Тема урока: "Скорость движения"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (372 кБ)


Согласно рабочей программе по математике это первый урок в разделе «Движение». Так как это первый урок, то по технологии деятельностного метода был выбран тип урока – урок открытия нового знания. При планировании данного урока мной были учтены возможности и психологические особенности моего класса. Особое внимание старалась уделять логической связи между этапами урока.

Задачи урока:

  • Ввести понятие скорость как новой величины. Познакомить с поняти­ем «скорость движения». Выявить существенные признаки понятия «скорость». Решать за­дачи, рассматривающие процессы движения (ско­рость, время, расстояние). Использовать термин «скорость» в соответствую­щих ситуациях.
  • Развивать навыки устных и письменных вычислений, математическую речь, умение анализировать, обобщать, делать выводы, умение работать в группе.
  • Воспитывать культуру труда, культуру поведения на дороге.

Планируемые результаты

  • Познавательные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления.
  • Регулятивные УУД: развитие умения читать и записывать информацию в виде различных математических моделей, планировать действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Коммуникативные УУД: сроить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения.
  • Личностные УУД: развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Цель первого этапа «Самоопределение к деятельности»: включить в учебную деятельность, создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность «Я хочу!». Так как тема урока связана с движением, то начинаю его с понятия движения .

Цель второго этапа «Актуализация знаний»: готовность мышления, осознание потребности к новым действиям. Воспроизведение знаний, умений, навыков достаточных для построения нового способа действий. Активизация соответствующих мыслительных операций.
Обратная связь с классом осуществляется при помощи слайдов. Слайд №11 готовит ребят к новому материалу. Не первый урок класс работает с именованными выражениями, важно напомнить все единицы измерений.

Цель третьего этапа «Локализация затруднений»: выявление места и причин затруднений, постановка цели и темы урока. Работа проводиться в группах. Поскольку это проблемный урок, то гипотезы детей могут быть весьма разнообразны. Опыт подсказывает, что у каждой группы может быть своя. Готовясь к уроку, я предположила два пути (если ребята предлагают свой, то необходимо перестроиться и рассматривать третий, не теряя цели). На уроке мне необходима высокая концентрация внимания детей, поэтому заканчивается этап проведением физминутки на внимание.

Использовала побуждающий от проблемной ситуации диалог, происходит обсуждение затруднений. Дети учатся обнаруживать и формулировать учебную проблему, задачу совместно с учителем. Формируются регулятивные УУД – прогнозирование, познавательные УУД – осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД – управление поведением партнёра, оценка его действий, личностные УУД – личностный выбор, оценивание усваиваемого содержания.

Цель четвёртого этапа «Построение проекта выхода из затруднения. Открытие нового знания»: построение нового способа действий, решение поставленной проблемы. На данном этапе мы рассматриваем: скорость как величину, единицы измерения скорости, запись и чтение единиц измерения скорости. Устанавливаем зависимость между величинами скорость, время, расстояние.

На данном этапе дети учатся добывать информацию различными способами: наблюдение, чтение, слушание .Происходит открытие нового знания. Формируются познавательные УУД.
Учатся доносить свою позицию до других (строить высказывания, пользуясь математической терминологией), слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.. Формируются коммуникативные УУД.

Цель пятого этапа «Первичное закрепление»: усвоение нового способа действий, создание ситуации успеха. Проводится диагностика понимания и вторичное закрепление алгоритма и смысла величин.

Цель шестого этапа «Контроль. Отработка действий по алгоритму

Дифференцированная самостоятельная работа с последующей проверкой. Проверяется умение использовать формулу нахождения скорости при решении задач. Проверка с «ловушкой» в записи единиц измерения, так как это новый материал необходимо сделать на это акцент.

Седьмой этап «Рефлексия деятельности. Итог урока», цель которого: соотнесение цели урока и результата. Возвращаю ребят к вопросам, которые были поставлены в начале урока. Отвечаем на них. В конце урока напоминаю о правилах дорожного движения.
Практика показывает, что проведённый таким образом урок достигает поставленной задачи. На уроке использовались различные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая. Согласно технологии урока «открытия» нового знания главный акцент был сделан на третий и четвёртый этапы урока. Большое внимание следует уделить математической речи обучающихся. Были использованы словесные, наглядные, практические методы, а так же проблемно-поисковый метод.

Способы деятельности учащихся: сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.

Средства обучения: проблемный диалог, практическая деятельность.

Методы обучения: частично-поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности: совместная учебная деятельность.

Ресурсы урока: Учебник И.И.Аргинская и др. «Математика» 3 кл.2 часть. ИКТ; авторский медиапродукт – презентация.

Презентации созданы с использованием Интернет-ресурсов.

Этап урока

Результат этапа

Цель этапа

Взаимодействие в образовательном процессе

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся:

Оргмомент

Цель – активизация учащихся

Готовность к уроку. Взаимоконтроль. Формирование и развитие ЦО к Умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке Обучающиеся сидят по группам.

