Интегрированный урок (обществознание + экономика + биология + психология) по теме "Работа – это самое главное в жизни"

Разделы: Биология, История и обществознание, Школьная психологическая служба, Экономика


Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, что зовутся совестью.
Джордж Вашингтон

Труд - основная потребность человека. Вопрос не в том, следует или не следует работать, а в том, какая работа больше всего вам подходит. Работа нужна человеку для нормальной жизнедеятельности, как нужны воздух, пища, сон, общение.
Ганс Селье
канадский физиолог, создатель теории стресса

Работа - это главное в жизни. От всех неприятностей, от всех бед можно найти одно избавление в работе.
Хемингуэй Э.М.

"Labour is the main demand of a human being. The problem is not 'to work or not to work' but how this or that job suits you. People need working as air, food, sleep, communication."
Hans Sallie, a Canadian physiologist,
the Creator of the theory of stress

Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю душу, то счастье вас отыщет.
К.Д.Ушинский
основатель российской научной педагогики

Делайте маленькое дело, но овладевайте им в совершенстве и относитесь к нему как к делу великому. В своей области вы станете великим человеком.
Андре Моруа

"If you work according your devotion, you will likely become a wealthy person."
Stanley T J, an American scientist

Если работаете по призванию, то гораздо вероятнее станете в будущем состоятельным человеком.
Стенли Т. Джи
американский ученый, писатель

Когда люди начнут относиться к производительному труду и тому, что является его источником, как к мерилу нравственных ценностей, они достигнут того совершенства, которое заложено в них от рождения.
Айн Рэнд

Цель урока. Создать представление у учащихся о рынке труда, найме на работу, сторонах трудового договора , выделить пути разрешения конфликтов, обозначить роль профсоюза в регулировании трудовых отношений, рассмотреть варианты конфликтных ситуаций , помочь обучающимся стать востребованными в современных условиях.

Задачи урока.

1. Осуществить краткий анализ международного права и российской Законодательной базы по вопросу трудовых прав.

2. Определить основные права, льготы и гарантии при найме на работу.

3. Выделить психологические особенности поведения человека в процессе поиска и устройства на работу.

4. Помочь найти выход из конфликтной ситуации.

5. Сформировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности и обязанности.

6. Познакомить учащихся с возрастным изменением подросткового возраста - взрослением. Побуждать к самопознанию, определению неправильности интересов; воспитывать желание осуществлять полезную для общества "взрослую" деятельность.

7. Научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда.

8. Получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор).

9. Участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя на новом рынке труда, реализовать свои возможности; с помощью психолога научиться искать выход из конфликтных ситуаций.

Урок сопровождается презентацией, представленной с помощью мультимедийного оборудования и программы PowerPoint.

У учащихся на столах: извлечения из нормативных документов и законодательных актов, буклеты

- Приложения-извлечения из нормативных и законодательных актов:

- Трудовой кодекс РФ ( статьи 57, 65, 70)

- Федеральный закон о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности 8 декабря 1995 г.

- Конституция РФ 12 декабря 1993 г.

- перечень документов, необходимых для оформления найма на работу

- резюме учащихся (заранее составленные, обобщенные)

1. Вступление. Что такое труд?

Современный молодой человек должен быть готов/способен к ориентации и самореализации в различных социальных условиях, быть активным и принимать ответственность за свою судьбу. Важной составляющей в жизни каждого человека является труд, то дело, которое приносит не только доход, но и моральное удовлетворение.

Сегодня наш урок посвящен рынку труда, разрешению трудовых конфликтов и роли профсоюзов в решении трудовых споров.

Мы с вами попытаемся научиться воспринимать трудовую деятельность как право и потребность, а может быть, обязанность, видеть и знать свои трудовые права, рассмотрим примеры конфликтных ситуаций, которые могут возникать в процессе трудовой деятельности.

Учитель

Перед вами высказывания философов, педагогов, психологов о труде.

Прочитайте внимательно и не спешите дать свой ответ. Наш урок поможет вам выбрать высказывание, важное только для вас. Ведь, прекрасно, когда труд становится призванием, возможностью реализовать себя.

