Из опыта работы учителя по формированию культуроведческой компетенции учащихся 7–8-х классов на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

Вопрос о приобщении молодого поколения к родной национальной культуре стоит сегодня очень остро. Поэтому немаловажно то, что в процессе изучения родного языка и литературы необходимо одновременно приобщать обучающихся к национальной культуре своего народа, формировать культуроведческую компетенцию, включающую «в себя сведения о языке как о национально-культурном феномене, отражающем духовно-нравственный опыт народа и закрепляющем основные нравственные ценности; представления о связях языка с национальными культурными традициями народа, а также осознание учащимися красоты, выразительности и эстетических возможностей родной речи».

I. Растительная привязанность русских в произведениях русской классики

Цель: познакомиться с деревьями, цветами, повлиявшими на формирование русского национального самосознания; узнать смысл растительной символики в русских художественных произведениях.

Деревья Русской земли

Чтобы понять душу Японии, нужно увидеть страну весной, когда цветет вишня, ибо лепестки сакуры – это в каком-то смысле поэтическое воплощение японского национального характера.

Чтобы понять душу Великобритании, нужно вдохнуть аромат роз, нарциссов, вереска. Все это отразилось в английском национальном характере: холодность и изысканность, строгость и верность традициям, любовь к родной стране.

Чтобы понять душу России, нужно пройтись по березовой роще и полюбоваться покачиванием под ветром зеленой листвы, заглянуть в сад и вдохнуть ароматом цветущей калины и рябины, а в поле насладиться синими васильками.

У каждого дерева, как и у человека, свой облик, свой характер. Береза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен, наряден, липа мягка, добра, уютна. И среди этого разнообразия каждый выбирает свое любимое дерево. Существует даже гороскоп друидов, древних людей, поклонявшихся деревьям, где каждому, согласно срокам его рождения, отведено свое дерево: кому кипарис, а кому и рябина.

Береза – одно из самых почитаемых деревьев у славян. Она считается солнечным, чистым деревом, которое приносило счастье, свет и радость в любой дом. Ее красота завораживает любого человека. Добро, спокойствие, красота, отзывчивость исходят от нее.

В русских заговорах использовался образ березы, перевернутой корнями вверх. На бересте писали прошения к лешим, приколачивая их к деревьям. Из бересты изготавливали предметы домашнего обихода ( кузовки, лукошки ).

На Руси в летний православный праздник Святой Троицы было принято окружать березу всеобщим вниманием. Девушки украшали берёзку лентами, цветами, водили вокруг неё хороводы, пели песни, плели венки.


П.Суходольский. Троицын день

Никто из русских поэтов не посвящал столько стихов этой белоствольной красавице, сколько Сергей Есенин:

Я навек за туманы и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан.

Есенин назвал Россию «страной берёзового ситца». В одном из стихотворений поэт подчёркивает стройность дерева, нежность, сравнивает его с девичьей фигурой:

Белолица, белоствольна,
Как невеста, горда и нежна.
Словно русская песня раздольная,
К небесам устремилась она.

Наряд её лёгкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей.
И сколько задумчивых песен
Поётся в народе о ней.

Он дарит ей радость и слёзы,
И так уж она хороша,
Что, кажется, в шуме берёзы
Есть русская наша душа.

В стихотворениях русских поэтов береза сливается с образом России. Вот так писал о ней поэт О. Шестинский:

Без березы не мыслю России, -
Так светла по-славянски она,
Что, быть может, в столетья иные
От березы вся Русь рождена…

А вот в стихотворении Н. Рубцова «Березы» благодаря знакомому шелесту листьев у автора возникают воспоминания, переживания прожитого детства и юности. Березы – воспоминание и символ его детства и юности. Они пробуждают радостные и грустные воспоминания. Его детство и юность прошли среди этих деревьев, ее образ связан и со смертью самых близких автору людей: отца и матери.

Сколько тепла слышится в строках Н. Жукова: «Какое русское, милое дерево береза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий, не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что береза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё: и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка Ряба, и даже молоко, которое пьют на всей земле.


"Троицын день"
 Б.М.Кустодиев. 1920

Всматриваясь в березовый лес, в узловатые его стволы, вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки, сноровисто делающие любую работу…

А молодые березки, тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба, напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имен, таких же светлых и чистых…

Смотришь на березу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юности, детство – и в душе любовно обнимаешь это дерево как самое близкое и дорогое»

У многих русских художников береза являлась излюбленным образом. И.Левитан, А.Куинджи, И.Шишкин изображали русскую красавицу на своих полотнах. А пейзажист И.Грабарь сумел уловить её своеобразие, и открылось оно ему неожиданно:

«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на неё, я уронил палку и наклонился, чтоб её поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно» , – подумал я».


