Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно-важных интересов личности, общества, организации, от потенциально и реально существующих угроз.

И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Обеспечение безопасности детей – проблема, в которой задействованы все стороны воспитательного процесса (педагоги, родители, дети, общество).

В нашем дошкольном учреждении основы безопасности жизнедеятельности реализуются через образовательную область “Безопасность”

Целью области “Безопасности” Основной общеобразовательной программы дошкольного образования является формирование знаний, умений и навыков, связанных с жизнью человека в обществе; выработки несколько моделей поведения в той или иной ситуации, формирование активной жизненной позиции, ориентирующей детей на самостоятельное принятие решений.

Данная цель решается в ходе интеграции образовательной области “Безопасность” в другие области общеобразовательной программы.

Принцип интеграции по содержанию области “Безопасность”, реализуется через образовательные области по задачам и содержанию психолого-педагогической работы:

  • “Здоровье” – формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека;
  • “Физическая культура” – формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья;
  • “Социализация” – формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье, социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и основ экологического сознания;
  • “Труд” – формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности;
  • “Коммуникация” – развитие свободного общения со взрослыми И детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др., в части формирования основ экологического сознания;
  • “Познание” – формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания.

По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

  • “Физическая культура” – использование игр, игровых упражнений, импровизация для формирования способности наиболее адекватно использовать имеющиеся двигательные возможности в условиях, моделирующих сложные и опасные ситуации;
  • “Чтение художественной литературы – использование художественных произведений для формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира.

Чтобы добиться решения поставленной цели с учетом принципа интеграции важно правильно выбрать эффективные формы и методы направленные на умение применять накопленный опыт ребенка в различных ситуациях: творческая игра, предметная деятельность, наблюдение, нод, метод сравнения, метод моделирования ситуаций. Игровые приемы: воображаемая ситуация, придумывание сказок на разные темы

Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех или иных ситуациях очень сложно. Однако необходимость соблюдения определенных правил поведения позволит избежать многих проблемных ситуаций. Существуют правила поведения, которые неукоснительно должны выполнять дети, от которых зависит их здоровье и безопасность. Правила – неотъемлемая часть любой игры, поэтому первым и самым действенным методом является игровая деятельность т.к. игра для ребенка – это мощная сфера так называемой “ самости” – самовыражения, самоопределения, самопроверки, самореализации.

В творческой игре это скрытые правила, заложенные в игровых условиях, когда дети принимают для себя важность соблюдения очередности выполнения ролей, правильного соответствия игровых действий выбранной роли. В играх с правилами, дидактических и подвижных, происходит развитие произвольного поведения детей. Ребенок учится подчинять свои действия образцу, в качестве которых может выступить поведение, мнение и оценка окружающих. К концу дошкольного периода у ребенка появляется способность управлять своим поведением, подчиняться правилам и требованиям – личностные качества, которые не маловажны при формировании навыков безопасного поведения. Используя метод игры в различных видах деятельности, педагог ведет ребенка постепенно к наблюдению за окружающим миром, деятельностью взрослого, эпизодическому участию в ней, а затем к партнерству и сотрудничеству.

Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. Предметная деятельность удовлетворяет в определенный период развития ребенка его познавательные интересы, помогает ориентироваться в окружающем мире, порождает чувство уверенности в том, что мир управляем и подвластен ему. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

Особое место занимает метод наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Что – бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно из него ребенок черпает “материал” для формирующего миропонимания, для своей “картины мира”. В эту картину мира может войти не только положительное, но и то, что малышу было бы видеть педагогически нецелесообразно. Роль наблюдения усиливается, если оно осуществляется, как бы изнутри, то есть ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи). При этом дети включаются и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Непосредственно-образовательная деятельность, как метод важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию.

