Классификация (виды письма)

Разделы: Русский язык


Технологическая карта изучения темы (название темы)

Тема: по информатике по русскому языку
  Классификация Виды писем
Цель: Расширить представление о классификации Осознание процесса, форм и способов общения через письмо
Основное содержание темы, термины и понятия Классификация, естественная и вспомогательная классификация, Эпистолярный жанр, адрес, адресат, адресант, благодарственное, деловое, поздравительное, литературное, историческое, личное письмо.

 

Планируемый результат
Предметные умения, УУД Регулятивные: научатся различать особенности писем разных жанров, соблюдать нравственные нормы переписки и общения с адресатом; научатся постановке учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.
Коммуникативные: научатся инициативному сотрудничеству в поиске и сборе информации; формированию конструктивных способов взаимодействия с окружающими людьми посредством написания писем.
Познавательные: научатся осмыслению процесса, форм и способов общения через письмо; будут созданы условия для изучения стилевого разнообразия писем, истории возникновения письма; научатся применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, преобразовывать объект из образной формы в модель с выявлением существенных и второстепенных признаков
Личностные: произойдет осознание восприятия человека в процессе вербального и невербального общения, исследование и принятие жизненных ценностей эпистолярного жанра.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Информатика + русский язык + риторика Групповая, поисковая, исследовательская Компьютерный класс, Интернет

Ход урока

Этапы урока Содержание Деятельность педагога Деятельность детей Формируемые УУД
I. Организационный этап Учитель информатики: Инструктаж учителя информатики по технике безопасности

(слайды 1-6)

Проводит инструктаж с использованием ИКТ. Повторяют правила безопасной работы за компьютером Личностные:

установка на здоровый образ жизни

Слайд 7 (заставка, тема урока)

Учитель русского языка (входит в класс с большим прозрачным пакетом, в нем письма).

- Здравствуйте, дети! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? О письмах. Эти письма – для вас. Но пакет пока разбирать не будем, сделаем это позже.

Выбор эффективного способа концентрации внимания. Проявляют заинтересованность. Регулятивные:

волевая саморегуляция

Учитель русского языка:

- Скажите, Вы любите писать письма? Нет? А почему?

Мотивация деятельности. Отрабатывают навыки построения рассуждения и привлечения доказательств. Познавательные:

расширение кругозора, умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

Учитель информатики:

- Наверное, потому, что сейчас есть невербальные способы общения. Можете перечислить их разновидности?

Мотивация рассуждения. Дети перечисляют: SMS, MMC, электронное письмо, сообщения в онлайн, аудиописьмо, голосовая почта и др. Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Познавательные:

мотивация к исследованию

II. Постановка учебной проблемы Учитель русского языка:

- Неужели традиция писать письма от руки умирает?

Ведь письмо – это целый пласт нашей культуры, и без него мы никак не можем обойтись. Не верите? Без письма не было бы эпистолярного жанра, многих крылатых фраз, как, например, Чеховского: “В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”.

Всем известно о трагической гибели В.В.Маяковского. А о причине самоубийства узнали из предсмертного письма: “Любовная лодка разбилась о быт”.

Подготовка

детей к самостоятельному формулированию темы.

 

 

 

 

На слайдах 8-9 показывает портреты упомянутых писателей.

Высказывают своё мнение Познавательные:

анализ ситуации;

постановка проблемы

- А что вы знаете о письме? В рабочем листе к сегодняшнему уроку в графе “Что я знаю о письмах?” напишите все, что вам известно о письмах. Раздает рабочие листы Записывают в тетрадях:

Письмо - средство общения. Обычно они начинаются с обращения, заканчиваются словами “До свидания”. Письма обычно пишут родным. Сейчас мало кто пишет письма, потому что есть сотовая связь и электронная почта.

Личностные:

демонстрация знаний на основе личного жизненного опыта

Учитель русского языка:

- Давайте посмотрим, что вы знаете о письмах. Кто хочет поделиться с нами своими записями?