И. Грабарь «Февральская лазурь»

Белые березы трогают душу не только нашу, но и иностранцев. После посещения Москвы знаменитого футболиста Пеле спросили о том, что его больше поразило и понравилось в России. Он ответил: “Березы”.

А вот деревом вечности жизни, власти считался дуб. Свадебный поезд трижды объезжал дуб. В новогодние праздники сжигали дубовые колоды.

В древние времена советовали: если у тебя болит спина, прислонись к дубу, он поможет тебе.

Дуб – удивительное дерево. Не зря писатели и поэты делали его героем своих произведений. Всем известны пушкинские строчки: «У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». Именно дуб оказался у Лукоморья.

Главный герой романа «Дубровский» Владимир общался с Машей Троекуровой через дупло дуба, которое служило для них своеобразным почтовым ящиком. Интересно, что фамилия героя имеет тот же корень, что и название дерева. Может быть, для Пушкина Дубровский – олицетворение надежности, верности.

В басне И. А. Крылова «Свинья под дубом» это дерево выступает символом мироздания, основой основ. Глупая свинья не понимала, что без корней дуб погибнет и она лишится своих вкусных желудей, если будет рыть под деревом.

А в рассказе Ю. Нагибина «Зимний дуб» ученик Савушкин показал учительнице «свой» дуб, который был хранителем леса, его хозяином:«Тропинка обогнула куст орешника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых сверкающих одеждах огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег набился в голубые морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках… Подножие дуба приютило еще многих постояльцев: жуков, ящериц козявок. Одни хоронились под корнями , другие забились в трещины коры; отощавшие, словно пустые внутри, они в непробудном сне перемогали зиму. Сильное переполненное жизнью дерево скопило вокруг себя столько живого тепла, что бедное зверье не могло бы сыскать себе лучшей квартиры».

Деревом-оберегом считалось в народе верба. Она нейтрализует грозу в доме. Верба первая покрывалась почками, первая возвещала о приходе весны. Православные христиане называли последнее воскресенье, предшествующее Пасхе, Вербным воскресеньем в память о входе Иисуса Христа в Иерусалим. Тогда верующие устилали ему дорогу ветвями вербы.

Так у И.Шмелева, излюбленные темы которого традиционный русский быт, православные праздники, читаем: «Он обнимает вербу, тычется головой в неё. И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лессовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце…– никто не может так сотворить, Бог только. Гляжу – а у Горкина слезы на глазах. И я заплакал, от радости… будто живая верба! И уж сумерки на дворе, звездочки стали выходить, а у лужи совсем светло, будто это от вербы – свет» ( «Лето Господне»).

Цветы Русской земли

Цветы для жителей нашей страны – неотъемлемая часть нашей Родины, поля, простора, бескрайнего леса, пестрого луга. Любовь россиян к цветам – это одна из сторон их любви к Родине, жизни. У каждого народа есть свои любимые цветы, как и деревья. У англичан это роза, нарцисс, клевер, для голландцев – тюльпаны, для китайцев – хризантема, лотос, японцев – сакура.

В своих цветочных пристрастиях народ отражает черты национального характера.

Любимые русскими полевые цветы вбирают в себя огромный, как необъятные просторы России, мир.

Поле – излюбленный образ русских песен. Особенно прекрасно русское поле весной и летом, когда расцветают цветы. Наш взор быстро найдет синие цветы василька, ярко-жёлтые одуванчики, клевер.

Эта красота полевых цветов – источник вдохновения русских поэтов. Так в стихотворении И. Бунина «Полевые цветы» читаем:

Есть в полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майской лесов и лугов.

Увидят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созвездий узор золотой.

Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они
И говорят про давно позабытые
Светлые дни.
И.А. Бунин «Полевые цветы»

А поэт В.Брюсов выражает свою любовь к полевым цветам в стихотворении «Цветики убогие северной весны»:

Цветики убогие северной весны,
Веете вы кротостью мирной тишины.
Ландыш клонит жемчуг
Крупных белых слез,
Синий колокольчик спит в тени берез.
Белая фиалка высится стройна,
Белая ромашка в зелени видна.
Здесь иван-да-марья, одуванчик там,
Желтенькие звезды всюду по полям.