Педагоги по данному направлению деятельности уделяют внимание работе с детьми начиная с 1 мл. группы, а для детей старшего возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. При использовании этого метода необходимо определить, с какого сравнения начинать – со сравнения по сходству или сравнения по контрасту. Сравнение по контрасту даётся детям легче, чем по подобию. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Для того чтобы группировать, классифицировать предметы, явления, требуются умения анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. Все это способствует осознанному усвоению материала и вызывает интерес к нему.

Например: детям предлагаются изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности

Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план – карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, “читать” карту. Задания типа “Составим план – карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками”. Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Для развития воображения и творческого начала важно ставить детей в ситуацию поиска решения логических и практических задач. Например: нужно забить гвоздь, а молотка нет. Какой вариант решения задачи предложат дети? Они могут сказать, что можно попросить молоток у плотника. А если сегодня плотника нет, а работу надо сделать обязательно? Педагог всякий раз усложняет для детей задачу. Дети предлагают забить гвоздь предметом, который не подходит по материалу, по форме и т.д. Не следует торопиться с подсказкой, очень полезно, чтобы дети проявили гибкость мышления и самостоятельно нашли правильный ответ. Таким образом, педагог постоянно обращает внимание детей на разные предметы, вызывая интерес к их строению, функции, назначению, и правила безопасного обращения с ними.

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п. Например: “Давайте мысленно представим, что мы с вами в далеком прошлом, спичек не было, как же добывали огонь древние люди (древние люди терли палочку о палочку, били одним камнем о другой, высекая искры). Там никто не знал, что есть другие способы добычи огня. Что мы расскажем им об этих способах?”.

“К нам в гости пришел Незнайка, давайте ему расскажем об опасных ситуациях на дороге, в группе и дома”. Игровое “как будто…” раскрепощает детей, снимает обязательность изучения и делает этот процесс естественным и интересным.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку “Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…”. Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в НОД (после прочтения художественного произведения “Кошкин дом”, при подготовке развлечения). Сильное воздействие на чувства оказывает сочетание разнообразных средств на одной непосредственно образовательной деятельности. Например: чтение художественного произведения с последующим рассматриванием иллюстраций или картин; чтение и последующая изобразительная деятельность. В зависимости от цели НОД, возрастных особенностей детей. Педагог отбирает художественные средства и продумывает приемы, усиливающие воздействие этих средств на эмоциональную сферу ребенка.

В формировании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) детей неоспорима роль семьи. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, чтобы дома было как можно меньше опасных ситуаций. Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Это осуществляется на родительском собрании с целью информирования о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней, в ходе бесед, консультаций, с помощью информации в “уголках родителей”, отражающих текущие события, несущие конкретные знания, рекомендации.

Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ необходимо использовать разнообразные формы работы, такие как:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр видеозаписи, организация встреч со специалистами ДОУ и социальных служб), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
  • Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ ЗОЖ И ОБЖ у дошкольников.
  • Опрос детей по теме безопасности для оформления газет и для индивидуальных бесед с родителями.
  • Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.
  • Использовали прием “домашнее задание”, для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме “Безопасное поведение дома”.
  • Сбор фотоматериалов по теме “Опасные места и предметы быта”.
  • Оформление рукописных книг.
  • Участие родителей воспитанников на НОД, развлечениях.

Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. И здесь важна роль педагога, который подбирая правильные методы и приемы, вводит ребенка в социальный мир.

Приложение. Презентация.

Используемая литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – С.П., 2002.
  2. Анастасова Л.П., Иванова И.В., Ижевский П.В. Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. – М.,1996.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  4. Белая Н.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников. – М.,2000.
  5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993.
  6. Денисенкова Н., Ваш ребёнок познаёт мир./Дошк. воспитание 2000 № 1.
  7. Дыбина О.В. Рукотворный мир. – М., 2000.
  8. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. – М.,1991.
  9. Овчаренко Л.Н. Предотвратить беду. – М., 1988.
  10. Ротенберг Р. Расти здоровым. Детская энциклопедия здоровья. – М., 1993.