Занятие по внеурочной деятельности по теме "Мои права и обязанности"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Образовательная: продолжить создавать условия для формирования представлений обучающихся об основных правах и обязанностях человека, закрепить знания об основных понятиях, о правах и обязанностях ребенка, опираясь на нормы Конституции Российской Федерации, Устава МБОУ "Высокомысовская СОШ"; закрепить полученные знания в ходе выполнения практических заданий, игр.

Развивающая: развивать правовое сознание младших школьников, образное логическое мышление; развивать познавательный интерес, кругозор, коммуникативные навыки посредством работы в классе, формировать творческие способности.

Воспитательная: воспитывать активную гражданскую позицию, формировать информационную культуру учащихся.

Тип урока: комбинированный урок.

Формы работы на уроке: индивидуальная, коллективная; устная, практическая работа по выполнению заданий.

Оборудование урока:

  • Компьютер с проектором для учителя;
  • Видеоролики мультфильмов: "Буратино", "Волк и семеро козлят", "Тараканище", "Фунтик".
  • Презентация, разработанная в программе PowerPoint;
  • Дидактический материал: карточки с картинками, рисунками, плакат "Правовое дерево", яблоки для наклеивания на плакат, смайлы - карточки.

План урока.

  • Организационный момент. Сообщение темы и постановка целей урока - 2 минуты.
  • Актуализация полученных знаний - 10 минут.
  • Закрепление изученного материала - 15 минут. Физкультминутка - 3 минуты.
  • Рефлексия урока - 5 минут. Итоги урока - 3 минуты.

Ход урока

1. Организационный момент и постановка целей перед учащимися (2 минуты).

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучать и закреплять тему - права и обязанности, которые должен выполнять гражданин Российской Федерации - государства, в котором мы живем. И на этом уроке более подробно мы поговорим об основных правах и обязанностях ребенка - школьника (слайд 1 Приложения 1).

2. Актуализация полученных знаний - (10 минут).

Учитель. Основные права и обязанности гражданина нашей страны прописаны в её основном законе. Какой главный или основной Закон нашей страны вы знаете?

Ученики. Конституция Российской Федерации.

Учитель. Что означает этот закон?

Ученики. Его должны соблюдать все люди, граждане нашей страны. Он содержит важные положения, в нем прописаны основные права и обязанности.

Учитель. Права и обязанности гражданина неразделимы - это две стороны нашей жизни. И сегодня на уроке я не буду предлагать вам ребята заучивать правила, статьи нашего закона - Конституции России, а просто вместе с вами постараемся узнать, понять какие основные права есть у вас, а также обязанности, которые вы должны соблюдать в вашем возрасте.

3. Закрепление изученного материала - (15 минут).

Учитель. Прежде чем узнать более подробно об основных правах, выполним следующие задания.

Задание № 1.

Учитель. Итак, ребята, перед вами лежат карточки с изображением различных предметов, вещей материального и нематериального мира: еда, вода, компьютер, игрушки, книги, карандаши, краски, воздушные шары, мотоцикл, автомобиль и многое другое. Задание - какие вещи или предметы из представленных вам кажутся наиболее необходимыми и значимыми для жизни, и какие вы бы себе пожелали приобрести. Выберите только 3 вещи из 10 предложенных (ребята выбирают те вещи, которые им кажутся самыми необходимыми для жизни и какие из них они пожелали приобрести).

Учитель. Как много нужных вещей вы себе пожелали. То, что человек хочет, это его потребности и желания. А про них в законах нашей страны, в том числе и в Конституции написано очень много. Давайте посмотрим на интерактивную доску (слайд 2. Приложения 1).

Учитель. Что изображено на слайде?

Ученики. Треугольник, пирамида.

Учитель. Правильно. И не просто пирамида, а пирамида наших потребностей. Потребности - это то, что человеку очень нужно, без чего он не может обойтись, чтобы жить достойной жизнью. И даже без некоторых самых важных потребностей человек не сможет жить. Например, человек не сможет жить без пищи, воды, воздуха (слайд 3 Приложения 1).

Таким образом, внизу мы видим самые важные потребности - пища, вода, воздух. Если, например, ты не сможешь дышать, то не захочешь компьютер - только бы сделать глоток воздуха. Если хочешь кушать, то не пойдешь гулять и т.д.

Выше тоже идет важная потребность - в безопасности (слайд 4 Приложения 1). Например, если ты чего то боишься, то тебя не обрадует пятерка по диктанту. (Дальнейший рассказ по слайдам).

Таким образом, без удовлетворения нижних потребностей невозможно удовлетворить верхние. Одна из высших потребностей - потребовать реализовать себя и свои способности. Например, ты хочешь написать стихи о весне или нарисовать картину, придумать новую компьютерную игру (слайд 7 Приложения 1). Но если ты не пил воды уже целый день, то никакой картины ты не нарисуешь и игры не сочинишь.

Как же у нас связана Конституция и потребности? В ней отмечается, что государство должно обеспечивать наши потребности, а значит реализовывать права. Но это не значит, что закон должен обеспечить нас всем - вещами, компьютерами и т.д. Государство обеспечивает самое необходимое. Например: дети-сироты получают от государства бесплатную еду, жилье; вы имеете право учиться в школе, а значит получить образование; имеете право на жизнь; имеете право на маму и папу, имеете право на имя и т.д.

Учитель. Ребята, какие еще права вы имеете?

Ученики. Имеем право на отдых, поэтому в школе есть каникулы; имеем право на жилье; право на бесплатную медицинскую помощь; право на посещение культурных мест (кино, цирк, библиотека); право на творчество: сочинение стихотворений, песен, музыки; право на занятие спортом и другое.