Невозможно, проходя мимо поляны, на которой растут ромашки, остаться равнодушным. Цветок ромашка, по народному преданию, похож на чудесный глаз, который все видит. Сегодня этот цветок считается символом любви и верности.

Что-то удивительно родное, русское, таится в изящных и неброских на вид голубых колокольчиках. А.К.Толстой посвятил этим нежным цветам стихотворение «Колокольчики мои»:

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?...

Скромный темно-голубой полевой цветок василька, растущий во ржи и других злаках, обязан своим названием древнерусскому переоформлению греч. basilikon «царский» (цветок, растение), суффиксального производного от basileus«царь»


А.Г.Венецианова «Девушка с васильками»

Глядя на картину А.Г.Венецианова «Девушка с васильками», невольно вспоминаешь крестьянку Акулину из рассказа И.С.Тургенева «Свидание». Символом нежной, сильной, но несчастной любви, преданной невинности, хрупкости любящей девушки выступают в данном фрагменте васильки:

«– И-и, какой вздор, моя любезная: в чем нашла страх! Что это у тебя, – прибавил он, подвинувшись к ней, – цветы?
– Цветы, – уныло отвечала Акулина. – Это я полевой рябинки нарвала, – продолжала она, несколько оживившись, это для телят хорошо. А это череда – против золотухи. Вот поглядите-ка. Какой чудный цветик; такого чудного цветика я ещё отродясь не видала. Вот незабудки, а вот – маткина душка… А это я для вас, – прибавила она, доставая из-под желтой рябинки небольшой пучок голубеньких васильков, перевязанных тоненькой травкой,– хотите?»

Замечательны по красоте и лесные цветы. Древнерусская легенда гласит, что морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, он же отдал свое сердце Любаве. Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где упали слезинки царевны, выросли ландыши – символы чистой и беззаботной любви.

Ландыши были любимыми цветами Н.М.Карамзина (повесть «Бедная Лиза»), И.А.Бунина, П.И.Чайковского, И.Е.Репина.

Образно сказал о ландыше А.А.Фет:

О, первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая действенная нега
В душистой чистоте твоей!

Садовые цветы также как и лесные, полевые любимы русскими людьми. Среди них особой любовью пользуется сирень

В романе «Обломова» И.А. Гончарова для Ольги Ильинской сирень была олицетворением весны души, первой любви. Но потом ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, исполнила свое роковое предназначение. Ольга и Обломов расстались.

В поэме С.А.Есенина «Анна Снегина» сирень также стала символом печального расставания. Ещё перед встречей поэта с Анной звучит печальный мотив сирени:

Но вот и Криуша…
Три года
Не зрел я знакомых крыш.
Сиреневая погода
Сиренью обрызгала тишь.

В конце поэмы, когда лирический герой узнает об отъезде Анны из России, вновь возникает образ сирени:

Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
/…/
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.

II. Анализ текстов по группам

Ход занятия 

Цель: совершенствовать умения анализировать текст; использовать полученный материал для создания речевого произведения; совершенствовать умения работать в группе

Форма проведения занятия. Ребята получают опережающее задание, знакомятся с текстом, ученики каждой группы составляют вопросы по тексту. Учитель составляет свои вопросы.

Итоговое задание. Ученики готовятся на уроке и дома: сочинение о растительных привязанностях русского народа или о своем любимом цветке русского сада.

Возможные темы для проектной работы:

  1. Цветочные пристрастия жителей разных стран.
  2. Деревья, повлиявшие на формирование русского национального самосознания.
  3. Легенды и предания связанные с (дубом или другим деревом) в нашей культуре

Тексты и задания

Группа «Лесоводы»

Текст 1. Символ России

(1)«,,На мокром столе в передней навалены всякие цветы и темные листья ландышей. (2)Все спешат набирать букетцы, говорят мне – тебе останется… (3)Все нарядные, в легких и светлых платьях. (4)На мне тоже белое все, пикейное, и все мне кричат: не обзеленись! (5)Я гуляю по комнатам. (6)Везде у икон березки. (7)И по углам березки, в передней даже, словно не в доме, а в роще. (8)И пахнет зеленой рощей…

