Урок русского языка. Повторение по теме "Имя числительное". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6

Ключевые слова: русский язык, 6 класс, числительное, Баранов


Цели образовательные: закрепить знания, полученные на предыдущих уроках по теме “Имя числительное”;

цели развивающие:

  • развитие умений анализировать языковой материал,
  • развитие навыков индивидуальной и парной работы,
  • развитие монологической речи;

цели воспитательные: мотивация ведения здорового образа жизни.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал (текст о дистанции – 1 на парту, 1 карточка с индивидуальным заданием, части снежинок – по 3 снежинки на парту), бумажные медали.

Учебник: Баранов, М. Т. Русский язык. Учебник. 6 класс. [Текст] / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Смена тетрадей.

2. Повторение.

- Запись числа и темы урока.

- Сегодня мы повторим все, что вы изучили в разделе “Имя числительное”. Тем самым подготовимся к контрольной работе. Проверим, насколько вы готовы.

Выполним устно несколько заданий.

1) Тест. 3 мин. (слайд)

1. Найдите числительное и объясните свой выбор:

А) шестидневка

Б) двойка

В) второй

Г) пятерня

2. Какое утверждение является неверным? Почему?

А) Числительные делятся на количественные и порядковые.

Б) Числительные изменяются по падежам.

В) Числительные могут быть различными членами предложения.

Г) Числовое значение может иметь только одна часть речи – числительное.

- Согласитесь, что, общаясь друг с другом, люди никогда бы не смогли обойтись без числительного. Так как существует множество сфер деятельности человека, где использование числительных необходимо. И одна из них – это спорт. Сегодня мы поговорим о спорте. Урок будет необычный – в форме соревнования. В течение урока за правильное выполнение задания вы будете получать медали. Тот, кто наберет большее количество медалей, получит хорошую оценку.

* Вручение 2 медалей.

2) Это интересно! 10 мин. (слайд)

Обратимся к рубрике “Это интересно!” Прочитайте предложения. Спишите, заменяя цифры словами. Определите порядковое или количественное (укажите разряд), простое или составное числительное.

  В соревнованиях по триатлону на Гаваях лучшие атлеты должны были проплыть 3,9 км. (три целых девять десятых километра), проехать на велосипеде 180 км. (сто восемьдесят километров) и пробежать марафон не менее, чем 17 ч.

* Вручить медаль.

24 февраля 2013 года самый старый марафонец в мире, индиец Фауджа Сингх, в последний раз принял участие в спортивном соревновании. Сейчас ему 102 года.

* Вручить медаль.

- В предложениях, которые вы записали, говорится о дистанции. А как вы думаете, это исконно русское слово или нет? Что оно означает?

Уточним, что же такое “дистанция”.

3) Работа с текстом. 5 мин. (распечатки на партах)

Прочитайте текст <Приложение1>, соблюдая правила употребления числительных в косвенных падежах.

В переводе с латинского дистанция означает “расстояние”. В спорте это слово многозначно. Дистанция — это расстояние от старта до финиша. В лёгкой атлетике, например, от 100 м до 42 км, в лыжном спорте — от 3 до 70 км. Дистанция — это расстояние от местонахождения спортсмена до цели, которую он должен поразить.

В стрелковом пулемётном спорте она равняется для мелкокалиберного оружия — 25, 50, 100 м, для армейских и крупнокалиберных винтовок — до 300 м. В стрельбе из лука пять дистанций: 30, 50, 60, 70, 90. Дистанция — это расстояние между спортсменами во время боя. И у боксёров, и у фехтовальщиков она называется дистанция ближняя, средняя, дальняя. Дистанция — это расстояние между спортсменами, стоящими в строю и выступающими с гимнастическими упражнениями.

* Вручение 2 медалей.

- Молодцы! Предлагаю присоединиться к спортсменам, уделяющим особое внимание своему здоровью, и провести физминутку.

4) Физминутка. 

Вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку. Но, кроме того, я попрошу вас вспомнить первое правило правописания числительных – правило о мягком знаке. Встаньте. Я буду называть числительные: если мягкий знак стоит в середине числительного – руки вперёд, в конце – присядьте, если его в слове нет – попрыгайте.

