Урок русского языка по теме "Официально-деловой стиль письменной речи". 10-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 10


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: деловая игра.

Требования к уровню подготовки учащихся:

учащиеся должны:

  • знать стили русского языка, отличительные особенности официально-делового стиля речи;
  • уметь соблюдать последовательно логический характер изложения содержания,    
  • строить высказывание, оформлять частные деловые бумаги (автобиографию, резюме, деловое письмо, анкету, характеристику);
  • самостоятельно анализировать частные деловые бумаги;
  • редактировать тексты;
  • воспитывать в себе культуру поведения и речевую культуру в условиях делового общения.

Оборудование:

1) учебник «Русский язык 10-11 кл /А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова»;

2) конверт из Олимпийского оргкомитета;

3) памятки по составлению деловых бумаг;

4) толковый словарь С.И.Ожегова;

5) одежда для волонтёров;

6) раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя. Мотивация учебной деятельности.

Вчера мы получили письмо, но распечатывать его не стали, так как адресовано оно вам, учащимся 10-11 классов. Оказывается, это письмо пришло из Олимпийского комитета г. Москвы. Вы не будете возражать, если мы распечатаем его вместе с вами? Интересно, что здесь?

Приложение 1 (Письмо)

– Ребята, заинтересовало вас данное письмо? Хотелось бы вам принять участие в организации и проведении зимних Олимпийских игр в г. Сочи?

Всё вам понятно в письме?

Ученик: Нет, не всё. Кто такие волонтёры?

Приложение 2

(Этимологическая страничка: волонтёр – лицо, добровольно поступившее на военную службу, доброволец) (Слайд №1)

III. Актуализация опорных знаний. Сообщение темы и целей урока.

Учитель: Каким образом мы с вами можем откликнуться на данное письмо?

Ученик: Написать письмо о себе.

Учитель: Какой характер имеет информация письма?

Ученик: Деловой.

Учитель: Таким образом, разговор сегодня пойдёт о чём?

Ученик: Об официально-деловом стиле речи.

(Запись числа и темы урока)

Учитель: Как вы понимаете, для установления деловых связей с Олимпийским оргкомитетом нам необходимо на уроке заняться чем?

Ученик: Грамотно научиться составлять деловые бумаги, повторить и закрепить особенности официально делового стиля.

Учитель: Но для начала я предлагаю посмотреть на эпиграф к уроку.

(Ученик читает эпиграф: «Что такое язык? Прежде всего, не только способ выражать свои мысли, но и творить свои мысли». Алексей Толстой)

Учитель: Давайте сотворим хороший урок: вы и я, ведь частица «со» в русском языке имеет значение «вместе». Прошу вас быть внимательными: стилистика – наука, требующая внимания. Чтобы стать стилистически грамотным человеком, необходимо много писать и говорить самому. Недаром есть хорошее изречение: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде». Но для начала вспомните всё, что вам известно о стилистике русского языка.

IV. Лингвистическое лото

Учитель: Актуализируем необходимые для сегодняшнего урока знания.

Одна ученица – у доски, остальные работают со своими «лото».                             

(Учитель читает словарную статью к понятию – ученики закрывают нужные слова стикерами. В случае неверного толкования понятия игра останавливается, ученица, работающая у доски, дает объяснения)

Стиль речи Речевая ситуация Официальная Неофициальная
Книжные стили Публицистический Художественный Официально-деловой
Информационное сообщение, заметка Языковые средства Объявление Разговорный
Коммуникативная функция Структура Указание Рекомендация

Приложение 3

Глоссарий к лингвистическому «лото»

V. Составление кластера по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»

Учитель: Мы продолжим работу по одному из функциональных стилей речи – официально-деловому. Прежде, чем мы с вами займёмся составлением деловых бумаг, вспомните особенности официально-делового стиля. Составьте кластер по ответам на вопросы, отраженные на слайде.

Приложение 4 (Слайд № 2)

  1. Какова основная функция и назначение официально-делового стиля?  
  2. Каковы жанры официально-делового стиля?
  3. Каковы языковые средства? 

(Ответы учащихся:

1. Регулирование правовых отношений между участниками коммуникации.                                                                                                          

2. Конституция, закон, устав, договор, справка, автобиография, деловое письмо, резюме, характеристика.

3. Лексические, морфологические, синтаксические.)

Учитель: Какие жанры вы бы использовали  сегодня  для составления деловых бумаг?

Ученик: Автобиографию, деловое письмо, резюме.

Учитель: И не только. Сегодня мы научимся писать характеристику на своего одноклассника и заполнять анкету. Дальнейшая работа будет проходить по группам. Каждая группа получит задание, проиллюстрировав их текстами официально-делового стиля.

