Урок-путешествие "Выбрав честь, он приобрел славу…" (Очерк жизни и творчества А.С. Грибоедова). 9-й класс

Разделы: Литература


Тип урока: изучение нового материала.

Образовательная цель: изучить   биографию А. Грибоедова;  ознакомить учащихся с творческой  историей  комедии «Горе от ума».

Развивающая цель: развивать умение работать с текстом, выделять в информации главное.

Воспитательная цель: пробудить в учащихся чувства патриотизма, формирование в учащихся граждански активных и социально значимых качеств,  а также - готовности отдать все силы служению Отечеству.

Оборудование: электронная презентация,  запись вальса А.С. Грибоедова

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

II. Изучение новой темы

1. Вступительное слово учителя: Сегодня у нас необычный урок, урок – путешествие. Путешествие  по страницам  жизни великого русского писателя  Александра Сергеевича Грибоедова.  Мы познакомимся с такими понятиями, как «гражданин», «гражданский поступок», «достойный сын Отечества». Сегодня на уроке мы узнаем, как  можно прожить жизнь, чтобы её назвали  ПОДВИГОМ.     Вам известно, что   российская история знает немало имён выдающихся сынов Отечества, чья славная,  яркая, но такая короткая жизнь прерывалась ударами судьбы. В этом списке мы найдем  известное всем россиянам  имя Александра Сергеевич  Грибоедова. Наше путешествие мы начнем с эпиграфа (слайд 2):  «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...», - слова Нины Чавчавадзе, жены поэта.

2. Работа над портретом А. С. Грибоедова. Многие художники пытались написать  портрет Александра Сергеевича, но вряд ли их можно назвать удачными. А что по этому поводу думают наши эксперты?

3. Сообщения учащихся о портретах  и гравюрах А.С. Грибоедова.

4. Следующий этап нашего путешествия – страницы воспоминаний о писателе (проверка домашнего  задания).  Что думают современники Грибоедова о его  внешнем облике: (примерные ответы учащихся) «высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя», «чёрные густые брови», «оттеняющие бледность лица», «губы, сжатые в полуусмешке», «взгляд сквозь очки, словно отрешённый от всех мирских забот».

Иным  мы  видим  его  в  словесных  портретах(слайды 3-4):

Овеян не был ты туманом.
Не искажён и не уныл,
Но бледен… нет, ты ясен был…

 (В. Кюхельбекер. «Памяти Грибоедова»)

 «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приёмах умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства. Без всякой формальности… Кровь сердца  всегда играла у него на лице».

(А. Бестужев)

Все были удивительно единодушны в  высказываниях о личности поэта: «необыкновенно глубокий ум», «обширнейшие познания», «талантливость», «разносторонность дарований», «душевная чистота», «активность натуры». А. Пушкин видел у него «способности человека государственного».

5. Работа с учебником.  Составление таблицы:

 

Дата

Факты биографии

Произведения

Слайд 5 1795 Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 января 1795 года в Москве, в старинной дворянской семье. У Александра было прекрасное домашнее образование, постигнув свою роль в семье и обществе, осознал, какую цену пришлось заплатить матери за его появление на свет, и платил ей горячей любовью.  
Слайд 6 1803-1806 Московский университетский благородный пансион. Одинаково легко давались и языки. И математика, и изящная словесность. Оказывал изрядные успехи в фехтовании.  
Слайд 7

(Запись вальса)

1806-1808 Московский университет: словесное, этико-политическое и физико-математическое отделение. Был музыкально одарён, причём стремился на только играть, но писать музыку (сохранились 2 его вальса) Комедия «Дмитрий Дрянской»
Слайд 8 1812 Московский гусарский полк: поступил добровольцем в армию, но участия в боевых действиях принять ему не пришлось.  
Слайд 9 1816 Отставка с военной службы  
Слайд 10 1817 Коллегия иностранных дел, губернский секретарь
Дуэль Завадовского с Шереметевым, погиб Шереметев. Грибоедов – секундант. Затем дуэль секундантов – Грибоедова и Якубовича А. И.. Грибоедов ранен в руку.
«Студент», «Своя семья, или Замужняя невеста»
Слайд 11 1818 август Секретарь русской дипломатической миссии в Персии.
Замысел комедии «Горе от ума». Считал искать необходимый литературный  материал  в жизни современного русского общества, в истории, в народном быте. В противовес возвышенно-вычурному языку произведений сентименталистов и классицистов писатель обращается к городскому просторечию, к тому живому языку, на котором говорили люди его времени.
«Притворная неверность»
Слайд 12 1822 Перевод в Тифлис. Создание 2-х 1-х акта «Горе от ума»  
Слайд 13 1823 Долгосрочный отпуск в Москве Опера-водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»
Слайд 14 1824 Петербург
Постановка в Москве и Петербурге («Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом»)
Напечатать не удалось. Рукописные списки. Называют примерное количество рукописных копий около 40 тысяч. Одну из таких копий получает Пушкин от приехавшего к нему в Михайловское Пущина. Ознакомившись с комедией, А.С.Пушкин так отозвался о ней: "О стихах я не говорю: половина - должны войти в пословицу".
 

Развязка «Горе от ума». Закончил «Горе от ума» к осени.

  1825, лето Жизнь на  Кавказе  
  Январь 1826 Арест. Петербург. Предупреждение Ермолова. Уничтожение  ряда  рукописных  материалов.  
Слайд 15 2.06.1826 Освобождён, принят Николаем I, затем произведён в надворные советники. Негласный  надзор.  
Слайд 16 Осень 1826 Кавказ. Война с Персией.  
Слайд 17 1827 Участвует в военном походе на Эривань, проявляет храбрость и мужество в ряде сражений  
Слайд 18 1828 Формулирует ряд статей Туркманчайского мирного договора. Прибыл для его утверждения в Петербург.
Лето месяцы использует для творчества.
Женитьба на Нине Александровне Чавчавадзе.
Совершенствует наброски романтической трагедии «1812 год»
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21
Слайд 22
Январь 1829 Гибель. Погибла и рукопись трагедии «Грузинская ночь», над которой работал драматург.
По дороге в Тифлис траурную процессию Пушкин. «Что везёте?» - спросил он сопровождающих. «Грибоеда»,- отвечали ему.
Персидский шах прислал к русскому императору своих вельмож с извинениями и ценными подарками. Алмаз «Шах».  Извинения были приняты. Межгосударственный конфликт – исчерпан.
Н. А. Грибоедова распорядилась поставить на могиле мужа крест с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего же пережила тебя любовь моя?»
 

За  свою не слишком долгую жизнь Грибоедов сделал очень много. Его комедии «Горе от ума», как и самому автору,  суждено бессмертие.  (Слайд 23) На экране – жизнь комедии «Горе от ума» на сцене театров и телевидении.

6. Информация о творческой истории: (сообщение учащихся).

III. Домашнее задание: прочитать комедию «Горе от ума», выписать из комедии  крылатые фразы.

Используемая методическая литература: 

Золотарева И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс.- М.: ВАКО, 2003-с. 90-91.

Интернет-ресурсы:

http://www.fcior.edu.ru/card/15874/griboedovskaya-moskva-chast-1-uglublennoe-izuchenie.html
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6d1f6482-f399-4d88-84 59-9bebb7918eef/%5BLI9RK_10-01%5D_%5BTE_08%5D.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/46d047af-aa1f-8a9f-a546-34cc41dbaada/Griboedov_bio.htm
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/51ce51cb-6857-af7b-ee2a-e9517c67f47a/Griboedoff_Vals_As_dur.htm

16.06.2014