Трудовая деятельность человека проявляется в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно многообразны. А что же такое "труд"?

Ответы учащихся

- Труд - право (обращает внимание на фразы: труд свободен, каждый имеет право на труд в условиях...., каждый имеет право на свободное использование своих способностей...) Конституция РФ, глава 2: права и свободы человека и гражданина. (учащиеся работают со ст. 34-37)

-Я считаю, что труд - это право. Моя мама работает, она воспитывает детей, а это тоже нелегкий, но благородный труд в нашей семье.

- Я считаю, что право. Сейчас я учусь в школе, но в 15-16 лет я могузаниматься трудовой деятельностью, зарабатывать деньги. Я имею на это право.

- Труд - это деятельность человека, направленная на достижение определенных результатов, поставленных целей.

- Труд - это возможность проявить себя, свое мастерство, знания, умения.

- Труд- это возможность зарабатывать деньги.

- Труд - это положение в обществе.

- Труд - это деятельность человека, которая направлена на производство материальных и духовных ценностей.

Вывод

Труд - это вид человеческой деятельности, который направлен на достижение практически полезного результата.

С одной стороны: труд осуществляется под влиянием необходимости, а также имеет целью преобразование ее в продукты удовлетворения многочисленных и разнообразных потребностей человека.

С другой стороны: труд преобразует самого человека, совершенствует его как личность, побуждает к самосовершенствованию и самопознанию.

2. Достойный труд.

Учитель

Мы часто говорим о достойности труда. Профессии меняются во времени, время диктует свои условия. Развитие общества приводит к изменению структуры экономики, к большему разделению труда, в связи с чем, потребность общества в тех или иных специалистах быстро меняется: трансформируется или исчезают старые профессии, возникает много новых профессий.

Вы готовитесь к выбору жизненного пути, где профессия поможет вам реализовать себя и стать полезным для общества. Проведя анкетирование, мы поняли, что вы хотите быть лингвистами, экономистами, юристами, журналистами, психологами, врачами. Во все времена есть профессии, которые считают непрестижными, но они достаточно значимы в обществе. Приведите примеры таких профессий (дворник, строитель, пекарь, водитель общественного транспорта)

Вывод

Не может быть недостойного труда. Любой труд - достойный труд, так как его результат - это качество нашей жизни и будущего поколения.

3. Деловая игра "Резюме"

Игру проводит обучающийся 11 класса, выступая в роли работодателя.

Цена найма на работу - величина заработной платы, возможности повышения образования и профессионального роста, гарантия занятости. Первым шагом в процедуре получения работы является составление резюме. На уроках экономики и обществознания в период изучения темы "Рынок труда" мы рассматривали процедуру его составления.

Вам было предложено составить резюме для получения работы в престижной фирме на русском и английском языках. Компания по подбору персонала объявила о вакансиях в иностранной компании для работы за границей и в России. Количество вакансий ограничено.

Проанализировав ваше резюме, эксперты выбрали самых достойных.

Ladies & gentlemen! I am the representative of ISM Company. We are searching applicants for International Company "Beagle". They have some vacancies for working in Russia and in their headquarters abroad. That's why you have to fulfill your resume to apply for a job. The best ones will be chosen for future interviews. Mind the time.

4. Деловая игра. "Как устроиться на работу или правила поведения при трудоустройстве"

Труд должен быть достойным и каждому работодателю хочется иметь в своей фирме достойного специалиста. Первое впечатление у работодателя складывается в процессе собеседования. Вы сможете достойно пройти его, если знаете о типичных ошибках, которые допускают многие. Сейчас я предлагаю проиграть первый эпизод знакомства работодателя и соискателя определенной должности.

Победители конкурса "Резюме" выходят из кабинета. Им сообщают о том, что сейчас предстоит знакомство с работодателем и от них требуется только следующее: зайти в кабинет, поприветствовать работодателя и присесть на место, которое укажет работодатель.

