Внеклассное мероприятие "Если вы пришли в библиотеку…"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Беседа о том, как вести себя в библиотеке, кто может быть её читателем и какие правила должны выполнять ребята, находясь в библиотеке.

Оборудование:

  • Плакат “Книжкина больница”;
  • Правила (библиотечные);
  • Книга “Всё обо всём” т.1, стр.219 “Как возникли библиотеки”.

Ребята, сегодня я бы хотела с вами поговорить о библиотеке.

Что же такое библиотека? (место, где хранятся книги для общественного пользования).

У многих из вас дома, наверное, есть своя небольшая библиотека (небольшие собрания книг). У кого есть?

Своё развитие библиотеки получили с 15 века после изобретения книгопечатания. В России библиотеки возникли в 11-12 веках.

Ребята, а знаете ли вы как себя вести в библиотеке?

В библиотеке, как и в любом общественном месте, необходимо соблюдать определённые правила.

Вы скажите, зачем в библиотеке нужны правила, неужели без них нельзя обойтись? Как услышите, что в библиотеке надо правила соблюдать, так и идти вам не хочется в библиотеку. Лучше уж во дворе побегать. Там не нужно никаких правил соблюдать.

Как бы не так. Так уж и ненужно!

Ну-ка, вспомните, как вы играете в салочки: по правилам или без? А в классики прыгаете? Через верёвочку? А в прятки?

Вот-вот, у каждой игры свои правила.

Однажды во дворе я увидела, как прыгали девочки, потом они вдруг остановились, и между ними произошёл такой разговор: “Сколько тебе лет?” - спросила одна девочка у другой. “7”, - ответила та. “Значит, будешь прыгать 7 раз”.

Вот какое хитрое правило!

А что вы делаете с теми, кто правила игры нарушает?

Конечно, вы их быстренько “выключаете”, а проще говоря, выгоняете. Да, пожалуй, в следующий раз такого человека в игру не примете.

В библиотеке правил не так уж много, их легко запомнить и нетрудно соблюдать.

Первое и, пожалуй, самое главное правило“БЕРЕГИ КНИГУ!”

Некоторые ребята думают: “Книга ведь не хрустальная ваза, что ей сделается?”

На самом же деле всё наоборот: хрустальной вазе действительно ничего не сделается, если только не ронять её на пол. Она хоть тысячу лет проживёт. А книга? Она может “умереть” довольно скоро. Отчего? Разве она живая? Разве книга “умирает”? Да, “умирает”, а можно сказать и по-другому – книга изнашивается. Ты перевернул страничку, и какая-то невидимая частичка бумаги осталась на пальце. Двести учеников перевернули страницу, и на ней образуется вполне видимая дыра. Рассыпаются со временем листы и теряются один за другим. Изнашивается и рвётся даже картонный переплёт. Вот почему с книгой надо обращаться нежнее, чем даже с хрустальной вазой. Тем более что в библиотеке книги не личные, а общие, т.е. принадлежат всем ребятам.

Послушайте стихотворение К.Мухаммади “Салим и книжка”.

В библиотеку шёл Салим
По улице вприпрыжку.
Держал, под мышкою Салим
Растрёпанную книжку.

Была она в грязи, в пыли,
Без корешка, без крышки.
- Салим, – сказал ему Вали, –
Зачем калечишь книжки?

Салим сказал: – Конечно, я
Порвал две-три страницы,
Но это книжка не твоя.
К чему сердится?

- Как не моя? – Да, не твоя,
А из читальни детской.
- Ну, а читальня чья?
- Республики Советской!

- А если так, она моя,
Да и немножечко твоя.
Мы за неё в ответе, –
Мы все – огромная семья,
Страны советской дети.

И если каждый из ребят
Порвёт листы, обложку,
Во что же книгу превратят
Ребята понемножку?

Чтоб книги были у детей
В библиотеке, в школе,
Трудились множество людей
На фабрике и в поле.

Трудились твой отец и мать.
Тебе бы надо уважать
Труды их и заботы –
Беречь и книгу и тетрадь,
Не мять, не пачкать, не трепать
Страницы, переплёты.

