Советы по организации занятий с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата по развитию сенсорных способностей

Разделы: Коррекционная педагогика


Ребенку с нарушениями опорно - двигательного аппарата нужна специальная организация его деятельности. Использование компенсаторных механизмов позволит вызвать у него разные формы активности и обеспечить общее развитие.

Стимуляция сенсорного развития, зрительного и тактильного восприятия, развитие и усиление ощущений и восприятия вкуса и запаха в раннем возрасте воздействует на головной мозг и активизирует двигательные реакции.

  • Сведите к минимуму посторонние раздражители на занятии.
  • Упражнения проводите в домашней обстановке во всех режимных моментах.
  • Помните о главной направленности проводимого занятия.
  • Поощряйте движения ребенка, вызывая его эмоциональную реакцию.
  • Приготовьте необходимые игрушки, аксессуары, различные фактурные поверхности - мех, щётки с различным ворсом, крем, фонарики, елочные гирлянды, тактильные таблицы.
  • Одобряйте ребенка - улыбайтесь, поглаживайте, обнимайте, подбадривайте его.
  • Двигательные нарушения могут ограничивать возможности ребенка принимать участие в игре; вовлекайте его в игру, насколько это возможно.
  • Не оказывайте физическую помощь ребенку, если у него есть трудности в повороте головы или в фиксации взгляда.
  • Заканчивайте упражнение прежде, чем оно надоест ребёнку.
  • Своевременно переключите его на другую деятельность при помощи голоса, логических пауз и ударений, интонации.
  • Творчески подходите к использованию игр, сделайте занятия веселыми и увлекательными.

Для того, чтобы научить ребенка фиксировать взгляд на предмете, прослеживать движение предмета взглядом и рукой, сформировать захват руки, можно использовать следующие упражнения.

  • Если ваш ребёнок не фиксирует взгляд на игрушках, повяжите цветную повязку на свою голову, используйте яркие, блестящие предметы одновременно со звуковым раздражителем (звучанием колокольчика, погремушки, молоточка).
  • Предложите ребёнку найти яркую игрушку (колечко), подвешенную за ниточку в ограниченном пространстве стола (дивана). Постепенно перемещайте игрушку, дёргая за ниточку. Ребёнок будет прослеживать движение взглядом и попытается схватить игрушку рукой.
  • Побуждайте ребёнка найти игрушку в пространстве комнаты (на диване, на стуле, на полке) и проследить взглядом за её перемещением. Активизируйте его внимание с помощью стихотворных текстов.

Для того, чтобы развивать ощущения ребёнка, можно применить лёгкие массажные движения, использовать поверхности с различной на ощупь фактурой.

  • Положите перед ребёнком на стол тарелочку с тёплой водой, вату, жёсткую щетку. Действуйте рукой ребёнка, хлопая поочерёдно по воде, вате, жёсткой щётке, сопровождая действия словами, эмоциональными восклицаниями. Если ребёнок с удовольствием участвует в игре, побуждайте его к самостоятельным действиям.
  • В дальнейшем используйте разнообразные поверхности - наждачную бумагу, тарелочку с кремом, коробочку с песком или крупами.
  • Выдавите крем на левую руку ребёнка. Поглаживайте и похлопывайте её от локтя до кончиков пальцев (а также в обратном направлении), размазывая крем, действуя правой рукой ребёнка. Затем поменяйте руки. Движения сопровождайте эмоциональным комментарием. По мере возможностей, побуждайте ребёнка к самостоятельным действиям.
  • Размягчите пластилин в форме дорожки и положите перед ребёнком на столе. Объясните ребёнку, что если кто - нибудь пойдёт по дорожке, останутся следы. Покажите, как их сделать, используйте для этого совмещённые действия. Игра проводится последовательно: каждым пальцем отдельно; каждой парой пальцев обеих рук (большими, указательными, средними); указательным и средним пальцами каждой руки.
  • Используйте пену для бритья, пусть ребенок окунет в нее ручки и исследует ее.

Для того чтобы развивать навыки сравнения и сопоставления, ощущения собственного тела, вызывайте интерес ребенка и положительные эмоции.

  • Возьмите ребенка за руки, пусть он сравнит каждую часть вашей руки со своей.
  • Сравнивайте ваше лицо с лицом ребенка, пусть он изучает ваши волосы, одежду. Можно использовать разнообразные аксессуары, чтобы возбудить интерес ребенка.
  • Купание в ванной превратите в интересную игру по исследованию собственного тела, "устройте" волны над разными частями тела ребенка, называя их.
  • Возьмите большую кисть для нанесения макияжа, погладьте поочередно руки, части лица и тела ребенка, называя их - носик, ушки, щечки, животик, ножки и т.д.
  • Посадите ребенка себе на колени перед большим зеркалом, раскачивайте его и комментируйте свои действия. Поднимите его ручки вверх, привлеките его внимание. Попробуйте украсить лицо ребенка - для этого подойдут различные аксессуары (парик, шляпки, перья, елочные гирлянды и др.).

Когда у ребенка появится интерес к этим играм, вы можете переходить к развитию сенсорно-перцептивной деятельности.

Для этого направления работы необходимо:

  • Продолжать формировать сенсорный и тактильного гнозис;
  • Учить восприятию цвета;
  • Учить восприятию пространственных признаков плоских и объёмных предметов;
  • Формировать конструктивный праксис.

Что можно делать для этого:

  • вырабатывайте у ребенка умение ориентироваться в окружающем;
  • учите действовать с тактильными таблицами;
  • учите выделять цвета;
  • познакомьте ребенка с размером и формой (плоскостной и объёмной);
  • выполняйте различные действия с дидактическими игрушками (матрёшкой, пирамидкой);
  • учите дифференцированному восприятию круглой, угольной и квадратной форм;
  • учите соотносить цветные и контурные изображения предметов;
  • конструируйте из фигур с учётом цвета;
  • конструируйте целое из частей, различных деталей.

В процессе работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями опорно -двигательного аппарата взрослый должен стремиться развивать такие сенсорные операции, как узнавание, локализация из множества соотнесение, сравнение и другие. В соответствии с данными детской психологии о трех этапах овладения детьми сенсорными эталонами необходимо, чтобы содержание работы было направлено на первичное выделение и узнавание ребенком свойств предметов с последующим знакомством с образцом того или иного свойства и обучением использованию сформированных представлений.