  Желающие читают свои записи. Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других.
Слайд 10 (понятия)

Учитель информатики:

- Посмотрите, пожалуйста, на доску. Понятия, записанные на ней, вам о чем-нибудь говорят?

Слова для работы:

адресат, адресант, аноним, сургуч, облатка, эпистола, штемпель, ямская гоньба,

почтмейстер,

постскриптум

Высказывают своё мнение, дают определение понятиям Познавательные: закрепление знаний по теме “понятие – форма – содержание”

 

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности Учитель информатики:

- Некоторые понятия вы объяснили, молодцы; а вот некоторые вам незнакомы. Какие способы решения проблемы вы можете предложить? Что надо сделать, чтобы они стали нам понятны?

Создает проблемную ситуацию. Дети предлагают обратиться к толковым словарям. Личностные:

перенос на свой жизненный опыт

Учитель русского языка:

- Вы абсолютно правы – найти значение слова можно в толковом словаре. Но есть еще один способ определения понятия – по тексту. Раз у нас бинарный урок, то и с этим заданием поступим так: одна половина учеников будет искать понятия так, как делают это на информатике – в Интернете. Другая половина будет заниматься русским языком и определит значения слов по тексту. Посмотрим, кто с заданием справится быстрее.

Создает проблемную ситуацию. Проявляют заинтересованность, разделяются на 2 группы. Коммуникативные:

умение и понимать речь других

 

Личностные:

постановка задачи и поиск путей ее решения

Групповая работа с лексическим материалом Учитель информатики напоминает алгоритм работы с электронным словарем в Интернете Ученики создают документ в Word, копируют найденную в него информацию и сохраняют ее. Регулятивные: навыки работы с компьютером, Интернет по заданному алгоритму
Учитель русского языка:

раздает текст и листы для записи, напоминает о том, как работать с текстом, контролирует процесс поиска.

Ученики читают текст, выписывают из него определения неизвестных слов. Регулятивные: навыки работы с текстом по заданному алгоритму
Учитель информатики:

- Давайте проверим, какие слова вам были незнакомы и что вы о них узнали?

Проверка выполнения задания Дети (по очереди) зачитывают ту информацию, которую они нашли в Интернете Коммуникативные: умение

слушать и понимать речь других

 

IV. Получение нового знания Учитель русского языка:

- А какие определения вы нашли на основе текста?

Проверка выполнения задания Дети (по очереди) зачитывают ту информацию, которую они нашли в тексте Коммуникативные: умение

слушать и понимать речь других

Учитель информатики:

- Давайте посмотрим на расположение ваших слов. Оно одинаково?

Ставит вопрос. Дети отвечают: нет, потому что у тех, кто искал в Интернете, слова расположены в алфавитном порядке, у других – по времени. Регулятивные: умение строить ответ на поставленный вопрос
Учитель русского языка:

- На самом деле вы, ребята, не просто составили словарик, а уже начали изучать новую тему по информатике “Классификация”. Может, у вас есть предположение, что такое классификация?

Ставит вопрос. Учащиеся выдвигают свои версии. Регулятивные: построение ответа по схеме: “тезис – доказательство – вывод”
Учитель информатики:

- Классификация – это распределение объема некоторого понятия по избранному основанию на ряд частей. Так как каждое понятие может быть представлено как совокупность нескольких понятий, то и классифицировать понятия можно по-разному. Классификация может производиться по существенным признакам (естественная) или по несущественным признакам (вспомогательная). Место, занимаемое объектом в естественной классификации, позволяет судить и его свойствах. Вспомогательная классификация не позволяет судить о свойствах объектов; она служит для более легкого поиска объектов.

Подводит детей к самостоятельной постановке учебных задач, знакомит с принципом классификации.