Нам книги – лучшие друзья,
Они дают нам счастье,
А эта книга – и моя,
Да и твоя отчасти!

Кто же из ребят был прав: Сали или Вали? (Вали, чужое надо беречь ещё больше, чем своё).

А как уберечь книгу от преждевременной старости?

Во-первых, в библиотеку надо всегда ходить с непромокаемой сумочкой или целлофановым пакетом: тогда книгам не будет страшен ни дождь, ни снег. Книга очень боится воды: намокшая бумага после того, как высохнет, делает книгу невзрачной, разбухшей, страницы у неё становятся ломкими, шершавыми.

Во-вторых, приступая к чтению книги, что надо сделать? (одеть обложку).

Зачем?

Да, надо обернуть её бумагой, или надеть на неё готовую обложку. Если этого не сделать, то будет пачкаться переплёт, быстрее потускнеет иллюстрация, сотрётся название книги.

В-третьих, читать надо аккуратно. Что это значит? (не загибать листы, пользоваться закладкой, не делать пометки..)

Вы, наверное, любите и умеете делать красивые закладки. А всегда ли вы ими пользуетесь?

Некоторые торопливые читатели загибают уголок страницы, а то и ещё хуже: кладут между страницами карандаши, ручки, линейки, словом всё, что под руку попадётся. А от этого книга стареет раньше времени: обрываются загнутые уголки, отрываются странички от корешка.

Вы уже слышали известную мудрость: “Чистота – залог здоровья”. И, представьте себе, к книге это тоже относится. Грязь губит книгу. Ей даже пыль вредна. Вы заметили, что каждый месяц библиотека на один день закрывается, и этот день называется… (санитарным).

Зачем сюда приходят санитары?

Да нет, сюда приходят не санитары. Это так называют библиотекарей. Они стирают пыль со всех книг и полок.

Во многих библиотеках есть обязательно “книжкина больница”. Там лечат старенькие, обветшалые книги.

Иногда на плакате, в библиотеке, помещают текст стихотворения Б. Тимофеева “Книжкины жалобы, или чего книга желала бы”, иллюстрируя её соответствующими рисунками:

Я – книга! Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережный со мной…
Мой чистый вид всегда приятен:
Оберегай меня от пятен!
Привычку скверную оставь:
Листая, пальцы не слюнявь!

Ай! Супом ты меня закапал!
Ой! Уронил меня ты на пол!
Мой переплёт не выгибай!
Мне корешок не поломай!
Что здесь за звери? Что за птицы?
Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы?
А про закладку помнишь ты?
Не забывай меня в саду!
Вдруг дождик грянет на беду.

Меня в бумагу оберни!
Где взял меня – туда верни!
Запомни: я твой лучший друг,
Но только не для грязных рук!

Ребята, вы тоже можете стать “книжкиными докторами”.

(плакат “Книжкина больница”)

Для книжек , которым пора лечиться,
Открылась книжкина больница,
Доктором может быть каждый из вас –
В свободный день и свободный час!

Ребята, научитесь подклеивать и даже переплетать книгу, шить для неё новую одежду. А родители помогут вам в этом. Это очень интересная и полезная работа. Она продлевает книге жизнь. Ведь книга – вещь очень дорогая и государству она обходится дорого.

Почему? Я уже рассказывала вам об этом. Кто помнит? (много людей работает над созданием книги и затрачивает много сил и денег).

Много людей выполняют нелёгкую работу, прежде чем книга появится у читателя.

Во-первых, над ней работает писатель (попробуйте сами что-нибудь написать, увидите как это трудно).

Во-вторых, рисунки выполняет художник.

Писателю и художнику помогает редактор.

Потом книгу печатают в типографии. Там работают огромные машины, используются: бумага, краски, умелые рабочие руки.

Машины и буквы сделаны из металла. Горняки добыли железную руду, а из неё сталевары выплавили металл.

Работают машины с помощью электричества, значит, нужно строить электростанцию, добывать для неё топливо.

Бумагу делают из дерева: надо срубить лес, отправить его туда, где есть бумагоделательная фабрика. На этой фабрике тоже есть очень много стальных громадных машин.