(9)…Мы идем все с цветами. (10)У меня ландышки, а в середке большой пион. (11)Ограда у Казанской зеленая, в березках. (12)Ступеньки завалены травой так густо, что путаются ноги. (13)Пахнет зеленым лугом, размятой сырой травой. (14)В дверях ничего не видно от березок, все задевают головами, раздвигают. (15)Входим, как будто в рощу. (16)В церкви зеленоватый сумрак и тишина, шагов не слышно, засыпано все травой. (17)И запах совсем особенный, какой-то густой, зеленый, даже немножко душно. (18)Теплятся в зелени лампадки. (19)Лики икон, в березках, кажутся мне живыми – глядят из рощи. /…/ (20)Березки и в алтаре – свешивают листочки на престол. (21)На амвоне насыпано так густо, что диакон путается в траве, проходит в алтарь царскими вратами, задевает плечами березки, и они шелестят над ним. (22)Это что-то… совсем не в церкви! (23)Другое совсем, веселое…»

Задания к тексту 1.

  1. Кто автор этого текста? В чем своеобразие художественного стиля этого писателя?
  2. Определите тему и основную мысль приведенного фрагмента.
  3. Охарактеризуйте эмоциональный пафос текста.
  4. Расскажите, с каким русским праздником связано украшение жилищ и церквей молодыми березками? Что еще знаете об этом празднике?
  5. В тексте часто используется церковная лексика. Назовите и дайте толкование этих слов. Название какой иконы вспоминается герою?
  6. Посмотрите на картины с изображением берез, что, на ваш взгляд, объединяет все образы деревьев? Какие чувства вызывают у вас эти картины?
  7. Объясните правописание не в словах предложений ...
  8. Определите роль цветообозначения в создании образности текста. Ребёнок в обращениях к себе, к окружающим чувствует доброту и любовь.
  9. Найдите односоставные предложения.
  10. Сколько грамматических основ в предложении 8?
  11. Передайте содержание этого текста одним предложением.

Справка для учителя

Данный текст взят из книги Ивана Шмелева «Лето Господне» Отличительной чертой стиля Шмелёва является материальность, «вещность», зримость изображённого, которая создаёт у читателя ощущение присутствия и участия в происходящем. В «Лете Господнем» всё погружено в быт. Каждое событие описано детально: на Масленице — щедрые блины, пасхальные столы поражают изобилием, постный рынок гудит и торгуется, на Троицу кругом всё в зелени. Великолепный русский язык, которым написано «Лето Господне», отмечали все, кто писал об этом романе. «И язык, язык... Без преувеличения, не было подобного языка до Шмелёва в русской литературе», — пишет О.Н. Михайлов. Из слова писателя рождается «ткань русского быта». В тексте часто используется церковная лексика, которая помогает Шмелёву воссоздать колорит эпохи начала XX века, придать повествованию торжественное звучание. С другой стороны, церковная лексика настолько органично соединена с бытовой, что всё обыденное, повседневное в романе приобретает высший, духовный смысл, быт в «Лете Господнем» одухотворён.

Лампада-светильник, важная деталь праздничного и богатого убранства христианского храма. Алтарь-место в храме, предназначенное для священнослужителей и обычно отделённое от средней части храма иконостасом, престол-стол, находящийся в середине алтаря. Амвон-сооружение в христианском храме, предназначенное для чтения Священного Писания, пения, диакон-лицо, проходящее церковное служение на первой, низшей степени священства, Царские врата– главные врата иконостаса в православном храме

Маленький герой повести живёт в мире, где ценят каждый день, каждый миг, дорожат каждым человеком, где даже вещь одухотворена, где всё пронизано неподдельной любовью, нежностью, лаской, согрето теплом, где радостно и покойно.

Эмоциональный пафос текста пронизан идеалами любви, добра, жизнерадостности и всеединства.

Практически во всем тексте доминируют слова «праздник» и «радость» или производные от них. Слово “праздник” для писателя наполнено глубоким духовным смыслом и неразрывно связано с культурой родного народа. Праздничная культура в России создавала человеку запас жизненных сил, приобщала к национальным ценностям и способствовала духовному становлению человека.

Троица – очень красивый праздник. Дома и храмы украшают ветками, травой, цветами. И это неслучайно. Зелень, цветы символизируют жизнь. Так люди выражают радость и благодарность Богу за то, что Он возродил их через крещение в новую жизнь.

