Итоговое логопедическое занятие с презентацией по теме "Безударные гласные в корне слова проверяемые ударением". 2-й класс

Разделы: Логопедия

Класс: 2


Цель занятия: совершенствовать умения выполнять последовательность всех операций алгоритма при написании безударных гласных в корне слова.

Задачи.

  • Образовательные:
    • закрепить знания обучающихся о правописани безударных гласных в корне слова, проверяемые ударением;
    • закрепить умения ребят, пользоваться алгоритмом при работе с безударными гласными в корне слова;
    • продолжать развивать работу с использованием технологии проблемного обучения;
  • Коррекционно-развивающие:
    • развитие артикуляционной моторики
    • закрепление навыков чтения и письма;
    • развитие слухоречевого восприятия, внимания и памяти.
  • Воспитательные:
    • формирование положительного мотива к логопедическим занятиям, навыков самоконтроля.

Оборудование: индивидуальные зеркала, алгоритм целеполагания, алгоритм правописания безударных гласных в корне слова (мультимедийная презентация), таблица слогов, слов, текст.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

1.Аутотренинг.

– Я пришел на логопедическое занятие.
– Я внимательно слушаю логопеда.
– Я четко и правильно произношу все звуки.
– Я пишу красиво и аккуратно.
– Я проверяю каждое слово, каждый слог, каждую букву;
– Я спокоен и уверен: y меня все получится хорошо.

Логопед: Но, чтобы правильно произносить все звуки, подготовим артикуляционный аппарат к работе. Поставьте зеркала в рабочее положение и вместе со мной выполняйте упражнения.

(Учитель-логопед следит за правильностью их выполнения).

2. Артикуляционная гимнастика.

1. Лопатка.
2. Чашечка.
3. Иголочка.
4. Горка.
5. Лошадка.
7. Грибок.

Логопед: Язычок мы подготовили к работе, подготовим наши пальчики к письму. Выполните задание по образцу.

3. Создание проблемной ситyации (формирование внутреннего мотива к дальнейшей pаботe)

Учитель-логопед: Возьмите карточки у вас на столах. На каждой карточке написаны слова, в которых пропущены буквы. Вставьте пропущенные буквы. Задание всем понятно? (Логопед проверяет понимание задания).
– Тяжёлый, свисток, колоть, пятёрка, ошибаться.
(Вывешиваются результаты работы учащихся).
– Ребята, вспомните, какое было задание?
– Сравните результаты.
– Почему они разные? Кто прав?
– Почему некоторые ребята допустили ошибки?
(Учащиеся определяют причины ошибочного написания слов).
Мы готовы к дальнейшей работе.

II. Работа по теме

1. Определение темы.

Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Если буква гласная вызвала сомнение,
Ты ее немедленно ставь под ударенье.

– Сформулируйте тему нашего занятия. (Дети самостоятельно формулируют тему логопедического занятия)
– Запишите дату и тему нашего занятия. (Безударные  гласные  в корне слова  проверяемые   ударением).

2. Целеполагание

Логопед: Ребята, вы правильно назвали причину ошибок. Некоторые из вас допустили ошибки, выполняя это задание. Давайте поможем ребятам преодолеть возникшие трудности. Определите цели нашего занятия: чему мы должны научиться?
(Предъявляется алгоритм целеполагания.)
Дети отвечают с опорой на алгоритм:
– Мы должны научиться правильно ставить ударение в словах.
– Мы должны научиться выделять корень в словах.
– Мы должны научиться слышать гласные в слабой позиции. 
– Отслеживать словарные слова.
– Уметь подбирать проверочные слова (однокоренные).
– Определять гласный в сильной позиции и правильно, без ошибки написать слова.
(Презентация, слайд 6 «Алгоритм»).

3. Работа над фонематическим слухом

– А сейчас ребята мы с вами, будем пошагово отрабатывать наш алгоритм.
– И так первый шаг алгоритма (послушай и произнеси)
Прослушайте стихотворение. Какова его основная мысль? (Презентация, слайд 7).

Ударный слог,
Ударный слог –
Он назван так недаром …
Эй, невидимка – молоток,
Отметь его ударом!
И молоток стучит, стучит,
И чётко
Речь
Моя
Звучит (А.Шибаев)

(Примерные ответы детей).

– Конечно же, в этом стихотворении говорится о важности ударения в словах.
– Молодцы!
– Поэтому следующий наш шаг алгоритма, умение ставить ударение.

Логопед: Ребята, ушки на макушке, слушайте внимательно! Я произнесу слова, а вы поднимите ту карточку с цифрой, которая соответствует ударному слогу в слове.

Обозначение места ударного слога в слове (на слух).

(У детей  карточки  с  цифрами (1, 2, 3), которыми  обозначается  место  ударного  слога  в  слове.) (Презентация, слайд 8).
– волосы, варежки, музыка, солнышко, мальчик, бабочка;
– галоши, корова, сорока, тарелка, собака, задача;
– борода, рукава, стрекоза, голоса, молоток, мандарин;
– Умнички!

Слого-ритмическая  структура  слова (двусложные   и трёхсложные  слова на слух).

– А сейчас я произнесу слова, а вы отхлопните слог: ударный  слог – громкий хлопок, безударный – негромкий хлопок. (Презентация, слайд 9).

– коса, липа, скала, сено, жаба, силач;
– бабушка, кормушка, комната, посуда, фонарик, ромашка;

– Хорошо, продолжим наше занятие.

Соотнесение  слов с  ритмической   схемой  слова.