– Проверьте, все ли в вашей группе готовы к уроку.
Распределили обязанности в группе?
– Давайте вспомним критерии готовности в группе. Назовите их.
Обязанности и правила работы в группе:
– Давайте выберем тот девиз, который поможет нам успешно провести этот урок. Проговорим его для того, чтобы соблюдать это правило весь урок.
Слайд 2
Например: слушай не только себя, но и других.

 

Выполняют оценку, самооценку готовности по критериям:
правильность выбора учебных принадлежностей,
правильность и аккуратность их расположения на парте, самостоятельность подготовки, настрой на урок
Теперь вы. Пример девиза: думаю, знаю, могу

1. Самоопределение к деятельности Воспроизведённые знания и способы действия. Осознание необходимости полученных новых знаний. Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания. Слайд 3
Математическая разминка. Задание по группам.
– Как мы начинаем выполнять задание в группе?
1. Решить примеры.
2. Расположите ответы в порядке убывания (клик мышкой)
 

Работа в группах

Каждый должен прочитать задание, а затем вместе обдумываем ответ.

(е) (ж) (н) (и)
(в) (и) (д) (е)

Ученики записывают примеры и располагают ответы у себя на листочках
– Прочитайте, что у вас получилось? – Движение
Проверка (клик мышкой)

Слайд 4 ДВИЖЕНИЕ

Ж.д. авто
Транспорт
– Что такое движение? (Клик мышкой) (Мы всегда движемся, перемещаемся в каком-то нужном нам направлении)
– Это перемещение в нужном направлении.
– Какие понятия мы употребляем связанные с движением и транспортом? – Время, расстояние, скорость
2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения

Цель – включить учащихся
в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока

Дагностика понимания и фиксация затруднения деятельности

Сформулированная и зафиксированная учебная задача в самостоятельной деятельности с учителем

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся

Формирование и развитие ЦО К умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно или в совместной деятельности с учителем) Слайд 5
– Какая величина лишняя? Объясните почему? (клик мышкой)
Лишние кг. .Все остальные это единицы длины.
Слайд 6
– Расставьте в порядке возрастания. (клик мышкой)
– Все ли единицы длины вспомнили?


Нет, не хватает мм
– Единицы длины ещё называют расстоянием.   Расстояние принято обозначать латинской буквой S (вешается знак на доску)
Слайд 7 Вы хотите отправиться в путешествие?
Наш посёлок железнодорожников все предприятия   находятся в столице БАМа городе Тында. Давайте на импровизационном поезде отправимся. Путь начинаем из родного Беркакита.
– Кто знает какое расстояние надо преодолеть, чтобы попасть из Беркакита в Тынду? (клик мышкой)
– Что же такое расстояние? (клик мышкой)
Вывод: Расстояние это путь, который надо преодолеть
– С какими величинами мы сейчас работали?
Слайд 8
На листах по группам
– Называйте в порядке возрастания (по клику мышки проверять) секунда минута час сутки неделя месяц год век
– С какими величинами мы сейчас работали? Единицами измерения времени
– Время движения в математике принято обозначать латинской буквой t (вывешивается на доске)
Слайд 9
– Итак, расстояние между Беркакитом и Тындой мы преодолеваем за 3 часа. (по щелчку мыши возникает 3 часа и по щелчку движение поезда)
 
– Итак расстояние мы узнали, время узнали, а что нам ещё нужно узнать? Не знаем и поезд отправляется без нас. Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания:
Слайд 10
Вычисли:
5 дм 3 см + 2 дм 6 см
204 км : 3 ч
56 сек – 16 сек
8 м : 10 сек
6 мин 45 сек+ 15 сек
5 дм 3 см + 2 дм 6 см = 7 дм 9 см
204 км ? 3ч = ?
56 сек – 16 сек = 40 сек
8 м : 10 сек = ?
6 мин 45 сек + 15сек = 7 мин
– Всё ли у вас получилось?
– Проверяем по щелчку мыши.
Нет.
– Почему не решили эти два выражения? Разные единицы измерений
– На какие группы можно разделить полученные выражения? (по клику мышки) Единицы длины. Единицы времени
– Ребята, я думаю, что к концу урока мы сможем найти значение оставшихся выражений. Но для этого надо подумать над следующим заданием.  
  На этапе актуализации идёт повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Формируются регулятивные УУД.
3. Локализация затруднений
Постановка проблемы. Сообщение темы урока.
Проектирование нового способа действий
Организация познавательной деятельности

Цель – Организовать работу в группах обеспечить контроль за выполнением задания.

  Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового алгоритма. Слайд 11. Практическая работа.
– Для решения проблемы проведём эксперимент…
– Для того, чтобы провести э тот эксперимент, мне помогут Полина и Данил
– Как вы думаете, что нам для этого понадобится? (линейка, секундомер).
– Мы знаем длину нашего класса – она составляет 8 м
– А за сколько времени можно пройти у это расстояние?

Проводим эксперимент

  1. Инструктаж.
  2. Практическая деятельность.

Итог эксперимента.