 

Объясняет новый материал, опираясь на

Слайд 11

Сопоставляют свои предположения и слова учителя Познавательные: знакомство с новой информацией

 

Личностные:

самостоятельное формулирование темы урока;

принятие целей урока

Учитель русского языка:

- Если мы расположим наши слова по алфавиту, то это будет.... , а по принципу “устаревшие – современные слова” .... классификация.

Выжидает паузу естественная

вспомогательная

Коммуникативные: умение слушать и сопоставлять

 

V. Актуализация опорных знаний Учитель русского языка:

- Ну, что же, думаю, настало время почитать письма. Начнем с этого. Как вы думаете, от кого и кому оно адресовано?

Слайд 12

Ставит проблемный вопрос

Выдвигают версии Коммуникативные: умение строить ответ

 

Регулятивные: построение ответа по схеме: “тезис – доказательство – вывод”

- Это письмо от А. С. Пушкина, потому что запечатано “облаткой” с изображением фамильного герба поэта. А адресат – его жена Наталья Гончарова. Она - самый частый корреспондент поэта. За 17 месяцев разлуки с ней в 1830 году Пушкин написал 78 писем!    
Учитель информатики:

- Давайте внимательнее рассмотрим это письмо. Чем оно отличается от современного?

Слайд 12 Дети выдвига-ют свои пред-положения
Учитель информатики:

- Начнем с марки. Почтовые марки были придуманы в Англии в 1840 году, поэтому в пушкинское время их еще не было. Конверты уже были, но поэт ими не пользовался.

Слайд 13 Слушают учителя Коммуникативные: умение слушать и понимать речь других

 

 

Познавательные: приобретение новых знаний

Учитель информатики:

- Теперь об адресе. До 1834 года в русских городах не было нумераций домов, а отправной точкой указывалась церковь, к приходу которой адресат относится (“У Харитонья в переулке”, “Живет у Самсона”).

Слушают учителя
Учитель русского языка:

- Конечно, читать чужие письма нельзя. Исключение - корреспонденция великих людей. В этом письме поэт сообщает жене о своей работе над историей Пугачевского восстания. Из него мы узнали, как тщательно собирал материал Пушкин для “Капитанской дочки”. Вот почему личная переписка стала всеобщим достоянием и объектом исследования.

Слайд 14

(текст письма)

Слушают учителя
Учитель русского языка:

- А вот еще одно необычное письмо. Конечно, вы сразу скажете, почему?

Показывает бутылку, затем слайд 15

(текст письма)

Это письмо капитана Гранта, а почта называется бутылочной Познавательные:

анализ письма (логическое сопоставление)

 

V. Актуализация опорных знаний Учитель русского языка:

- Да, писем тут много, самой мне с ними не управиться. Может, вы мне поможете? Подойдите ко мне, разберите письма, сядьте на место и прочтите их.

Заинтриговывает учащихся

Динамическая минутка (разбор писем).

Принимают игровую ситуацию Регулятивные:

анализ и поиск закономерностей

Личностные:

формирование правильной осанки

Учитель русского языка:

- Обратите внимание на наш слайд. В нем представлена классификация писем. Перед вами стоит задача: определить тип письма, которое досталось вам.

Слайд 16 Рассматривают слайд, определяют тип письма
Учитель информатики:

- Таблица нашей классификации писем заполнена только частично. Нам ее надо заполнить всю. Ваша задача – открыть на рабочем столе файл “Классификация писем” и заполнить ту часть таблицы, которая касается именно вашего письма. Не забудьте сохранить ваши данные.

Динамическая минутка Дети пересаживаются к компьютеру Личностные:  формирование правильной осанки

Коммуникативные: сотрудничество с учителем

Регулятивные: умение работать с текстом и компьютером по заданному алгоритму.