– Ребята  у каждого из вас на столах лежат картинки. Сейчас необходимо подобрать к ним
ритмические   схемы  слов.

утка, улитка, петух, кубики, самолёт;
Х х     х Х х      х Х     Х х х     х х Х (Презентация, слайд 10).

(Дети выполняют задание, сравниваем).

– Хорошо, все справились с заданием, молодцы.

4. Работа со словами

 Выдели корень

Ребята, как вы думаете, как появляются слова? (Ответы детей)
– Хорошо вот послушайте стихотворение. (Презентация, слайд 11).

Логопед читает стихотворение Е.Измайлого «Как растут слова?»

– Расскажите мне, пожалуйста, что общего между этими словами?
– Общий корень – сад (появляется дерево). (Презентация, слайд 12).
– Обращаясь к алгоритму, что мы должны уметь?
– Правильно выделять корень слова.
– Молодцы!
– Запишите, пожалуйста, все эти слова и выделите корень. (Работа в тетради).
– Скажите ребята, а все ли слова можно проверить? (Ответы детей).
– Молодцы, конечно же, есть слова, которые необходимо запомнить – это словарные слова. (Презентация, слайд 13).
– Запишите эти слова себе в тетрадь и запомните их.

Физкуьтминутка

Игра с мячом «Назови один предмет».
Отработка способа проверки безударных гласных.
– Каким шагом алгоритма будет наша с вами игра?
– Правильно 5 шаг – проверь один – много.
Логопед называет слово, обозначающее много одинаковых предметов, а ученик называет один предмет и объясняет, какую гласную надо писать в корне слова.
– Ребята, когда мы объясняем какую гласную необходимо писать, на что опираемся?
– На алгоритм.
– Молодцы
За правильный ответ получают фишки. Победитель определяется по количеству фишек.

Примерные слова:

враги, глаза, грачи, сады, тазы, шаги, шары, шарфы, бока, дожди, дома, дворы, кроты, моря, мосты, ножи, плоды, поля, рога, слоны, столы, холмы, дела, леса, мечи, следы, снега, хлеба, винты, грибы, листы, мячи, ряды, ветра.

Работа над подбором формы одного и того же слова. (Презентация, слайды 14, 15).

Работа с карточками. У каждого ребёнка своё задание (у существительных  изменить число, у прилагательных заменить полную форму кратной, у глаголов изменить время, изменить число, изменить род.) (Подбор родственных слов).
– Ещё одной из форм 5 шага алгоритма может быть данное задание.
– У вас на столах приготовлены карточки с разными заданиями. Прочтите свои задания самостоятельно, кому не понятно я подойду к вам. Дети работают самостоятельно. Затем сравниваем с доской.

5. Работа над словосочетаниями.

Подбор проверочных слов

Опираясь на алгоритм следующее, что нам необходимо выполнит – это вставить пропущенные буквы и правильно выбрать и записать проверочные слова.
(Презентация, слайд 16).
– Проверяем. Молодцы.
– Посмотрите внимательно на доску. (Презентация, слайд 17).Необходимо изменить  словосочетания по  образцу. Вставь пропущенные  буквы, поставь  ударение, подчеркни  проверочные  слова. Сравниваем с доской, хорошо.

Тренировочные упражнения

Продолжаем работать  с помощью алгоритма.
А сейчас ребята мы немножко потренируемся в подборе проверочных слов, называя каждое слово ласково. (Презентация, слайд 18).
– Записываем в тетрадь.
– Следующее задание нашей тренировки такое, нам необходимо проверить безударную гласную в корне словами, отвечающими на вопрос, что? и  на вопрос, какой? Проверяем используя алгоритм.
(Презентация, слайды 19, 20).Записываем в тетрадь.
– Ребята, давайте все вместе, определим правильность написания следующих слов, которые появились у нас на доске, при этом мы  обращаемся за помощью к алгоритму.
(Презентация, слайд 21). Прошу одного ребёнка прочитать задание. Работаем в тетрадях, проговаривая вслух, каждое слово по цепочки.
– Хорошо.

6. Работа над текстом

– Вот ещё задание, с которым нам необходимо справиться. (Презентация, слайд 22).
– Но для начала, повторим алгоритм. (По цепочке дети называют каждую ступень алгоритма).
– Перед нами текст, в котором нужно вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова и отгадать, о каком цветке идёт речь? Дети выполняют работу у себя в тетрадях, затем проверяем по парам.
– Вы у нас просто молодцы!
– Сейчас ребята разделимся на две группы. Первая группа будет выполнять тест №1, вторая группа, тест под № 2. (Презентация, слайд 23).
– Хорошо, все справились с заданием.
– А что вам помогло при работе с тестами?
– Алгоритм, молодцы!
Заранее подготовленный ребёнок читает стихотворение (Презентация, слайд 24).

7. Итог

Ребята, напомните, чем мы сегодня занимались?
– Отрабатывали умение пользоваться алгоритмом при работе с безударными гласными.
– Хорошо, проговорите, а как же всё-таки необходимо работать с безударными гласными в корне слова. (Дети проговаривают все ступеньки алгоритма).
– Выполняли задания на обозначение места ударного слога в лове на слух, закрепляли умение выделять корень в словах, подберать проверочные,  родственные и однокоренные слова.
– Определяли правильность написания слов.
– Отслеживали словарные слова.
– Закрепляли знания с помощью тренировочных упражнений.
– Выполняли тест.

8. Оценка

Ребята, вы молодцы, работали все, справились со всеми заданиями.
– Все научились пользоваться алгоритмом при работе с безударными гласными в корне слова.
– На этом наше занятие закончено.