Исторически сложилось, что для украшения храмов и домов используют ветки березы. Это дерево считается благословенным на Руси. Неспроста ему посвящено много стихов и песен. Праздник Троицы без березы – то же самое, что Рождество без елки. Шумно и весело проходит Троица. Утром все спешат в храм на праздничную службу. А после нее устраивают народное веселье с хороводами, играми, песнями. Обязательно готовили караваи. На праздничный обед созывали гостей, делали друг другу подарки. В некоторых районах устраивали ярмарки.

Доминирующими в тексте является такое прилагательное-определение, как зеленый

Цветообозначения у писателя становятся оценочными: с их помощью автор передаёт отношение героя-повествователя к окружающему миру, к другим людям. Для мальчика-героя всё, что он видит, пронизано и согрето ласковым солнцем, а потому воспринимается в золотом свете.

Группа «Цветоводы»

Текст 2. Волшебная встреча

Волшебную встречу с ландышем описывает В.А.Солоухин:

«(1)Взяв меня в лес, сестра прилегла отдохнуть на поляне, что-то там расстелив, а меня послала в ближайшие деревья, чтобы я поискал ландышей. (2)Сколько мне было лет, я не знаю, очевидно, мало, если живого ландыша я до сих пор , оказывается, не видел. (3)Я спросил у сестры, какие бывают ландыши, и она ответила коротко и мудро:

(4)– Самые красивые. (5)Когда увидишь, не ошибешься.

(6)У кого-то из прозаиков записано, как он, никогда не слышавший соловья, решил узнать его сам, по голосу, и как сначала принимал за соловьиные то одну, то другую птичью песенку. (7)Но вдруг все пропало, исчезло, замерло. (8)Огромные золотые обручи покатились по земле, благоговейно онемевшей. (9)Запел соловей.

(10)Такое же чувство очевидной исключительности и непохожести ни на что другое испытал и я, когда, не соблазнившись другими цветами, остановился перед волшебной веточкой ландыша, расцветшего в зеленоватой еловой тени.

(11)Выдержав первый экзамен на чувство прекрасного, я вынес из леса, на залитую солнцем опушку, пестреющую лиловыми, желтыми, синими, красными цветами как бы даже не солнечного, а лунного цветка.

(12)Он был как русалка среди играющих румяных деревьев-красавиц, как призрак среди пирующих пьяных рыцарей, как бледная невеста в фате среди пышущих здоровьем и весельем подруг. (13)И если было сказано, что роза и лилия царствуют в цветочном царстве, как дневное и ночное светило на земле, то ландыш – самый преданный, самый верный и приближенный рыцарь лилии».

Задания к тексту 2.

  1. В чем своеобразие художественного стиля этого писателя?
  2. Каким настроением проникнуты эти строки, посвященные травам?
  3. Что из прочитанного произвело на вас наибольшее впечатление? Почему?
  4. Как писатель показывает взаимоотношения человека и природы?
  5. Что является маленьким шедевром природы в этом очерке?
  6. С кем сравнивает писатель растения? (С людьми.)
  7. В чем видит писатель секрет постижения красоты? (В любовании.)
  8. Как создается образ лесного цветка ландыша? Какие изобразительно-выразительные средства применяет писатель? Почему В.А.Солоухин называет ландыш лунным цветком?
  9. Найдите в тексте слова с -н– и –нн-, объясните их правописание.
  10. Найдите в тексте предложения с осложнением, объясните знаки препинания.
  11. Спишите последний абзац, подчеркивая сравнительные обороты и однородные члены предложения.

Справка для учителя

Владимир Солоухин(1924-1997) – русский поэт и прозаик. Все его произведения, обращенные большей частью к родной стране и ее культуре, отличаются особенным лирическим звучанием и ярко выраженным личным отношением к описываемому. В. Солоухин сказал: “Не нужно твердить … на каждом шагу: “О, любимая земля!”, “О люди, как я вас люблю!” Но если вы действительно любите, то любовь независимо даже от сознания осветит и согреет страницы, написанные вами. Она подскажет вам слова, даст краски, навеет музыку. И что самое главное – ее обязательно почувствует читатель”. Это чувствуется и при чтении книги “Трава” (отрывок из которой представлен для анализа) , где каждое слово, каждая страница дышит любовью к родной земле, ее природе. Маленьким шедевром природы в этом тексте является ландыш. При описании этого цветка писатель применяет эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Они необходимы автору, чтобы представить природу во всем великолепии и показать, что она живая; как разнообразны ее краски, звуки, запахи; чтобы передать свежесть и остроту восприятия.

Итоговое задание (по выбору).