Урок географии по теме "Мировое аграрное производство". 10-й класс

Разделы: География

Класс: 10


Цели:

  • Значение аграрного производства.
  • Страны - лидеры в производстве сельскохозяйственной продукции. Структура производства в мировом сельском хозяйстве и ее региональные различия.
  • Структура и география мирового растениеводства; ведущая роль зерновых и технических культур (главные культуры).
  • География мирового животноводства; особенности размещения скотоводства, свиноводства и овцеводства. Уровень развития сельского хозяйства и его показатели (производительность труда, производство продукции в расчете на душу населения и единицу сельскохозяйственных угодий, уровень механизации и химизации, самообеспеченность страны продовольствием и др.).

Уметь:

  • перечислять показатели, по которым определяется уровень развития с/х;
  • используя тематические карты, показать основные районы растениеводства и животноводства в мире;
  • аргументировать основные изменения в географии отраслей с/х в мире;
  • давать сравнительную характеристику с/х различных регионов мира

Оборудование: учебник: Кузнецов А. П. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 367 с., атласы, картодиаграммы, презентации: Сельское хозяйство, дополнительно по времени: "География цветоводства".

Ход урока

Актуализация знаний.

Цели урока (слайд 1)

Этапы развития мирового хозяйства (слайд 2)

Сельское хозяйство - вторая отрасль материального производства; одна из наиболее древних сфер деятельности человека. В нём занято сегодня около половины всего населения самодеятельного населения мира. (слайд 3)

Изучение нового материала

Сельское хозяйство включает? (растениеводство и животноводство).

Растениеводство: главная отрасль - зерновое хозяйство (выращивание пшеницы, риса, кукурузы, ячменя, просо).

Наибольшие посевные площади занимают три главные зерновые культуры: пшеница (215 млн га), рис (155 млн) и кукуруза (140 млн га).?

Сбор пшеницы по странам мира:

Выделить десятку стран (картодиаграмма)

Приложение 1. [4]

Слайд 4

Индия на 2-м месте. Причины?

Зелёная революция - это преобразование сельского хозяйства на основе современной агротехники. .[8, с. 141-142] (Мексику можно считать родоначальницей "Зелёной революции", так как именно здесь в начале 60-х гг. были выведены новые высокоурожайные сорта короткостебельной пшеницы, имеющей непривычный красноватый цвет). Слайд 5, слайд 6. [2]

Сбор риса по странам мира:

Выделить десятку стран (картодиаграмма)

Приложение 2. [4]

Слайд 7

На какие страны приходится сбор риса. Почему?

Чем объяснить, что по размерам посевной площади рис уступает пшенице более чем в 1,5 раза, а по размерам валового сбора вплотную приближается к ней? (потому что в большинстве рисосеющих районов собирают по два урожая этой культуры в год)

Валовой сбор сельскохозяйственных культур, объём фактически произведённой (собранной) продукции с.-х. культур; учитывается по отдельным. культурам либо по некоторым группам культур со всей площади посева. Исчисляется с 1954. Для определения объёма В. с. с. к. все произведённые с.-х. продукты исчисляются в натуральных единицах. [6]

Сбор кукурузы по странам мира:

Выделить десятку стран (картодиаграмма)

Приложение 3. [4]

Слайд 8

Что такое технические культуры?

(слайд 9)

Сбор сахароносных культур (картодиаграмма)

Приложение 4. [4]

(слайд 10, 11)

Сбор хлопчатника (слайд 12, 13) [5]

Животноводство: главные отрасли- скотоводство (крупный рогатый скот), свиноводство, овцеводство и птицеводство

Поголовье крупного рогатого скота (атлас, стр.22) [1]

По поголовью крупного рогатого скота на I месте в мире находится Индия. Однако страна не выделяется объёмами производства молока и мяса. Почему? (корова - культовое животное. Религия запрещает использовать в пищу их мясо и молоко) [9, с. 34]

Свиноводство - учебник, стр. 80.[7]

Слайд 14

Почему самое большое поголовье свиней в Китае (густонаселённый район)

Овцеводство - учебник, стр. 80. (слайд 15) .[7]

Почему самое большое поголовье овец в Китае и Австралии? (круглый год содержатся на естественном подножном корму).

Какой показатель наиболее ярко свидетельствует об уровне развития сельского хозяйства? - учебник. Стр. 81-82. .[7]

Стр. 81, рисунок 39. .[7]

Выводы: стр. 82. .[7]

Домашнее задание: параграф 13. страны лидеры: чай, кофе, какао, соя, подсолнечник, олива., джут.

Литература:

  1. Атлас с комплектом контурных карт. Экономическая и социальная география мира. ФГУП "Омская картографическая фабрика", 2007. - 48 с.
  2. Борлоуг Норман Эрнест - Биография. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://pomnipro.ru/memorypage18843/biography
  3. Валовой сбор сельскохозяйственных культур. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://enc-dic.com/enc_selhoz/Valovo-sbor-selskohozjastvennh-kultur-3774.html
  4. География, №7 (93), 1-15.04. 2010
  5. География, №22 (918), 16-30.11. 2010
  6. Райзберг Б. - Современный экономический словарь. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://экономтеория.рф/%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%81%D1%82/941/74
  7. Кузнецов А. П. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А. П. Кузнецов, Э. В. Ким. - 4-е изд., стереотип. - М. : Дрофа, 2013. - 367 с.
  8. Максаковский В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / В. П. Максаковский. - 21 -е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 397 с.
  9. Симагин Ю. А. Контрольные и проверочные работы по географии. 10-11 классы: Методическое пособие / Ю. А. Симагин, В. Б. Пятунин. - М.: Дрофа, 2002. - 160с.

Приложение 5.