Политическая раздробленность Руси

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель: создать условия для усвоения учащимися причин и последствий раздробленности Руси.

Задачи

  • Образовательные:
    • развивать предметные компетенции через умения
    • определять хронологические рамки, выявлять причины и особенности периода раздробленности Руси,
    • анализировать противоречивость последствий раздробленности государства;  
  • Развивающие:
    • развивать учебно-познавательную компетенцию через   умения определять цель деятельности, её планирование, организацию и рефлексию;
    • анализировать  историческую карту, исторические источники, 
    • развивать  коммуникативную  компетенцию через умение выстраивать аргументированное монологическое высказывание, участвовать в дискуссиях;     
  • Воспитательные:
    • формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемой теме;
      владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
    • воспитывать интерес к истории, осознание связи прошлого с настоящим.
  • Социализации:
    • приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты:

  • Предметные: (знания, умения, представления)
    • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
    • рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты
    • выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
  • Личностные:
    • формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах киевской Руси периода феодальной раздробленности;
    • понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
    • формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
  • Метапредметные: (познавательные, в том числе, основы проектной деятельности, основы работы с текстом, основы ИКТ-компетентности, регулятивные, коммуникативные УУД)
    • способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
    • выработка умений работать с учебной информацией;
    • готовность к сотрудничеству с соучениками;
    • формирование умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
    • стратегия работа с текстом: поиск информации и понимание, анализ прочитанного; делать выводы из сформулированных тезисов.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование:

  • учебник А.Н. Сахаров История России с древнейших времен до конца XVII века.  10 класс. – М.;«Русское слово», 2012.
  • Рабочая тетрадь,
  • проектор, презентация «Политическая раздробленность Руси»,
  • исторический документ

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

I. Организационный этап – Здравствуйте, садитесь. Приветствуют учителя и друг друга  
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Вступительное слово учителя «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! – говорится в древнерусском памятнике письменности.– Многими красотами дивишь ты – озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивным».

А в другом горестно восклицает «раздрася русская земля». Написано об одном времени. О нем же пишет академик, археолог Янин «Археологи видят в земле страшный след, оставленный завоевателями. Порой он предстает веред ними черной угольной прослойкой пожарища. И нередко такая прослойка оказывается последней в ряду напластований; выше ее – сосновый лес или пашня, а в ней самой – бесчисленные останки мертвецов, которых уже некому было убрать»
– Как и почему? Это проблема.
Проблем исторических – тысячи. Но сегодня я вам предлагаю  рассмотреть только одну проблему, но очень важную как для прошлого, так и для настоящего, проблему, которой занимались и занимаются многие историки.  

Учащиеся слушают учителя, отвечают на вопросы слайд 1
Актуализация знаний по ранее изученной теме.  Мотивацияя – Чтобы нам легче было сформулировать данную проблему, я предлагаю обратиться к   первой карте «Руси в IX – начале XII вв.

Вопросы:

1. Когда образовалась Древняя Русь?
2. Какую территорию занимала?
3. Кто  управлял?

Хорошо, обратимся ко второй карте «Русь в  XII – первой четверти XIII вв». На доске две карты, посмотрите внимательно.
1. Что общего?
2. Чем отличаются?
Т.о, давайте обобщим все наши ответы и определим тему нашего урока. Но!

 

 

В первой половине IX века
Показ по карте.
Великий князь

Ответы:
Русь.
Вторая, как «лоскутное одеяло»

слайды 2,3
Целеполагание – Ребята, но это результат  какого-то политического процесса.
– Но прежде, чем дойти до результата, мы должны выяснить Что?
– Хорошо, тогда как мы определим тему урока?
– Тема нашего урока: «Политическая раздробленность Руси.
Поможет ли нам эта притча сформулировать цель урока?
– Какова будет  цель нашей работы?
Наша цель – выделить и проанализировать причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Согласны?
Раздробленность Руси.
Причины
Причины политической раздробленности Руси»
Запись на доске и в тетрадях темы урока
слайды 4-6
Планирование – Давайте определим план нашей работы:

План урока

1. Причины распада единого государства.
2. Результат политического дробления Руси.
3. Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности.

   
III.  Первичное усвоение новых знаний Вспомните, что означает понятие «феодальная раздробленность?», чем она вызвана, где, когда мы знакомились с ее проявлением?

Молодцы, давайте обобщим ваши ответы и дадим определение понятию. Итак, раздробленность – это распад единого государства на части.

Более полное определение мы сможем дать, кода рассмотрим причины данного процесса

Задание: По ходу лекции, заполнить таблицу «Причины политической раздробленности стран»

Разделение, распад целого на части Западная Европа, средневековые  Англия, Франция, Германия
Русь АНглия Франция
     

Работа в тетради, по группам – проверка причин раздробленности в Германии, Франции

Слайды 7,8
 
Фронтальная беседа – Можем ли определить хронологию данного исторического процесса?
– Что такое хронология?
– Анализируя изученный материал, давайте попытаемся определить временные рамки процесса раздробленности, а для это давайте вспомним:
1. С именем какого великого князя связаны последние годы существования единой страны?
2. Назовите даты его правления в Киеве
3. После его смерти кто возглавил Русь?
4. Даты его правления
5. Можем ли мы сказать, что окончание правления Мстислава и является началом политической раздробленности?
6. Докажите
Молодцы, т.о.
Да
Период, временные рамки
Различные варианты
После правления Владимира Мономаха и его сына
1113-1125
Мстислав Великий
1125-1132
Да
Отсутствие сильные правителей, усиление борьбы за власть

Работа в тетради

 
Объяснение Хронологические рамки периода политической (феодальной) раздробленности на Руси – XII- XV вв.

Действительно, Смерть Мстислава стала гранью, за которой началась совсем другая эпоха. Могучие правители такие как  Вл. Мономах, Мстислав, своей железной волей и талантом цементировали Русь. После них на политической арене не оказалось сильных правителей.
Т.О. С 30-х гг. XII века Русь окончательно вступила в период раздробленности.

  Слайд 9
Вопрос на размышление II. Итак мы рассмотрели хронологию периода, но важнейшим в понимании данной темы является выяснение причин.
– Как вы считаете причин распада гос-ва  много?
– Вы правы причин распада Руси будет достаточно много и все они в совокупности, и приведут к такому результату.  Когда-то мощное, сильное государство распадется. Историки все основные причины разделили на 3 крупные группы:

Причины политической раздробленности Руси

I. Социально-политические
II. Внешнеполитические
III. Экономические

– Можете ли вы сейчас выделить причины распада.
– Мы гадать с вами можем сколько угодно, но нам необходимо опираться на факты.

Да

 

 

 

 

 

Слабые правители и.т.д

 
Работы с источником – Ребята, что поможет нам разобраться в какой-то исторической проблеме?
– Что вы относите к историческим источникам?
– Молодцы, для выявления одной из важнейших причин распада Руси нам необходимо обратиться к историческому событию, которое предопределило распад страны. Итак, я предлагаю вам познакомится с этим документом и ответить на поставленные вопросы.
Документа «Грамота Ярославичей»

Вопросы к документу.

  1. По чьей инициативе собрался съезд в Любече? Когда?
  2. Какое решение было принято?
  3. Выполнялось ли это решение? Как вы думаете, почему?

Т.О. одной из причин политической раздробленности является … ?
– К какой категории мы отнесем данную причину?
– Хорошо, итак первой причиной является …

Учебники, исторические документы
Исторические карты, документы, грамоты

Учащиеся работают с историческим документом и отвечают на вопросы


Вл. Мономах, 1097
Разделение Руси между наследниками 
Нет, каждый стремился получить лучшие земли», получить власть

Междоусобица
Политические

 
Объяснение
Вопросы на рассуждение
1. Социально-политические:

А) Усиление междоусобной борьбы между князьями династии Рюриковичей

– Обратимся ко 2 документу.

Вопросы:

– Какой принцип передачи власти заложил Ярослав Мудрый?
– В чем главный минус данного принципа престолонаследия?
– Следовательно вторая причина ...

Б) Механизм наследования – передача власти по старшинству

– Русь территориально является большой страной?
– Какую страну легче удержать под контролем большую или маленькую?
– Следовательно третей причиной является …
В) Огромная территория
– Хорошо, с политическими причинами распада Руси мы определились. Все понятно? Но первая группа причин называется социально-политические. Как вы понимаете "социально"?
– т.е изменения происходят где?

 

 

Учащиеся работают с историческим документом и отвечают на вопросы:

Передача власти не от отца к сыну, а по старшинству
Часто не понятно было, кто наследник

Работа в тетради

Да
Маленькую
Т.к. контроль центральной власти уменьшается

В обществе, в социальной структуре

 
Работа с учебником
Вопрос на рассуждение
Фронтальный опрос
Работа с учебником
Обсуждение. Вывод
– Откройте учебник §9, пункт 2: Причины распада Древней Руси.
Задание. Какие изменения произошли в социальной структуре русского общество в начале XII века?
– Можно ли их назвать одними из причин распада Руси?
Т.О. в каждом княжестве рядом с князем сложились мощные феодальные кланы – собственники земли, которое помимо экономической самостоятельности стремились получить и политическую независимость для этого у каждого княжества была своя армия, которая нисколько не уступала киевской рати.
– Итак ребята, мы разобрали 1 крупную группу социально-политических причин распада Руси. Все понятно?
Работа с учебником

 

При ее отсутствии

 
Объяснение
Вопрос на рассуждение
– Переходим ко второй группе причин это внешнеполитические. В этом нам поможет разобраться карта. Откройте атласы стр.3. Анализируя карту скажите
– Кто постоянно нападал на Русь
– Назовите эти народы
– Давайте вспомним, опасность со стороны половцев в начале  XII века  была ликвидирована? Когда
– Назовите имя князя, который против половце устроил «крестовый поход»
– Какой был результат?
– Как вы думаете, отсутствие опасности со стороны других государств оказывало влияние на Русь?
– Была ли необходимость у князей объединяться, укреплять войско, следить за границами?

2. Внешнеполитические:

Т.О. именно отсутствие угрозы извне не ставила необходимости объединения, следовательно,
– Какую причину мы можем выделить?
А) отсутствие в XII века   серьезной внешней угрозы.
Позднее угроза появиться со стороны монголов, но процесс обособления княжеств зашел к тому времени слишком далеко
Переходим к третей группе причин, самой сложной. Для выявления одной из причин предлагаю обратиться к труду историка Ключевского О.В. 
Вопросы:
– Изменилось ли положение Киева в середине  XII века  по сравнению в 10 в.?
– Появились ли новые города, политические центры?
– Т.О. давайте попытаемся выделить причины раздробленности?

3. Экономические:

А) Рост городов, где сложился мощный слой бояр
Б) Смещение основных торговых путей, что обусловило падение Киева

И последние 2 причины мы можем выделить, проанализировав материал, предыдущей темы, а именно «Развитие феодальных отношений на Руси в XI-XII вв.».

 

Кочевники
Печенеги, половцы
Да
Вл. Мономах
Половцы были разбиты на их территории и прекратили набеги на Русь
Отсутствие угрозы

Работа в тетради

 

 

 

 

 

Самостоятельно работают с материалом, и отвечают на вопросы

Да, он постепенно теряет свою мощь
Да, Полоцк, Владимир

 

 

Работа в тетради

 
Работа с дополнительным материалом Вопросы:

– Что такое натуральное хозяйство?




– Отдельные города, отдельные владения были заинтересованы друг в друге?
Конечно, заинтересованности в др. друге не было, каждый наоборот стремился получить экономическую независимость, следовательно, одной из причин раздробленности является что?
В) Господство натурального хоз-ва

Натуральное хозяйство – примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей (не на продажу). Все необходимое производится внутри хозяйственной единицы, при этом не возникает потребность в рынке.

Нет

 

Работа в тетради

 
IV. Первичная проверка понимания

Контрольные вопросы

На прошлых уроках мы сказали, что Русь в 9-11 вв. была раннефеодальной монархией.
Вопрос:
– Что лежит в основе феодализма?

– А кто был верховным собственником земли?
– Кому он раздавал землю?
– Мог ли он ее отнять?
– Что было одним из условий держания земли?
– Что такое кормление

 

– Но постепенно кормление заменили передачей земли в собственность.
– Как называлось наследственное земельное владение

– Что такое вотчина?

Т.е. вотчиник, феодал он экономически не зависим от власти князя, но этого мало, помимо экономической самостоятельности каждый феодал стремился получить и политическую самостоятельность и многие феодалы с ослаблением центральной власти получают феодальный иммунитет. Следовательно, последней причиной раздробленности Руси была:

Г) Предоставление феодального иммунитета – право феодала осуществлять в своих владениях некоторые госуд функции (например, суд, сбор налого.в) без вмешательства представителей центральной власти.

 

Феодализм – общественный строй, в основе которого лежит собственность крупных землевладельцев не землю, а так же на земледельцев, находящихся в зависимости.

Князь
Боярам, дружинником
Да
Принцип «кормления»
Кормление – земли давались боярам с правом сбора с них дани, часть которой оставляли себе за службу


Вотчина

Вотчина – вид феодальной собственности на землю, наследственное семейное владение. Владельцами ее были князья, бояре, церковь.

Работа в тетради

 
V. Первичное закрепление.

Объяснение

Контрольный вопрос

 

Объяснение

 

 

 

Контрольный вопрос

Объяснение

Вывод

Итак ребята, мы рассмотрели основные причины распада единого государства. Какие вопросы у вас возникли?
Возвращаемся к определению термина раздробленность.
Давайте попытаемся дать определение термину политическая (феодальная) раздробленность –  процесс дробления земель, характеризующийся стремлением феодалов, ведущих вотчинное хозяйство, к независимости от власти великого князя

– Какие же новые княжества были созданы на месте когда то сильно и могущего государства Русь? Хочется отметить, что в середине 12 в из насчитывалось 15, в середине 13 в.– 50, а в 14 в. – 250. Нас интересуют крупнейшие: Галицко-Волынское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Киевское и др.
– Что представлял собой  политический строй русских земель и княжеств в период феодальной раздробленности?
Т.О. процесс распада был запущен, Русь вступила в эпоху политической раздробленности
– Итак ребята, нам  необходимо ответить на вопрос: распад государства принес Руси «+» или «–» последствия.
– Как вы считаете каковы последствия?
– Представьте ситуацию, ваш класс, в составе 30 человек распадается на отдельные группы, единого класса нет. Это хорошо, плохо, или есть как +, так и –?

«+»
1. Расцвет городов в удельных землях
2. Складываются новые торговые пути
«–»
1. Постоянные княжеские усобицы
2. Дробление княжеств между наследниками
3. Ослабление обороноспособности и политического единства Руси

– Завершая изучение данного вопроса необходимо отметить, что феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего экономического и социально-политического развития и имела как положительные черты, так и отрицательные последствия для всех русских земель.
Период феодальной раздробленности переживали все крупные западноевропейские государства, но у нашего гос-ва были свои особенности этого периода. Какие же?

Особенности данного периода:

  1. Политический распад Руси никогда не был полным. Сохранялись центростремительные силы, которые постоянно противостояли силам центробежным. Такой силой была власть киевских князей.
  2. Сохраняла свое влияние и общерусская церковь. Она выступала против усобиц, а клятва на кресте являлась формой мирного договора враждующих сторон.
  3. Постоянная внешняя опасность заставляла князей объединяться.

– На следующем уроке мы проведем сравнительный анализ развития данных княжеств

– Итак, какую тему урока мы сегодня исследовали?
– В начале урока мы поставили перед собой цель выделить и проанализировать причины, особенности и последствия политической раздробленности Руси. Выполнили ли мы поставленную перед нами задачу?
– Ребята,  как вы считаете, трудный ли вопрос мы сегодня разобрали?  Остались ли у кого-нибудь   затруднения?
– Хорошо, что помогло нам разобраться с  данной темой? Какими способами мы добывали знания?
– Продолжите фразу: «Изучая данную тему, я понял (осознал, пришел к выводу, испытывал, что…»

 

 

 

 

– А как вы думаете, зачем нам надо знать историю политической раздробленности Руси? Ведь это было давно!
– Приведите доказательства того, что история повторяется
– Комфортно ли вам было на уроке?
– Получили ли вы удовлетворение от работы на уроке?

Работа по группам с текстом учебника.

 

Версии ребят

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетради

«+», «–»

Да

 

 

 

Слайды 19,20, 21

 

 

 

Слайд23

 

 

 

 

 

 

Называют тему

 

Исторические документы
Анализировали историч. документы, искали факты, доказательства, делали выводы, сравнивали

Вопросы для сравнения:
1. Природные условия, особенности географического положения, ресурсы,
2. Города экономика
3. Политическая система
4. Лидеры,
5. Политическая борьба
6. Внешняя политика
7. Социальные отношения
8. Культура

Чтобы знать историю страны, лучше разбираться в экономических и политических вопросах, ведь история повторяется, извлекать урокич
Распад СССР

Слайды 9, 10,11
VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Проект: «Развитие отдельных русских земель в период политической раздробленности».   Слайд 17-18
VII. Рефлексия

Выращивание собственных исторических позиций учащихся. Это важно в личностно-ориентированном обучении.

Оцените свою работу на уроке.
Чьи ответы на уроке вы считаете  наиболее интересными, грамотными, аргументированными?
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
  Слайды 25-34