Учитель. Таким образом, государство и родители обеспечивают основные потребности детей. Конституцией РФ и другими законами предоставлены основные права детям и всем гражданам нашей страны.

Каждый ребенок имеет право на уровень жизни, необходимый для его нормального развития.

Задание № 2.

Учитель. А теперь ребята, давайте рассмотрим следующую ситуацию.

Ситуация.

Сын слушает музыку, иногда сильно прибавляет громкость. Мама отдыхает с книгой в руках.

Мама. Сколько раз говорила - после 10 вечера громко слушать музыку нельзя! Музыка действует всем на нервы!

Сын. Мама, ты же всё равно в 10 часов не спишь.

Учитель. Каким правом пользуется сын? Соблюдает ли он при этом права родителей и соседей?

Ученики. Сын пользуется правом на отдых и досуг. Но в данный момент он ущемляет права родителей и соседей на отдых и нарушает общественный порядок.

Учитель. О какой важной обязанности он забыл?

Ученики. Он забыл, что у других людей точно такие же права, как и у него. Надо уважать права другого человека!

Учитель. А что такое обязанности? У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции. Как Вы, думаете, какие это обязанности?

Ученики. Обязанности - это то, что граждане должны делать или соблюдать: соблюдать права других граждан, платить налоги, не причинять вред другим гражданам, охранять окружающую природную среду и др.

Учитель. Какая самая главная обязанность сейчас у вас школьников?

Ученики. Учиться.

Учитель. Какие обязанности еще есть у школьников?

Учитель. Хорошо учиться, не опаздывать на уроки, соблюдать правила поведения в школе, уважать учителя, уважать и слушаться родителей, не портить имущество школы, приходить в школу в школьной форме, в школе ходить в сменной обуви, приносить на уроки физкультуры спортивную форму и др.

Задание № 3.

Учитель. Предлагаю всем ребятам создать первое в нашей школе правовое дерево обязанностей, на котором будут расти волшебные правовые яблоки. На листе ватмана, группа художников подготовила контур дерева - ствол, крона. Учащимся раздаются разноцветные стикеры в форме яблочек, для наклеивания на дерево (Приложение 2).

Мы с вами вместе еще раз вспомним основные наши обязанности, и по очереди будем выходить к доске и приклеивать правовые яблоки - обязанности к правовому дереву.

Ребята выходят к доске и клеят правовые яблоки к правовому дереву.

Каждый школьник обязан:

  • действовать на благо родной школы, заботиться о её чести, поддерживать её авторитет и традиции;
  • строго соблюдать режим работы школы, посещать занятия в соответствии с расписанием, не опаздывать на уроки;
  • добросовестно учиться, расширять свои знания, умения и навыки, систематически и вовремя выполнять домашние задания;
  • в случае пропуска занятий предъявлять классному руководителю справку от врача;
  • относиться с уважением к работникам школы, учителям и другим ученикам;
  • предъявлять дневник по требованию учителя;
  • записывать в дневник домашние задания по всем предметам;
  • приносить на занятия все необходимые принадлежности по просьбе учителя: учебники, тетради, дневник, ручки, карандаши, краски и т.п.;
  • выглядеть чисто и опрятно, соблюдать требования школьной и личной гигиены, заботиться о соответствии своей одежды и внешнего вида, приходить в школьной форме;
  • заботиться о собственном здоровье и безопасности, о здоровье и безопасности других учащихся, соблюдать требования техники безопасности;
  • беречь имущество школы, соблюдать чистоту и порядок в здании школы и на её территории;
  • принимать участие в мероприятиях по благоустройству школы и её территории.

4. Физкультминутка - 3 минуты.

Учитель. А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

5. Закрепление материала с помощью сказок.

Учитель. А теперь закрепим полученные знания, используя героев различных сказок. Вы же любите сказки? Поиграем в литературно-сказочную-правовую викторину, выполнив несколько заданий.

Не забываем отвечать по поднятию руки.

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено выходить из дома, ехать на бал. Какие права были бы нарушены, если бы подобное происходило в наши дни? (право ребенка на отдых, право на свободу).

2. Какое основное право нарушила ведьма в русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", утопив Аленушку в речке? (Право на жизнь).

3. Вспомним сказку Г.Х. Андерсена "Гадкий утенок". Почему обитатели птичьего двора обижали гадкого утенка? (Он не был похож на других). Могли бы ребята из вашего класса поступить ка обитатели птичьего двора? (Ответы детей).

3. Баба-яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Какое право было нарушено? (Право на свободу.)

4. Какое право нарушили гуси - лебеди, украв братца? (Право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность). Кто помог девочке спастись и выручить братца из неволи? (Река, печь, яблоня).

Обсуждение. Ответы детей.

Учитель. А теперь посмотрим отрывки из мультфильмов и определим, какое право было нарушено у героев мультфильмов (Просмотр видеороликов по 1,5 - 2 минуты: "Буратино", "Волк и семеро козлят", "Тараканище", "Фунтик").

Ответы детей, обсуждение после просмотра каждого ролика.

Сценка (Участвуют 2 ученицы)

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена - разные. Одну звали Права, а другую - Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

6. Рефлексия. Итоги урока

Учитель. Спасибо, ребята, что еще раз мы с вами обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам выразить своё настроение, используя карточки с изображением смайликов: радость и грусть. Какое у вас настроение? Поднимают карточки (Приложение 3, Приложение 4).

А теперь подведём итог занятия. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях детей и правах и обязанностях школьников. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках.