Доклад к родительскому собранию "Леворукий ребенок"

Разделы: Работа с родителями


Где право,
Где лево.
Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право,
Где лево,
Узнать он не мог.
Но вдруг ученик
В голове почесал
Той самой рукой
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
“Победа!” – раздался
Ликующий крик:
Где право,
Где лево,
Узнал ученик.

Для 85 % населения земли правая рука является главной и издавна почиталась таковой в человеческой культуре. Вся наша цивилизация устроена согласно принципу “Удобно для праворуких”.

Обычно мы над этим не задумываемся. Но стоит представить себе такую картину: все двери и все ручки на дверях приспособлены для того, чтобы их удобно брать левой рукой, – чтобы понять, как встречает мир леворуких людей.

Педагоги старого поколения и родители, приучая всех детей без разбора пользоваться правой рукой, руководствовались вполне понятными практическими соображениями: быть леворуким неудобно.

Но оказалась проблему леворуких нельзя решить механическим способом. Приучить левшу пользоваться правой рукой можно: это доказано на практике. Так и медведя можно заставить кататься на велосипеде. Только это ему, медведю, с точки зрения его биологических функций и природного назначения ничего не прибавляет. А ребёнку может сильно навредить. По мнению учёных переучивание леворукого ребёнка “на правую руку” может затормозить его развитие и привезти к неврозу.

Объясняется это тем, что рука и её развитие связаны с одним из больших полушарий мозга. Одно полушарие отвечает за работу правой руки, другое полушарие – за работу левой руки. Правое отвечает за левую руку, и наоборот. У подавляющеюго числа людей левое полушарие является доминирующим. Именно в нём находятся главные центры речи. Развитие правой руки взаимосвязано с развитием речевых центров. Особенно чувствительна эта связь в раннем возрасте, в период становления речи.

У части леворуких детей картина оказывается перевёрнутой :речевое центры у них перенесены в правое полушарие (и оно, соответственно, будет доминирующим). Согласно зеркальному принципу, доминантное правовое полушарие будет стимулировать доминантное развитие левой руки. В результате левая рука оказывается ведущей. Если препятствовать её использованию в этом качестве, это может самым неблагоприятным образом отразиться на развитие речи и на общем развитии ребёнка.

Знаменитые левши:

Александр Македонский,

Гай Юлий Цезарь,

Микеланджело Буаноротти,

Леонардо да Винчи,

Жанна д Арк,

Наполеон,

Владимир Даль,

Иван Павлов,

Чарлз Спенсер Чаплин,

Брюс Уиллис,

Пол Макартни,

Джорж Буш,

Билл Клинтон.