Урок русского языка по теме "Диалог". 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  • Познакомить с понятиями “диалог”, “реплика”.
  • Научить правильно, расставлять знаки препинания при диалоге; научить составлять диалог, интонационно правильно его читать.
  • Воспитывать культуру общения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: презентация по теме урока (Приложение1), отрывок кинофильма Идиот “Монолог о счастье”.

Ход урока

I. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята!

- Чтоб на уроке не устать,
Чтоб здоровым оставаться,
В игры весёлые будем играть,
Будем мы в классе всем улыбаться!

Улыбнитесь друг другу, мне, настройтесь на рабочий лад.

II. Объяснение нового материала

Инсценировка учителем стихотворение В. Орлова “Ёж фонарик не включил”.

Ёж фонарик не включил
Из лесной гнилушки
И на ёлку наскочил
Ночью на опушке.
- Как твои иголки? –
Ёж спросил у ёлки.
- Все целы. А как твой нос?
Целый! – ёжик произнёс.
- Извини! – промолвил ёж,
Еле сдерживая дрожь.
- Извини и ты, сосед,-
Ёлка скрипнула в ответ.
Ёж и ёлка при ночной
Встрече на опушке
Не сказали ни одной
Колкости друг дружке.

- Ребята, сколько в моем мини-спектакле действующих лиц? Кто это?

- А как вы это узнали?

- Может мне кто-нибудь скажет, как называется разговор между двумя действующими лицами?

III. Словарно-орфографическая работа

Слово диалог состоит из двух частей:

Диа – “два”

Логос - “слово”

- А вы знаете слова, которые содержат в себе вторую часть?

- Посмотрим на экран! Сколько человек участвует в данном отрывке? (один) А как называется такая речь? – монолог (Приложение2)

Моно – “один”, логос – “слово”

- Обратим внимание на экран, рассмотрим фотографии.. Сколько человек участвует? (много). Как назовем такой разговор? Полилог

Поли – “много”, логос – “слово”

- Монолог - очень хорошо, когда человек может правильно, грамотно формулировать свои мысли, полилог – здорово, особенно, когда знатоки выигрывают!

- Как вы думаете, а почему именно диалог играет такую важную роль в нашей жизни? (умение говорить, слушать и слышать друг друга). Именно этим мы сейчас и займемся.

А теперь глазками посмотрим на то стихотворение, которое вы слышали в начале урока в моем исполнении (на экране стихотворение).

- Как вы сказали, в этом стихотворении 2 действующих лица – это ежик и ёлка. Найдите слова ежика…

- Слова елки…

- А кто-нибудь знает, как называются эти предложения? (реплики)

- Я предлагаю вам заняться мини-исследованием: смотря на экран, попробуйте вывести правила оформления каждой реплики, в помощь вам будет только мои три пальца…

  1. Новая строка
  2. Тире
  3. Большая буква

IV. Закрепление материала

ТЕЛЕФОН

У меня зазвонил телефон.

- Кто говорит?

- Слон.

- Откуда?

- От верблюда.

- Что вам надо?

- Шоколада.

- Для кого?

- Для сына моего.

- А теперь потренируемся. На экране отрывок стихотворения К.И.Чуковского “Телефон”, спишите его, расставляя знаки препинания. А те, кто желают, могут составить в парах диалог, состоящий из 4 –х реплик. На задание 2 минуты.

Взаимопроверка, правильный ответ на слайде, прослушивание аудиозаписи стихотворения К.И.Чуковского “Телефон”.

V. Рефлексия

Спасибо вам, ребята, за урок. Я чувствовала себя, как дома. А для того, чтобы у меня надолго остались воспоминания о вас, я прошу вас по уходу приклеить в домик один телефон, цвет которого будет символизировать ваше настроение.