В роли работодателя выступает кто-нибудь из присутствующих гостей. Все наблюдают за тем, как происходит первое знакомство. Затем работодатель указывает на то, что правильно зайти, поздороваться и сесть на стул - достаточно важные мелочи, которые формируют первые впечатления о будущем сотруднике фирмы.

Учитель.

Ребята, вы сейчас убедились в том, что из мелочей состоит все и на них нужно обращать особое внимание. Сейчас обратите внимание на полученное задание.

Инструкция:

Ниже предоставлен сюжет, в котором описаны действия человека, пришедшего на собеседование к работодателю. Внимательно прочитайте и подчеркните в тексте ошибки, которые были допущены при этом.

К встрече с работодателем надо тщательно готовиться внутренне и внешне.

Очень важно приехать на собеседование вовремя. Лучше зайти в кабинет пораньше, таким образом, показав работодателю, что это для вас очень важно. Ваша задача - убедить работодателя, что вы являетесь профессионалом. На собеседование необходимо взять свои документы, портфолио, блокнот и ручку.

Необходимо позаботиться о внешнем виде. Одеваться нужно соответственно профессии, в зависимости от того, на какую должность вы устраиваетесь: учителем - в строгом костюме, строителем - в специальном комбинезоне, артистом - в стиле направления творчества и т.д.

Держаться нужно свободно, но не развязно. Присаживайтесь на край стула, чтобы показать работодателю заинтересованность информацией, исходящей от работодателя.

Помните, что инициатива в переговорах принадлежит вашему потенциальному работодателю. Лучше подождать, когда вас будут готовы выслушать или начнут с вами разговор. Выслушивайте собеседника и сразу же останавливайте его, если у вас есть для этого предлог.

Не стоит повторять свои собственные слова и мысли, навязывать свое мнение, неуместные или необдуманные предложения. Желательно выражаться оптимистично и уверенно.

Заранее продумайте вопросы, которые вам необходимо задать работодателю. Начните с обсуждения финансовых вопросов.

Заканчивая беседу, спросите, когда можно узнать о результатах собеседования, и поблагодарите работодателя за оказанное вам внимание.

Текст для проверки задания.

К встрече с работодателем надо тщательно готовиться внутренне и внешне.

Очень важно приехать на собеседование вовремя. Лучше зайти в кабинет пораньше, таким образом, показав работодателю, что это для вас очень важно. Ваша задача - убедить работодателя, что вы являетесь профессионалом. На собеседование необходимо взять свои документы, портфолио, блокнот и ручку.

Необходимо позаботиться о внешнем виде. Одеваться нужно соответственно профессии, в зависимости от того, на какую должность вы устраиваетесь: учителем - в строгом костюме, строителем - в специальном комбинезоне, артистом - в стиле направления творчества и т.д.

Держаться нужно свободно, но не развязно. Присаживайтесь на край стула, чтобы показать работодателю заинтересованность информацией, исходящей от работодателя.

Помните, что инициатива в переговорах принадлежит вашему потенциальному работодателю. Лучше подождать, когда вас будут готовы выслушать или начнут с вами разговор. Выслушивайте собеседника и сразу же останавливайте его, если у вас есть для этого предлог.

Не стоит повторять свои собственные слова и мысли, навязывать свое мнение, неуместные или необдуманные предложения. Желательно выражаться оптимистично и уверенно.

Заранее продумайте вопросы, которые вам необходимо задать работодателю. Начните с обсуждения финансовых вопросов.

Заканчивая беседу, спросите, когда можно узнать о результатах собеседования, и поблагодарите работодателя за оказанное вам внимание.

Я надеюсь, что вы теперь сможете достойно пройти собеседование и достойно преподнести свои деловые, профессиональные и личные качества.

5. Рынок труда. Трудовой договор.

МОСКВА (от всей численности населения России)

  • 6% - всего населения РФ
  • 8% - занятого населения
  • 9% - основного фонда
  • 7% - населения в сфере управления
  • 19% - финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение
  • 34% - наука

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

  • 24% - пенсионного возраста
  • 16,2 - дети до 16 лет

Следовательно - приток трудовых мигрантов

УРОВЕНЬ БЕЗРАБОТИЦЫ

  • 8% - уровень безработицы по РФ
  • 1,2% - уровень безработицы в Москве

Каждый 5-й человек в возрасте 30 лет - безработный

Излагая особенности регулирования труда работников, вы неоднократно обращали внимание на заключение трудового договора.