  • cемьсот, одиннадцать, сорок;
  • шестнадцать, восемьдесят, двести;
  • девятьсот, девятнадцать, девяносто.

5) Найди ошибку! 10 мин.

- Один ученик будет выполнять индивидуальное задание.

Индивидуальное задание (карточка с индивидуальным заданием) <Приложение1>:

А) с обеими спортсменами

Б) обоих лыжниц

В) двое спортсменок

Г) пятеро гонщиков

Задание классу (слайд):

- Попробуем разобраться, правильно ли употреблены числительные. Задание вы выполняете самостоятельно. Нужно найти и выписать числительные, которые использованы в верной грамматической форме.

Семистами пятьюдесятью девятью, семьюстами семьюдесятью шестью, пятьюстами шестидесяти четырьмя, одной тысячью восьмьюстами девяноста шестью, двумястами семидесяти пятью, тремястами семидесяти тремя, двумя тысячами четырнадцатью.

- Проверка. * Вручение медали.

- К какой группе числительных они относятся? (К количественным)

- Запишем числами найденные числительные. Как вы думаете, что это за числа?

Ответ:

  • 776-й год до н.э. - традиционная дата начала Олимпийских игр.
  • 1896 год – год проведения первых Олимпийских игр современности, возрождение которых связано с именем французского барона Пьера де Кубертена.
  • 2014 год – год проведения XXII Зимних Олимпийских игр в России.

- А знаете ли вы, что наши земляки, кузбассовцы, тоже принимают участие в этой олимпиаде? Назовите их и вид спорта, в котором они выступают. (Ответы: горнолыжный спорт - Простева Елена, санный спорт - Степан Федоров, сноубординг - Белкин Александр, Соболев Андрей, Детков Станислав, Екатерина Тудегешева.)

- Проверка индивид.задания:

А) с обеими спортсменами

Б) обоих лыжниц

В) двое спортсменок

Г) пятеро гонщиков

*Вручение медали

6) Собери снежинку. 5 мин.

Работа в паре:

- В заключении урока проверим, хорошо ли вы повторили материал об имени числительном. Соберите в паре снежинки  (На каждой парте лежит конверт с тремя разрезанными снежинками. На каждой части снежинки написаны слова из ячеек таблицы, которая приведена ниже). Кто выполнит первый, поднимите руку.

Проверка:

  Вопро Обозначает По строению Разряд по значению Часть речи
Одну вторую дистанции Сколько? Часть предмета (количество) составное дробное Числительное
Количественное
Десятая медаль Какая?
Которая?
Порядок предмета при счете Простое целое Числительное
Порядковое
Пятидесяти спортсменам Скольким? Количество предметов сложное целое Числительное
Количественное

* Вручение медали.

- Составьте предложения с данными словосочетаниями, запишите и обозначьте числительные как члены предложения. 5 мин.

Другой вариант задания: подчеркните числительные как члены предложения.

Спортсмен пробежал одну вторую дистанции. (обстоятельство)

Десятая медаль была выиграна нашими спортсменами. (подлежащее)

Пятидесяти спортсменам вручили грамоты. (дополнение)

* Вручение медали.

3. Итог урока

- Мы остановились на сложных вопросах, касающихся имени числительного. Информацию, которую вы сегодня повторили, обязательно пригодится вам завтра на контрольной работе. А что интересного вы узнали на уроке?

- Посчитаем количество медалей. (Оценки за большое количество).

Д/з Упр.420

Список литературы.

1. Белякова А.К. Урок русского языка в 6-м классе по теме "Повторение имени числительного" [Электронный ресурс] / А.К. Белякова. // https://urok.1sept.ru/articles/520235

2. Панина Е.А. Повторение изученного об имени числительном 6 класс [Электронный ресурс] / Е.А. Панина. // http://linngva.do.am/load/otkrytye_uroki/povtorenie_izuchennogo_ob_imeni_chislitelnom_6_klass_7_vid/4-1-0-9

3. Daypic [Электронный ресурс]: блог // http://daypic.ru