Кто из детей прошёл быстрее?
– Почему?
Данил прошёл 8 метров за 8 секунд, а Полина 8 метров за 10 секунд. Кто из них прошёл быстрее? Почему?
Чтобы пройти быстрее ,говорят прибавь ….
Какая же перед нами встала проблема, как узнать ?
Помогите разобраться.
1) Если прозвучало слово «скорость», то…
– Какая тема нашего урока?
– Традиционно в математике скорость обозначается латинской буквой « v »
Слайд 12
– Задайте мне два вопроса по теме урока, которые начинаются со слов: КАК и ЧТО. (Что такое скорость? Как найти скорость?)
2) Если не прозвучало слово «скорость», то…
– У всех получились разные ответы. Что вы сравнивали?

Чертёж на листочках
– Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос: кто из детей прошёл быстрее? Скорость
Какая тема нашего урока? Скорость
– Традиционно в математике скорость обозначается латинской буквой « v ». Прозвучало слово мерка (единичный отрезок )
4. Проектирование нового способа действий Умение применять алгоритм в самостоятельной деятельности. Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задания по алгоритму. Слайд 13
– Скорость можно измерить? Какой прибор существует для измерения скорости?
Спидометр
– Если скорость можно измерить, можно ли сравнить? Да
– Какой вывод можно сделать? Вывод: Скорость – это величина
– Если скорость величина, значит, есть единицы измерения скорости.
Но у нас нет такого прибора. У нас только секундомер для определения величины …времени. И расстояние мы измеряли метром. Придётся самим находить выход выводить формулу для определения скорости скорости
Вернёмся к нашей проблеме: кто же из ребят прошёл быстрее?
– Как найти скорость?
 
– Что же надо сделать? Разделить на мерки. На сколько мерок разделили?
Слайды 14-17
На 8 мерок
– Какое время он затратил? (клик) 8 сек 1 сек = 1 мерка
– Какой путь прошёл Данил? (клик) 8 м
– Расстояние 8 м – это целое или часть? Целое
– Время? Часть
– Скорость? Часть
– Давайте попробуем написать формулу S t = v
– Как мы находим часть ? если делили на мерки
– Как узнать с какой скоростью он двигался? (Клик)
– В каких единицах будет измеряться скорость движения Данила?
– Какой путь прошла Полина ?
– Какое время она затратила?
– На сколько мерок разделили?
– Как узнать с какой скоростью она двигалась? (Клик)
– В каких единицах будет измеряться скорость движения Полины? (клик)
 
– Какой вывод можно сделать? Кто же из ребят прошёл быстрее? Скорость больше у того, кто затратил меньше времени
– В каких единицах измеряется скорость на спидометре?
– Единицы измерения скорости отличаются от ранее изученных. Попробуйте в своих группах записать: км в час.
Слайды 18-21
Мм, см, дм, м , км
(работают в группах, варианты обсуждаются)
– Назовите единицы измерения длины (клик) см/с, м/с, м/мин, км/с, км/мин, км/ч
– Подберите к этим величинам единицы измерения времени, чтобы получились единицы измерения скорости. (Клик)
– Можно встретить разные обозначения: ; км/ч; км в час.
Длина
Время
– Мы будем в работе записывать так:

 
– Что обозначает данная запись?
– Что же такое скорость?
Длина – расстояние, путь
Ребята самостоятельно формулируют определение.

Вывод: Быстрота движения. Сколько км пройдено за час

Формула нахождения скорости:

– Обозначим расстояние, время и скорость принятыми в математике символами. Что получилось? S t v
А давайте попробуем вывести формулу нахождения скорости
V= S?t
V = S ? t
V = S : t
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Диагностика понимания
Контроль
  Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий.. Слайд 22
– С чем связано понятие скорости? (клик)
Слайд 23
– Давайте же выясним с какой скоростью движется наш поезд до Тынды?
– В какой величине измерим скорость?
С понятием времени, расстояния

204 км : 3 ч = 68 Км/ч

6. Рефлексия деятельности. Итог урока

Цель – подвести итог
проделанной работе на уроке

Использование нового знания в условиях решения задачи. Формирование и развитие ЦО к обощению знаний и способов действий, повторение ранее изученных . Слайд 24
– Вернёмся к выражениям, которые не могли решить в начале урока (клик)
– Теперь вы с ними справитесь?
Да, сможем, потому что эти величины показывают скорость.

 

– Что мы узнаём в результате? Скорость движения
Слайд 25
Какие вопросы мы поставили в начале нашего урока?
– Что такое скорость?
– В каких единица измеряется скорость.?
– Как найти скорость?
Слайд 26
Рефлексия деятельности
– Чему вы научились на уроке?
– Расскажите по схеме:

– Какие трудности ты испытывал на уроке?
– Где в жизни мы чаще всего встречаемся со скоростью?
Слайд 27
– Хочется напомнить, что дорога очень опасна, необходимо соблюдать правила дорожного движения.
Слайд 28

В диалоге с учителем дети учатся определять степень успешности выполнения своей работы и работы все, осознание своей УД. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. Регулятивные УУД.
– Домашнее задание будет творческого характера: составьте задачу для своей группы на нахождение скорости.  
– Определитесь и поставьте себе самооценку за урок Моя деятельность
Деятельность группы
Деятельность класса