Что же такое трудовой договор?

Трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, обеспечить необходимые условия труда, своевременно и в полном размере выплачивать ему заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию и соблюдать действующие в организации правила внутреннего распорядка.

Чем важен он для работника и для работодателя?

Что необходимо оговорить в трудовом договоре, чтобы не возникло конфликтов и все ваши трудовые права соблюдались?

Трудовой договор содержит следующие сведения (статья 57 ТК РФ):

- имена сторон;

- место работы;

- дата начала работы;

- наименование должности, специальности, профессии;

- права и обязанности работника;

- права и обязанности работодателя;

- режим труда и отдыха;

- условия оплаты труда (размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплат, надбавок, поощрительных выплат)

Соответственно статьям 58 - 59 ТК РФ трудовой договор заключается на неопределенный срок (государственные и муниципальные предприятия) и срочный трудовой договор на определенный срок (не более пяти лет).

Выделим этапы процедуры трудоустройства:

- предоставление резюме;

- приглашение на собеседование;

- заключение трудового договора;

- подача заявления о приеме на работу;

- оформление трудовой книжки;

- предоставление документов работодателю (согласно статьи 65 ТК РФ)

"Положение о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной и профессиональной школы в свободное от учебы время" от 03.06.1998

  • с 14 лет - согласие родителей или опекуна и разрешение органов опеки (кинематоргаф, театр, концертная деятельность, цирк)
  • с 15 лет - если получено основное общее образование
  • с 16 лет - трудовой договор (ст. 63 ТК)

Документы, необходимые при трудоустройстве подростков:

- свидетельство о рождении / паспорт

- заявление и согласие родителей

- справка с места жительства

- медицинская справка

До 18 лет медосмотр проводится за счет работодателя.

Запрещено использовать труд несовершеннолетних

в игорном бизнесе, ночных клубах, торговле, перевозке и производстве спиртных напитков, табачных изделий, наркотических веществ, токсических препаратах

6. Конфликты и компромисс.

В процессе трудовой деятельности возникают различные конфликтные ситуации. Конфликты могут быть межличностные, групповые, деловые. Решить задачу и получить положительный результат - значит выйти достойно из конфликтной ситуации.

Работа в группах " Способы разрешения конфликтов"

Задача: Помочь подросткам осознать роль конфликтов в жизни человека, научиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации.

Конфликт начинается с конфликтной ситуации, под которой понимают любые обстоятельства, вызывающие противоречия.

Теперь определимся, что мы называем конфликтами.

Каждый человек ведет себя в процессе конфликта по-разному

Закончи предложение: "В конфликте я обычно..."

"Конфликт - это большая возможность..."

Как выглядит человек в конфликте? Подростки обсуждают внешний вид конфликтующих, в котором как раз и проявляются сигналы конфликта: одни, как правило, либо возбуждены, либо напряжены и скованы.

Обсуждение внешних проявлений конфликта, стратегии и тактики к конфликте: действий, проявления чувств, внешние проявления эмоций (мимика, жесты, движения)

Стратегии поведения в конфликте:

Избежание (уход): - это реакция на конфликт, выражающаяся в игнорировании или фактически в отрицании конфликта

Действия: молчание, игнорирование обидчика, язвительные замечания за стеной обидчика, полный отказ от отношений.

Чувства Страх, обида, зависть

Соперничество (наступление, борьба): это стремление к доминированию и, в конечном счете, к устранению одной из сторон в конфликте.

Действия: требование безоговорочного послушания, критика позиции другого, угрозы, унижение другого, поиск союзников, применение физического насилия, перекрикивание.

