Пособие для изучения словарных слов на уроках русского языка (УМК Бабайцевой В.В. "Дружи со словом"). 6-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Пояснительная записка

В настоящее время образование является одним из главнейших условий для становления человека как личности. Именно школа призвана помочь в этом. Благодаря школе у ребенка выстраивается система знаний, умений, навыков  и ценностей, которыми он будет пользоваться на протяжении всей своей жизни.

Одной из важнейших проблем современного общества является неумение четко и грамотно выражать свои мысли. И поэтому, главной задачей учителя-словесника является научить ребенка правильно и свободно использовать все богатства родного языка.

Содержание курса русского языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса русского языка, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать.

Особое значение для обогащения словарного запаса учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка”, -писал известный учёный-методист А.В.Текучев.

Качество владения устной и письменной речью заключается в обилии словарного запаса, оборотов речи и умении выстроить гармоничное, логически верное синтаксическое единство (текст). И с этой точки зрения словарная работа с учащимися 5-8 классов является оптимальным средством овладения грамотной речью,  так как решает одновременно несколько задач:

– во-первых,  расширяет словарный запас учеников;

– во-вторых, переводит слова из пассивного словаря в активный;

– и, в-третьих, учит правильно и грамотно излагать сои мысли при письме.

Поэтому перед учителем 5-8 классов стоит очень серьезная задача - необходимо научить детей видеть свои ошибки, выработать у них так называемую "орфографическую зоркость", добиться определенной самостоятельности орфографического мышления. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.

Словарной работе в основной школе уделяют мало времени, нередко она носит случайный, эпизодический характер, отчего и речь учащихся формируется и выправляется медленнее, чем того хотелось бы.

Большое значение в формировании прочных орфографических умений и навыков имеет систематическая работа над словами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями. Запоминание их требует обязательной целенаправленной тренировки. Предлагаемая в пособии система работы со словарными словами помогает учащимся хорошо запомнить орфографию слова, узнать лексическое значение, научиться использовать слово в речи.

Такая система словарной работы помогает   ученикам решить несколько задач: познавательную (знакомство со словом, его значением, этимологией), практическую (орфография слова, его употребление в речи, овладение нормами литературного русского языка), обогащение словарного запаса через синонимию слов, осуществление межпредметных связей, воспитание привычки определять значение незнакомых слов, собирать информацию о слове из разных источников: словарей, справочников, проведенных мини – исследований, а также прививает интерес к родному слову.

Пособие “Дружи со словом” предназначено для применения на уроках русского языка в 6 классе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, организации контроля и самоконтроля на уроке. Отрабатывается написание 22 слов из раздела “Имя существительное”. В пособии представлены памятка “Как запомнить написание слова с непроверяемыми буквами”, список слов, по порядку их изучения. От каждого слова в списке создана гиперссылка на тот слайд, который демонстрирует его.

К каждому слову пара слайдов. Первый слайд – “Учись” - позволяет узнать лексическое значение и происхождение слова. Для поддержания интереса к материалу представлены факты из серии “Это интересно знать”. На вторых слайдах - “Прояви творчество!” - подобраны задания, способствующие отработке навыка правописания словарных слов, развитию связной речи, творческих способностей учащихся. Для наилучшего усвоения и запоминания слов подобраны домашние задания. Они носят поисковый и исследовательский характер, заставляют учащихся обращаться к словарям и другим источникам знаний, расширяют кругозор. Также от названия сладов созданы гиперссылки для возвращения к начальному слайду “Список изучаемых словарных слов”.

После изучения всех слов раздела “Имя существительное”, представлены различные виды словарных диктантов в виде игр “Зоркий глаз”, “Допиши слово”, “Вставь пропущенные буквы”. Для работы над ошибками подобрано задание “Заполни таблицу”. Здесь также действуют гиперссылки для возвращения к основному слайду “Проверь себя!”.

В процессе применения пособия “Дружи со словом” была использована методика П.С.Тоцкого, так называемая "орфография без правил": четко произнесенное несколько раз слово будет написано правильно. Как выяснилось, данная технология действительно очень эффективна. Большинство учащихся, проговорив словарное слово несколько раз, запоминают орфограмму и впоследствии пишут его грамотно.

Как виды словарной работы были использованы: словарный диктант, составление кроссвордов, этимологический анализ. Наибольший положительный эффект дает систематичность и всесторонний подход к данной проблеме.

Список использованной литературы.

  1. http://www.coolreferat.com – словарная работа на уроках русского языка в основной школе;
  2. http://standart.edu.ru/ - примерные программы по русскому языку.

Словарные диктанты по теме “Непроверяемые гласные в корне слова”, 6-й класс

1 вариант.

Запиши под диктовку. В словах с непроверяемой гласной обозначь орфограмму.

Молодой геолог, труженики села, любит воображать, трудно представить, фестиваль моды, обоняние собаки, обаяние молодости, старый магнитофон, территория школы, моя профессия, папина специальность, дружный коллектив, балкон отремонтирован, кожаный диван, акварельные краски, загородный санаторий, уволившийся шофёр, мобильный телефон, аккорды для гитары, достойный человек.

2 вариант.

  • Запиши предложения под диктовку.
  • Выпиши из предложений слова с непроверяемыми гласными.
  1. В Сибири геологи нашли залежи нефти и газа.
  2. Труженики села начали сев в начале мая.
  3. Коля вообразил себя героем фильма.
  4. Нужно представить свою точку зрения.
  5. Россия ежегодно организует международный фестиваль кинофильмов
  6. Орган обоняния собаки – нос.
  7. Навстречу нам шла обаятельная девушка лет двадцати.
  8. У бабушки отлично сохранился катушечный магнитофон.
  9. Территория России больше, чем территория Канады.
  10. Мой брат получил профессию слесаря.
  11. Специальность моей мамы – учитель начальных классов.
  12. В коллективе десять сотрудников.
  13. Папа закончил ремонт балкона.
  14. На диване крепко спал наш кот Васька.
  15. Картина была нарисована акварельными красками.
  16. В каникулы мы отдыхали в загородном санатории.
  17. Из машины вышел шофёр и громко хлопнул дверью.
  18. В соседней комнате зазвонил телефон.
  19. Зазвучали первые аккорды.
  20. Свою жизнь я хочу прожить достойно.

Жирным шрифтом выделены слова с непроверяемой гласной.