Формирование универсальных учебных действий посредством решения познавательных задач

Разделы: Математика, Физика, Химия, Биология, География, История и обществознание, Русский язык, Литература, Иностранные языки, Внеклассная работа


“Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным
развиваться дальше без помощи учителя”.
Элберт Хаббарт

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. В докладе Юнеско “В новое тысячелетие” сформулированы основные задачи современного образовательного процесса. Школа должна ребёнка “научить учиться”, “научить жить”, “научить жить вместе”, “научить работать и зарабатывать”.

На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится формирование универсальных учебных действий, т.е. умения учиться - развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Учащийся сам должен стать “архитектором и строителем” образовательного процесса.

Получить необходимые навыки такого “строительства” творческая группа педагогов ГБОУ СОШНО №367 предлагает во внеурочное время в игровой, соревновательной форме, в ходе участия в Интернет - игре "Хочу все знать".

Участвуя в игре, ребята формируют команды и соревнуются со своими сверстниками из разных городов нашей страны. В играх “Хочу все знать” 2006-2012 годов приняли участие более 4000 школьников городов Москвы, Подольска, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Чебоксар, Волгограда, Якутска, Горно-Алтайска и Улан-Удэ, в том числе специализированных для детей с ОВЗ. Командные соревнования позволяют ребятам проявить себя и развить коммуникативные УД: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. Для ребят с ОВЗ наибольшее значение приобретает социальная адаптация через развитие коммуникативных навыков, расширение сферы общения.

На предметных страницах сайта игры www.um-ka367.ucoz.ru публикуются задания игровых туров, ответы на задания, размещены фото галереи участников игры. Банк заданий по школьным предметам и ответов на них превышает 3000 вопросов, в том числе авторских. Структура и типология представленных заданий соответствует новым ФГОС, отражает современные тенденции в образовании. В трех игровых турах участникам предлагается ответить на познавательные вопросы из разных областей знаний. Задания носят развивающий характер, позволяют комплексно применить полученные в школе знания для решения прикладных задач. Вопросы представлены в разнообразной форме: текстовые задачи, логические вопросы, творческие задания, аудио и видео задания, ребусы, анаграммы и т.п. Это позволяет расширить границы восприятия школьных предметов, показать их с неожиданной, интригующей стороны, что, безусловно, способствует развитию учебной мотивации и пониманию окружающей действительности в ее многообразии и взаимосвязи. Вариативность решения заставляет ребят аргументировать свои ответы, отстаивать точку зрения, учит дискутировать, находить аргументы и факты в дополнительных источниках информации. В ходе поиска ответов развиваются и навыки исследовательской деятельности. Ребята учатся самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, происходит формирование познавательных УД.

Соотнесение собственных ответов с эталоном, опубликованным на сайте, позволяет участникам провести рефлексию выполненной работы, сравнить свой результат с результатами других команд – участников игры, таким образом, развивать регулятивные УД.

Немаловажное значение приобретает и возможность развития ИКТ – компетенции, как учеников, так и педагогов. Проведение игры с помощью Интернет-технологий формирует навыки грамотной и цивилизованной деловой Интернет-переписки, умения работать с основными офисными программами (Power Point, Word), вести целевой поиск информации в глобальной сети Интернет.

В Приложениях приведены вопросы и ответы из Банка данных Интернет-игры “Хочу все знать” 2010-2013 г.г.

От лица Оргкомитета игры “Хочу все знать” приглашаем принять участие всех желающих:

“Играйте с нами,
Играйте, как мы,
Играйте лучше нас!”

7.07.2014