Урок русского языка по теме "Частица". 7-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  1. повторить и обобщить теоретические знания по теме «Частица», вырабатывать навык правописания частиц;
  2. развивать навык орфографической зоркости, речь, память, внимание;
  3. воспитывать интерес к родному языку.

Форма урока: урок-путешествие.

Оборудование: компьютер с интерактивной доской, учебник, тетрадь, карточки для каждой группы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Постановка темы и цели урока.

(Презентация №1 Power Point «Карта путешествия», слайд 1)

КОРАБЛЮ
Морей красавец окрыленный!
Тебя зову — плыви, плыви
И сохрани залог бесценный
Мольбам, надеждам и любви.
Ты, ветер, утренним дыханьем
Счастливый парус напрягай,
Волны внезапным колыханьем
Ее груди не утомляй.
А.С. Пушкин

– Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Как вы думаете, на чем?

– Найдите в этом стихотворении частицы. Для чего они используются?

Прокладывание маршрута путешествия. (слайд №2)

– А в конце маршрута вас ждет сюрприз.

Таблица ответов

Город Знатоков Бухта Образований Река Пониманий Море Омонимов Остров Отрицаний
 

Оценка работы участников группы (выставляет и обосновывает старший группы)

Фамилия Имя Оценка
1.
2.
3.
4.
5.

III. Работа над темой урока (переход по ссылкам на другие презентации).

1. Город Знатоков.( Презентация №2) Обобщение материала. – Блиц-опрос.

  1. Служебные части речи, которые служат для связи слов в предложении – это (союз)
  2. Для чего служат частицы давай, пусть? (для образования повелительного наклонения глагола)
  3. Если не пишется слитно, то это …? (приставка или часть корня, если без не не употребляется)
  4. Какова функция частицы ни, если уже есть отрицание в предложении? (усиливает отрицание)
  5. Частицы, которые внося различные оттенки в предложения, называются …? (смысловыми)
  6. Частицы то и ка пишутся …? (через дефис)
  7. Каков смысл предложения, если в нем 2 частицы не: не мочь + н.ф.гл.? (положительный)
  8. Что образуют частицы самый, более? (сравнительную степень прилагательных и наречий)
  9. Частица – это …? (служебная часть речи, которая служит для образования форм слов и вносит различные оттенки значения в предложение.

2. Бухта Образований.(Презентация №3)

– Какие частицы участвуют в образовании? Что они образуют? (повелительное и условное наклонение глагола, составную форму сравнительной степени прилагательных и наречий)

– Чтобы нам с вами пройти Бухту Образований, необходимо паруснику помочь. Для этого составьте о нем предложения, используя формообразующие частицы. Назовите, к какая это частица и какую форму слова она образует.(Пусть плывет наша яхта вперед! Наша яхта самая быстрая. Поплыла бы наша яхта сегодня. Давайте поможем нашей яхте покинуть бухту.)

– Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием.

3. Река Пониманий. (Презентация №4)

– Скажите, с какими частицами мы с вами здесь встретимся? Как вы думаете, почему?

(– Скажите, какие частицы помогают нам изменить оттенки смысла в предложении?) (смысловые)

На слайде даны предложения.

  • Быстро плывет по волнам наша яхта.
  • Сегодня у нас прекрасная погода.
  • Мы скоро найдем нужный остров.

– Измените смысл данных предложений, используя различные частицы. Назовите частицу, какое значение она вносит?

4. Море Омонимов. (Презентация №5)

– Как вы думаете, кого мы здесь встретим? Какие слова называются омонимами?

Найдите омонимы в данных предложениях. Объясните, чем они здесь являются.

  • Имя это я слышал решительно первый раз. – Глядел человек решительно и смело.
  • В лесу и в поле было душно. – И в беде человек крепнет.
  • Ни звука, ни ветерка, ни вздоха в просыпающемся от спячки весеннем лесу. – Он ни одного слова произнести не мог.
  • Да скорей бы уж дождь начинался. – Мал золотник да дорог.
  • Держался он просто. – Он просто садовод-любитель.
  • Кто-то постучал в мою дверь. – План-то был ведь хороший.

– Чего здесь не хватает? Почему?

5. Остров Отрицаний.

– Какие частицы живут на этом острове?

– Как Вы думаете, почему они так называются?

– Дополните предложения, появившиеся на слайде:

  • «Частица не придает…»
  • «Частица ни служит…»
  • «Не может быть …, тогда ее признаки…»
  • «ни может быть…, тогда ее признаки…»

(заполняют схемы на слайдах, используя интерактивную доску, 1ученик у доски все остальные – в тетрадях)

– сейчас будут звучать детские песни. Выпишите, пожалуйста, из них все слова с не и ни. Как они пишутся, чем они являются?

  • (гимн Незнайки. Не возможно
  • Давай дружить. Не унижать, не обижать, не трудно
  • Песня ослика. Не секрет, не растут, не продашь, не купишь
  • Песенка ожоры. ни за что, не стану, ненавижу, не люблю, не буду, не перестанем
  • Песня разбойников. Ни кола, ни двора, не платят, не желаем
  • Пластилиновая ворона. Не сказку, не простую, не с детства, не помним
  • Неприятность эту мы переживем. Не найду, неприятность.

IV. Подведение итогов. Гора Победителей.

– мы с вами прошли весь Остров Отрицаний до самой горы Победителей. Давайте посмотрим, кто же сегодня является победителем?

(подведение итогов по таблицам групп, награждение победителей)

– Чем вам запомнился сегодняшний урок?

– Что вам в нем не понравилось?