Работа с таблицей (в парах) Контролирует процесс заполнения таблицы Дети печатают текст
Учитель русского языка:

- Прошу вас пересесть за парты. Вы уже догадались, что у нас было по 2 письма каждого вида. Фактически, вы работали в парах. Сейчас Татьяна Федоровна объединит ваши таблицу в одну общую. У нас получится не только классификация писем, но и учебное пособие по стилистике, которое вам пригодится и на ГИА, и на ЕГЭ. Во взрослой жизни вам тоже понадобятся знания о разных видах писем, потому что в офисах и на предприятиях вы встретитесь с гарантийными, коммерческими, уведомительными письмами, а если будете хорошо работать, то и с благодарственными. Все они – на нашей доске. Подойдите сюда.

Динамическая минутка

 

 

 

Просмотр наглядного материала на доске

Дети пересаживаются за парты

 

 

Дети подходят к доске, рассматривают письма.

Личностные:  формирование правильной осанки

 

 

Познавательные: расширение представлений о письмах

 

VI. Закрепление полученных знаний Учитель информатики:

- Прошу садиться. Давайте рассмотрим, что у нас всех получилось.

- Перед вами классификация писем. А какие еще классификации вы можете назвать? В каких областях науки и искусства применяется классификация?

- Разрешите продемонстрировать вам научно- исследовательскую работу такого же, как вы, шестиклассника по теме “Классификация”. Как видите, такая классификация просто необходима в биологии.

Раздает таблицы учащимся

Подведение итогов по выполнению поставленных учебных задач.

 

Демонстрирует слайды 17-20.

Учащиеся рассматривают таблицу

 

 

 

Учащиеся анализируют увиденное.

Регулятивные:

анализ и самоконтроль деятельности

Личностные:

оценивать усваиваемое содержание учебного материала

VII. Рефлексия учебной деятельности Учитель информатики:

- А теперь наступило время проверить, как вы усвоили новый материал. Пересядьте к компьютеру, откройте файл

“Проверочная работа по теме “Классификация писем” и соотнесите тип и вид письма.

Динамическая минутка

 

 

Контролирует процесс

 

 

 

Выполняют тест с самопроверкой

Личностные:

самоконтроль;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом

Учитель русского языка:

- прошу вас занять свои места за партами.

Сегодня на уроке вы не только узнали, что такое классификация, но и научились классифициро-вать письма. И всё-таки я за то, чтобы письма писались. По старинке, от руки, на бумаге, ручкой... Давайте напишем письмо ... самому себе в будущее. А вскроем их после того, как вы окончите школу в 2018 году и придете на первую встречу выпускников. Каким будет это письмо – дружеским, поздравительным, деловым, решать вам. Приступайте.

Динамическая минутка

Организация обратной связи по итогам работы.

Учитель складывает письма учащихся и запечатывает их в большой конверт с надписью “Вскрыть в 2018 году”

Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.

Учащиеся выстраивают собственные высказывания в форме письма.

Написание письма

Личностные:  формирование правильной осанки

Регулятивные: анализ и самоконтроль деятельности

Личностные: установка на нравственные позиции человека

Учитель информатики:

- Наш урок подошел к концу. Осталось только записать домашнее задание: 2.3 стр.54 РТ 28 стр. 60 (По Босовой Л.Л)

Слайд 21

Учитель задает домашнее задание.

Записывают домашнее задание в дневник Регулятивные: самоконтроль
Учитель русского языка:

- Понравился ли вам наш урок? Конечно, свое мнение вы можете тоже оформить в виде письма – благодарственного или с претензией. Но давайте вернемся к началу нашего урока. Помните, вы говорили, что информацию можно передать и невербальным способом? Предлагаю вам выразить свое мнение об уроке через ... смайлик: веселый – всё понравилось, нейтральный – обычный урок, грустный – было скучно и неинтересно.

- Спасибо за урок! До новых встреч!

    Регулятивные:

давать оценку своей деятельности на уроке

 

Коммуникативные:

Строить отношения с учителем на основе сотрудничества

20.07.2014