Вот как не просто достаётся книга!

Второе правило в библиотеке – “ВОЗВРАТИ КНИГИ В СРОК!”

Только представьте себе, что этого правила нет. Что было бы? Каждый держал бы у себя библиотечные книги столько времени, сколько хотел: кто год, а кто и два. Разобрали бы все книги из библиотеки по домам, и в ней ничего бы не осталось. Вы пришли бы за книжками, а полки пустые. Понимаете теперь, что это о вас, читателях, думали, когда создавали библиотечные правила?

Обычно книга выдаётся читателю на две недели. А если не успел прочитать книгу в течение этого срока, так что же, непрочитанную отдавать? Как быть?

Каждый может позвонить в библиотеку по телефону или зайти и попросить разрешение принести книги попозже. Вам охотно разрешат это сделать.

А может случиться, что вы забыли, когда надо возвратить книгу?

Этой беде легко помочь. На внутренней стороне обложки (показ книги) приклеен листок бумаги. На нём написано: “Возврати книгу не позже обозначенного здесь срока”. А потом целая колонка цифр. Самая последняя запись – для вас. Написано, например, так: 21.09.05. это значит, книгу следует вернуть не позднее 21 сентября 2005года.

Можно вернуть и раньше. Как только прочитали, скорее приносите в библиотеку: книгу ждут другие ребята. Да и самим надо получить следующую. Настоящий читатель читает каждый день не только учебник, но и ещё что-нибудь и в библиотеку ходит регулярно.

Третье правило в библиотеке – “ВЗЯЛ КНИГУ С ПОЛКИ, ПОСТАВЬ ЕЁ НА МЕСТО”

Бывает и так: возьмёт иногда мальчик или девочка с полки книгу, полистает, посмотрит и поставит обратно, да не туда, куда надо. Потом другой читатель просит эту книгу у библиотекаря, а её найти невозможно: она стоит на чужом месте.

Вы же знаете, что книги в библиотеке стоят в алфавитном порядке по фамилиям авторов (так их легче найти). Вот поэтому-то и появилось в библиотеке это правило. Выполнить его не так-то просто.

Вы взяли книгу с полки, а остальные книжки сомкнулись. Как угадать, где стояла та, что сейчас в ваших руках? Каждый раз звать на помощь библиотекаря? Как быть?

А очень просто. Прежде, чем взять книгу с полки, захватите со стола библиотекаря закладочку – тоненькую и длинненькую дощечку или картонку, вложите её между книгами в том месте, откуда вы хотите книгу взять. Вот и всё. Теперь нет ничего проще, чем вернуть книгу на прежнее место: поставить книгу рядом с закладкой, а закладку вернуть.

Вот как будто и всё о правилах. Но ведь вы не узнали самого главного – кого принимают в библиотеку. Конечно, всех, кто хочет читать книги. Попросите маму или папу захватить паспорт и сходите вместе в библиотеку. И вас обязательно примут, запишут и выдадут книгу.

А кто из вас записан в библиотеке? В какой? Как часто вы ходите в библиотеку?

Ребята, вы можете записаться, если ещё не записаны, в школьную библиотеку и сельскую библиотеку, которая находится в конторе учхоза “Михайловское”.

Ребята, вы уже достаточно взрослые и большие, и понимаете, что в БИБЛИОТЕКЕ НЕЛЬЗЯ ШУМЕТЬ, СПЕШИТЬ, СУЕТИТЬСЯ.

Это последнее правило в библиотеке. Даже если вы пришли втроём, надо вести себя так, чтобы никто не услышал вашего разговора или топота. Много-много даже не лет, а веков назад люди договорились, что в библиотеке всегда должна быть абсолютная тишина. Тишина помогает думать. А библиотека самое подходящее для этого место.

Теперь, ребята, я надеюсь, вы все запишитесь и будете ходить в библиотеку, и обязательно будете соблюдать библиотечные правила. Давайте их перечислим. Их не так много.

  1. Береги книгу!
  2. Возврати книгу в срок!
  3. Взял книгу с полки, поставь её на место.
  4. В библиотеке нельзя шуметь, спешить, суетиться.

Приложение.