VI. Практическая работа

Работа учащихся по группам (дифференцированная)

(памятки по составлению деловых бумаг прилагаются).

1 группа

Написать автобиографию.

Приложение 5

2 группа

Составить резюме.

Приложение 6

3 группа

Написать деловое письмо.

Приложение 7

4 группа

Заполнение анкеты.

Приложение 8

5 группа

Каким должен быть стиль одежды волонтёра во время проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в  г. Сочи? Аргументируйте свой выбор.

(Проверка выполненных заданий 1-4 групп)

Учитель: Какой жанр делового стиля считается наиболее эффективным на рынке труда?

Ученик: Наверное, резюме.

Учитель: Резюме – один из самых  эффективных средств саморекламы. Основная цель – заинтересовать собой руководителя фирмы (предприятия), произвести благоприятное впечатление, побудить его пригласить вас на собеседование, конечная цель – получение работы.

Деловые бумаги составлены, будем считать, что первый шаг к достижению цели мы с вами сделали. Но не будем забывать русскую пословицу, которая гласит: « По одёжке встречают и только потом по уму провожают». Сейчас мы увидим с вами, как может выглядеть волонтёр во время проведения Олимпийских игр в Сочи.

(Выступление 5 группы. Учащиеся отдали предпочтение спортивному стилю одежды)

VII. Творческая работа

Учитель: Слово – одна из великих загадок поэзии и прозы. Вот что об этом пишут великие люди.

В каждом слове бездна пространства… Н.В. Гоголь

Да, есть слова, что жгут как пламя,
Что светят вдаль и вглубь до дна. А.Т. Твардовский

Живой да будет каждая строка. Н.Н.Матвеева

– Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы учащихся)

Учитель: Попадая в контекст, слово преображается, часто приобретает не одно, а несколько значений. Иногда вы подбираете подолгу слова, чтобы точнее передать содержание книги, образ героя, красоту лирического стихотворения, выразительность картины. Сейчас вы посмотрите на своего соседа, что доброго вы можете о нем сказать?          

(Ответы учащихся)

Немало встречается злого
В любой человечьей судьбе,
А скажут лишь доброе слово –
И легче на сердце тебе.
Но доброе слово такое
Не каждый умеет найти,
Чтоб справиться другу с тоскою,
Невзгоды осилить в пути.
Нет доброго слова дороже,
Заветного слова того,
Но редко, друзья мои, все же
Мы вслух произносим его.

– Напишите характеристику на своего одноклассника.

(Проверка письменного задания)

VIII. Исследовательская работа (по выбору учащихся)

Учитель: Прочитайте тексты документов. Определите их жанр. Отредактируйте. Выделите лексические, морфологические и синтаксические средства.

1 текст

Приложение 9

2 текст

Приложение 10

3 текст

Приложение 11

IX. Подведение итогов урока. Этап рефлексии

Учитель: Вот и подошёл к концу наш разговор об официально – деловом стиле речи. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой?

Ученик: Повторили и закрепили знания об официально – деловом стиле речи, научились составлять частные деловые бумаги, соблюдая особенности  их оформления, создали образ волонтёра.

Учитель: Подумайте и запишите в тетрадь одно имя прилагательное, которое, на ваш взгляд, опишет сегодняшний урок.                                                                            

(Ученики записывают прилагательное, а потом читают вслух друг за другом)

Я благодарю всех за участие в нашем сегодняшнем разговоре. Надеюсь, что знания, полученные на уроке, приобретут практическую направленность, помогут вам найти своё место в этом непростом, современном мире. Хочется верить, что удача вам улыбнётся, и кто-нибудь из вас станет волонтёром на Олимпиаде 2014 года. Мне бы хотелось сегодня каждому из вас сделать маленький подарок. Пусть эти талисманы олимпиады в Сочи-2014 напоминают вам о нашей сегодняшней встрече.

рис.1

 X. Домашнее задание (по выбору учащихся)

  1. Учитель: Одним из основных способов коммуникации в официально-деловой сфере является деловая переписка. В последние годы активно увеличивается количество нерегламентированных деловых писем. Выявите особенности данного жанра официально-делового стиля и напишите ответ в жанре нерегламентированного делового письма в олимпийский оргкомитет г. Москвы от учащихся 10 класса МБОУ СОШ №7 г. Петров Вал.
  2. Напишите статью для одной из страниц школьной газеты «Ведомости» «Официально-деловой стиль письменной речи в современной школе».
  3. Составьте для одноклассников тест по теме: «Официально-деловой стиль письменной речи»: «Верно ли утверждение?»