выписанные существительные и готовятся доказывать, что они выписали существительные;

II, IV группы — обсуждают существительные, которые составили сами и представляют их.

 

 

1 балл (за скорость)

 

 

Обсуждение в группах, выступающие выписывают существительные на доске и доказывают в форме умозаключения.

3.4.

3) Сложная кооперация:

- Ребята, сформулируйте такой вопрос-суждение (карточка №2), который будет доказательством в правильности выполнения этого задания.

- Давайте ответим на этот вопрос в форме умозаключения (воспользуйтесь памяткой).

 

 

2 балла

 

2 балла

 

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слово “картина” является существительным? и т. д.

Ответ-умозаключение:

Все слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы кто? что?, являются существительными.

Слово “картина” обозначает предмет и отвечает на вопрос что? Следовательно, слово “картина” является существительным.

Самооценка:

Поднимите руки, кто выписал такие же 3 существительных в тетрадь. Поставьте 3 балла.

- Поднимите руки те, у кого были ошибки.

Попробуйте обосновать свою ошибку.

 

2 балла

 

Вопрос-суждение (карточка №2).

- Как доказать, что слова “радуга и парад” являются существительными?

3.5. Задайте вопрос-суждение (карточка №2) II, III, IV группам. 2 балла Умозаключение.

Все слова, которые обозначают предмет и отвечают на вопрос

что?, являются существительными.

Слова “радуга и парад” обозначают предмет и отвечают на вопрос что?

Следовательно, слова “радуга и парад” являются существительными.

Проверьте, действительно вы написали существительные, т.е. эти слова отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предмет. Поставьте по 2 балла.

Если в одном ошиблись, 1 балл.

Прочитайте предложения.

Ранним … к гостинице подкатил … . Из машины вышел … . Он увидел веселые …, … и улыбнулся.

-Вам понятен текст?

- Какая часть речи отсутствует в предложениях?

 

2 балла

 

 

7 мин

1 балл

 

 

 

 

 

- В предложениях отсутствует часть речи существительное.

3.6.

Карточка №1.

Задание: Слайд

1. Вставьте вместо точек подходящие по смыслу существительные.

2. Подчеркнуть главные члены предложения, указать, какими частями речи они выражены.

1) Индивидуальный труд.

 

 

1 балл

Запись в тетради:

3.7.

Фронтальная проверка: Назовите грамматическую основу предложений.

- Чем выражено подлежащее?

 

1 балл

 

- В предложении подлежащее выражено существительным.

Самооценка: слайд

- Если правильно вставили существительные, то за каждое существительное 3 балла. Если правильно выделили грамматическую основу предложений, то получаете по 2 балла за 1 и 2 предложения, а за 3-е предложение — 4 балла.

 

3 балла +
8 баллов

 
3.8. Свойства существительного.

- Ребята, сравните существительные из этого текста, найдите общее и особенное и сформулируйте суждения по карточке № 3.

- Какую особенность вы заметили?

 

1 балл

 

по 3 балла

- Существительные бывают одушевленными и неодушевленными.

Суждения на сравнение:

- Сравнивая существительные человек и автомобиль, можно сказать, что существительное человек одушевленное, а существительное автомобиль – неодушевленное.

- Если существительное человек одушевленное, то существительное автомобиль - неодушевленное.

-Как существительное автомобиль, так и существительное (из) машины неодушевленные.

IV. Итог урока.    
- Вернемся к теме урока. Что называется существительным?

- Каковы свойства существительных?

Оценка за урок.

Сосчитайте свои баллы, оцените сами себя в соответствии с заявкой на оценку.

 

3 балла

Существительное – самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет.

- Свойства существительных: отвечают на вопросы, обозначают предмет, в предложении являются подлежащим, бывают одушевленными и неодушевленными.

Подсчет баллов.

V. Домашнее задание.

Карточка (записать предложения, найти существительные, указать их вид).

Сформулировать к 1-му заданию 2 вопроса-суждения.

Составить задание на нахождение лишнего понятия, используя существительные и другие части речи.