Урок окружающего мира по теме "Птичьи секреты". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Задачи урока: продолжить начатое в 1-м классе знакомство с птицами; дать понятие о перелётных и зимующих птицах; продолжить прививать любовь к родной природе.

Планируемые результаты: понять причины, по которым перелётные птицы покидают родные края; научиться различать перелётных и зимующих птиц.

Ход урока

1. Повторение материала предыдущего урока.

- Какова была тема предыдущего урока?

- Шестиногие и восьминогие.

- Кого мы называем шестиногими, а кого восьминогими?

- Насекомых и пауков.

- Какие изменения происходят осенью в их жизни? (ответы детей)

Можно провести разноуровневую проверочную работу по усвоению темы. (смотри "Приложение")

2. Сообщение темы и целей урока.

Тема нашего урока "Птичьи секреты". (слайд 1)

- Как вы думаете какие секреты могут быть у птиц? ( Дети высказывают свои предположения)

3. Изучение нового материала с пошаговой подачей информации.

- Замечали ли вы осенью стаи улетающих птиц? Какие это были птицы? Где вы их видели? Как называют таких птиц? (слайд 2)

- Каждую осень многие птицы улетают из наших краёв, а весной возвращаются . Таких птиц называют перелётными. (слайд 3)

-Вот они перед вами. Назовите птиц, которых вы узнали на слайде. Это всё перелётные птицы. Почему их так назвали. (Ответы детей)

- Откройте тетради на странице 56. Найдите перелётных птиц.

- Куда же улетают перелётные птицы? Это первый птичий секрет, который люди очень долго не могли раскрыть. Предполагали даже, что птицы осенью улетают на ...Луну. Но вы то знаете куда улетают птицы осенью? (Ответы детей)

(слайд 4)

- Перелётные птицы улетают на зиму в тёплые края.

- А как об этом узнали люди? (Ответы детей)

- Учёные узнали об этом надевая на лапки птицам лёгкие кольца. Когда птицу с кольцом видели в других странах об этом сообщали учёным. Так постепенно стали известны маршруты птичьих путешествий. (слайд5)

- Часть птиц зимует на юге России, а часть улетает в Африку и Азию.

- Как же птицы узнают , куда им лететь, ведь у них нет карты, компаса, навигатора? (Ответы детей)

(Слайды 6, 7)

- Нужно признать, что пока учёные этого до конца не знают.

Одна из гипотез заключается в том, что птицы чувствуют магнитные поля, которые окружают Землю. Магнитные линии располагаются по направлению от северного магнитного полюса к южному. Возможно, именно эти линии и служат для птиц направляющими.

Учёные проводили опыты: на шею голубям вешали магнитные пластинки. Это мешало птицам ориентироваться, но полностью сбить их с пути магнитные пластинки не могли.

Дополнительными ориентирами для определения направления полета служат особенности ландшафтов (поворот реки, горы, группы деревьев). Возможно, что птицы ориентируются также по расположению солнца. При дальних перелетах наибольшее значение имеют, по-видимому, не наземные, а небесные ориентиры: солнце — днем, луна и звезды — ночью. скорее всего, птицы в перелетах используют все эти виды ориентиров: магнитное поле, астрономические и наземные ориентиры.

- Кто видел стаи улетающих птиц? Как птицы летят в стае?

(слайд 8)

Скворцы, дрозды и другие мелкие птицы летят скученной стаей. Кулики – шеренгой. Гуси и журавли клином. Утки - косяком. Одни летят днём - аисты, журавли, хищные птицы, ласточки, стрижи, а другие ночью - мухоловки, славки, трясогузки.

Некоторые и летят и идут пешком. Например, коростель -дергач.

Птичья дорога далека и полна опасностей. Очень много пернатых во время перелётов погибает. Только самые сильные, самые выносливые добираются до тёплых краёв.

- Почему одни птицы улетают, а другие остаются? (ответы детей)

(слайд 9)

- Птицы улетают потому, что для них нет корма: исчезают насекомые, травянистые растения увядают, водоёмы замерзают.

- Но вот второй птичий секрет. Многие птицы улетают задолго до того, как исчезнет их корм. Например ласточки и стрижи улетают первыми ещё в августе, когда повсюду много насекомых. Как они узнают о приближении голодного времени? (ответы детей)

(слайд 10)

- Перелётные птицы замечают, что дни ближе к осени становятся короче. Это и служит для них сигналом – пора в дорогу.

- Но не все птицы улетают, некоторые остаются. Каких птиц вы видели зимой рядом со своим домом, школой? (ответы детей)

(слайд11)

- Вот эти птицы. Назовите их. Как называются птицы, которые не улетают от нас на зиму в тёплые края?

- Это зимующие птицы. Откройте тетрадь на странице 56 и найдите зимующих птиц.

(слайд 12)

- Вот и третий птичий секрет, который надо раскрыть. Почему не улетают от нас зимующие птицы? (ответы детей)

- Могут находить себе корм. Некоторые птицы осенью запасают корм.

- А как вы думаете, какие птицы делают припасы на зиму? Что они запасают и где? (ответы детей)

(слайды 13,14,15)

Некоторые птицы осенью собирают запасы корма. Кедровка выклёвывает орешки кедровой сосны и, набивая ими ротовой мешок, уносит их на некоторое расстояние и закапывает порциями в несколько орешков в почву или лесную  подстилку. Сооруженные запасы использует зимой лишь частично.

Подобным же образом сойки запасают жёлуди дуба.

Мохноногие и воробьиные сычи запасают  к зиме мелких грызунов, которых они складывают в дупле деревьев. Максимально известная величина запаса – 86 трупиков полёвок.

Небольшие запасы корма делают вороны и сорока, припрятывая пищу под опавшими листьями или в снегу; позднее часть этого корма они находят и подают.

В октябре, ноябре, когда осыпаются шишки пихты и ели, занимаются заготовкой запасов пищи черноголовая гаичка и синица-московка. Синицы, достав семена из раскрытых шишек или подобрав их с земли, прячут добытый корм в щели коры, под наросты лишайников, пристраивают их снизу за отставшую кору боковых ветвей, то есть в те места, где эти места не будут засыпаны снегом.

Хохлатая синица собирает семена сосны и ели, а также личинок и гусениц, которых прячет по одиночке в разные места под сучками, под лишайниками на деревьях , причем делает это так, чтобы они были заметны только снизу. Зимой, когда снег покрывает ветви сверху, пищу легче отыскивать.

Создает себе запасы и поползень, закладывая крылатки клена, буковые орешки и прочий корм в трещины коры деревьев.

(слайд 16)

Зимние запасы помогают птицам пережить трудный в кормовом отношении сезон года – зиму. Именно поэтому птицы, запасающие корм, не улетают в тёплые страны, а зимуют там, где живут летом .Характерно, что каждая птица находит зимой только часть своих летних запасов и пользуется пищей, заготовленной другими птицами. Так птицы помогают друг другу.

(слайд 17)

Многие зимующие птицы не делают запасы, а питаются тем, что смогут найти. Скорее всего вы видели как зимой воробьи, синицы, поползни что-то склёвывают на ветках. А вот что? Что ищут птицы в голых ветвях деревьев? (ответы детей)

- Вспомним предыдущий урок. Откройте учебники на странице 90, прочитайте второй абзац. Так что ищут птицы на голых ветвях деревьев?

(слайд18)

Вы все видели красавцев снегирей и свиристелей. Насекомыми они не питаются, а чем же они питаются зимой? (ответы детей)

- Ягодами рябины, калины.

(слайд 19)

- А как люди могут помочь зимующим птицам? (ответы детей)

4. Рефлексия.

- Какие птичьи секреты мы с вами сегодня раскрыли?

- Какой секрет вас больше всего удивил?

- Что интересного вы узнали из жизни птиц осенью?

5. Проверим себя.

  • Какие птицы называются перелётными, а какие зимующими?
  • Почему перелётные птицы не могут оставаться на зиму в наших краях, а зимующие могут?
  • Как птицы узнают о том, что им пора отправляться в путь?
  • Какие зимующие птицы осенью запасают корм?