Чувства: злость Всякая победа над другим человеком не является разрешением противоречий, а воспроизводством конфликта

Приспособление (отступление): - этоуступки противоположной стороне в достижении ее интересов, вплоть до их полного удовлетворения и отказа от своих интересов

Действия: полное согласие, бессилие, плач.

Чувства: обида, страх, печаль.

Сотрудничество (обсуждение): - стремление к интегрированию интересов всех участников конфликта, удовлетворение основных интересов другой стороны

Действия: поиск справедливого исхода, допущение некоторых уступок, проведение беседы, заявление о своих чувствах и правах.

Чувства: спокойствие, радость

Компромисc - взаимные уступки, согласие на частичное удовлетворение собственных интересов в обмен на достижение частичных интересов другой стороны.

Действия и чувства те же, что и в сотрудничестве.

Во всех вариантах, кроме вариантов сотрудничества и компромисса, один из участников чувствует себя проигравшим, обиженным, грустным, злым или испуганным. Давайте же рассмотрим тот вариант, когда оба участники будут чувствовать себя победителями, выигравшими, сохранят хорошее настроение и расположение друг к другу.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Каждой группе предстоит разрешить трудную, противоречивую, конфликтную ситуацию, используя одну из стратегий.

Конфликтная ситуация:

Представьте себе, что вас приняли на престижную и привлекающую вас работу. В этой организации (фирме) очень строгая дисциплина, нельзя опаздывать на работу. При входе на идентификаторе фиксируется время прихода, и руководитель проверяет и контролирует его для принятия решения о наказании или поощрении работника. Вы стараетесь во время приходить на работу, но сегодня произошла непредвиденная ситуация: на дороге образовалась длинная пробка из-за аварии. Вы, явно опоздаете, и вам грозит наказание: порицание, снятие премии, увольнение. Назревает конфликтная ситуация. Продумайте ваши дальнейшие действия, исходя из той стратегии, которая вам предложена? Еще вам предстоит придумать знак, который будет соответствовать данному способу выхода из конфликтной ситуации, нарисовать и представить его при озвучивании вашей работы. Не забудьте привести статьи законов документов, на которые опирается руководитель и на которые будете опираться вы при решении этой конфликтной ситуации.

Время действия 5 минут.

Подвести итоги работы:

Первый шаг разрешения конфликта - это умение предвидеть его.

Лучшее разрешение конфликта - то, при котором выигрывают оба участника конфликта. Для конструктивного решения конфликта необходимо оставаться спокойным.

Творческий подход к решению конфликта позволяет превратить проблемы в возможности.

7. Труд и здоровье.

Учитель:

По оценкам МОТ, каждый день в мире в среднем около 5000 человек умирают в результате несчастных случаев и заболеваемости на производстве, суммарно достигая за год от 2 до 2,3 миллиона случаев обусловленной производственной смертности. Из этого числа около 350 тысяч случаев составляют несчастные случаи со смертельным исходом и около 1,7-2 миллиона смертей, вызванных связанными с работой заболеваниями.

На дворе двадцать первый век - эра офисов, компьютеров, автомобилей и гиподинамии. Да, чтобы обеспечивать себя и свою семью, людям приходится много работать и проводить, сидя за монитором, колоссальное количество времени. Как не навредить при этом своему здоровью? Сложно, но возможно.

Представляю вашему вниманию 5 правил, выполнение которых сведет к минимуму вред от работы в офисе.

1. Не экономьте на еде

Это первый и самый важный пункт. Рабочий день длится восемь, а то и десять часов. Как известно, врачи советуют принимать пищу не реже, чем раз в 3-4 часа. И не перекусывать, а полноценно питаться. Забудьте о пирожках, готовых салатах и тем более - фаст-фудах. Они конечно дешевле, и порой даже вкуснее, но результаты недолго заставят себя ждать. Год, два, пять - рано или поздно такое питание проявится, но тогда будет уже поздно. Лучше заранее об этом подумать, и даже не начинать питаться кое-как. Полноценный обед в столовой или недорогом кафе - идеальный вариант. Затем, ближе к вечеру, надо что-то по-быстрому перекусить прямо в офисе. Главное, не стесняйтесь приносить из дома фрукты, овощи, салаты и другие полезные продукты. Даже если это не принято в коллективе, стоит лишь подать хороший пример, и все с радостью вас поддержат!

2. Не засиживайтесь на работе

Здесь имеется в виду все значения этого выражения. Во-первых, не стоит перерабатывать сверхурочно и постоянно засиживаться на работе допоздна. Больших денег это, скорее всего, не принесет, а вот вред здоровью обеспечен на сто процентов. Во-вторых, если у вас сидячая работа, не упустите возможность куда-нибудь отойти по делу: сходить в другой отдел, съездить с кем-то на переговоры, встретить посетителя у входа, лично передать бумаги на подпись. Помимо того, что это очень полезно для вас, так еще и повысит эффективность работы всей компании!

3. Используйте все возможности для отдыха

Часто, сосредоточившись на зарабатывании денег, мы не замечаем те случаи, когда можно и отдохнуть, не навредив ни репутации, ни финансовому положению. Ведь никто не сказал, что приходить на работу надо на полчаса раньше, а на обед тратить не час, а меньше? Нет, конечно, намекнули, но это лишь пожелание. Лучше нормально отдохнуть, а потом поработать с большей эффективностью. Но это еще не все, важнее даже другое. Часто крупные фирмы предоставляют своим сотрудникам корпоративные скидки на посещение фитнес-клуба или бассейна, оплачивают санаторно-курортный отдых и так далее. Иногда люди об этом банально не знают. Будьте умнее, расспросите у кого-нибудь, что да как!

4. Здоровье - важнее всего

Что важнее, деньги или здоровье? Конечно, все в один голос закричат: "здоровье"! Правильно. Помните, что говорил Сократ? Здоровье - это еще не все, но все - ничто без здоровья. Думаю, все с этим согласны. А на деле? Что только не сделает человек, чтобы заработать десяток лишних тысяч рублей? Да все что угодно! Можно и до десяти задержаться, и ночь не поспать, и в субботу на работу выйти и т.д. Не стоит. Лучше начать бегать по утрам или заняться фитнесом. И чем раньше вы это поймете, тем сильнее будете себя потом благодарить. Не надо убиваться ради денег, ведь счастье - не в них.

5. Активный образ жизни никто не отменял

Даже если вы работаете 5 дней в неделю, это не дает вам повода лениться и отказываться от спорта! Мне некогда, я устала, лучше посижу на диване перед теликом - все это удел слабых. Надеваем кроссовки, спортивную одежду - и вперед! Тренажерный зал, занятие аэробикой или просто легкая пробежка не займут у вас много времени, но помогут забыть о проблемах и привести свое тело в положенный тонус. Ведь стресс, который неизбежен на любой работе, быстрее всего отступает именно при физической нагрузке. Быть в форме - это ключ к успеху

Помните, что быть здоровым - это то, к чему должен стремиться каждый. И работа не должна становиться препятствием на пути к этой цели.

8. Упражнения для закрепления. Работа в группах.

1 группа.

  • Представьте себе, что вы работодатель.
  • К вам на фирму устраивается молодой человек без опыта работы.
  • Что вы ему обязаны гарантировать, что пообещаете и что реально представите?

2 группа

  • Представьте, что вы опоздали на работу, возвращаясь из отпуска, в связи с задержкой рейса (авиадиспетчеры проводили забастовку). При выходе на работу, вы узнали о вашем увольнении. Что делать?

3 группа

  • Вы являетесь молодым специалистом при поступлении на работу. Вам сообщают, что вас примут на работу с испытательным сроком на три месяца. Имеет ли право работодатель принимать вас на работу с условием отработать испытательный срок?

9. Заключение

Сегодня наш урок был посвящен элементам процесса трудоустройства и решению конфликтных ситуаций.

Мы попытались создать у вас представление о рынке труда, найме на работу, сторонах трудового договора, выделили пути разрешения конфликтов, рассмотрели варианты конфликтных ситуаций. Успехов вам в реализации своих планов. Найдите для себя достойную профессию и будьте успешны!!!