Зимние праздники от Рождества до Крещения

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (66 МБ)


Цель: познакомить учащихся с зимними православными праздниками.

Задачи:

  • дать детям представление о православных праздниках, святочных обрядах: колядовании, гадании;
  • развивать у подростков навыки критического мышления и навыки работы в группе;
  • расширить представления школьников о культурном наследии;
  • формировать у учащихся русский национальный духовный характер и уважение к национальным традициям.

Подготовительная работа:

  • Назначить учеников, которые будут готовить информационный блок внеклассного мероприятия (2 учёных-этимолога, учёных-историка);
  • Выбрать и подготовить исполнителей сценок.

Оборудование: компьютер, проектор, реквизит для сценок, раздаточный материал.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

До начала мероприятия звучит музыка, создающая позитивный настрой учащихся. Приложение 1

I часть ВСЕ ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ

(Слайд 1)

Учитель: Вот и подошла середина того зимнего месяца, который зиму пополам делит и начинает новый календарный год. Что же это за месяц такой?

Дети: Январь.

Учитель: А много ли в январе праздников? Какие из них вы знаете?

Дети: отвечают.

Учитель: В январе много праздников. Вы правильно назвали главные праздники начала месяца: и Рождество, и Новый год вспомнили. Напишите, что вы знаете о зимних праздниках на бланках, которые мы вам сейчас раздадим.

ЗНАЮ УЗНАЛ ХОЧУ УЗНАТЬ
     

(Ответы учащихся фиксируются учителем на доске.)

Учитель: А в нынешние дни пришло время ещё одного январского праздника, издавна празднуемого в России. Вот посмотрите, перед вами изображение этого праздника. (Слайд 2)

Учитель: Может быть, кто-то знает, как называется праздник, который здесь изображен?

Дети: отвечают.

Учитель: Называется этот праздник Крещением Господним. И отмечается он 19 января. Или точнее в ночь с 18 на 19 января. А как называется канун этого праздника? (Слайд 3)

Дети: (если дети не ответили, то ответ даёт учитель) Канун праздника Крещения называется СОЧЕЛЬНИК. Кстати, день накануне Рождества тоже называется СОЧЕЛЬНИКОМ. Учитель: Что объединяет два этих праздника?

Дети: Главной фигурой этих праздников является Иисус Христос.

II часть СОЧЕЛЬНИК

Учитель: А что обозначает слово СОЧЕЛЬНИК? Дадим слово нашим учёным-этимологам.

Этимолог: Сочельник – это день накануне Рождества или Крещения. Слово Сочельник происходит от слова "сочиво". Это обрядовое, ритуальное постное блюдо, обязательное для этого вечера. Готовилось оно из миндального или макового “молока” смешанного с медом и крупяной каши (пшеничной, ржаной, ячменной, гречневой, гороховой, позже даже рисовой). В эту кашу добавлялись орехи или мак. Таким блюдом начиналась трапеза как в Рождественский, так и в Крещенский сочельник. (Слайд 4)

Учитель: В этот день наряжали елку, готовили праздничный стол. (Слайд 5)

Чтобы младенец-Христос заглянул в дом, на окошко ставили различные игрушки и зажигали свечи. (Слайд 6) Накануне Рождества полагалось только сочевничать и никакой пищи не есть весь день до сумерек, то есть до появления Вифлеемской звезды. Ведь именно под этой звездой родился Иисус Христос. (Слайд 7)

Раздаём народный календарь.

Приложение 2

III часть СВЯТКИ

(Слайд 8)

Учитель: А вот две недели зимних праздников с Рождественского сочельника и до Крещения русский народ широко гуляет СВЯТКИ (“святые вечера”). Отличительной особенностью СВЯТОК является повсеместно соблюдаемый запрет работать (особенно с наступлением темноты), что и определило народное толкование названия всего праздничного цикла — “святые вечера”. 

Учёный-историк: Зимние святки - русский обрядовый праздник, представляющий собой соединение двух культурных начал языческого и христианского. Праздник уходит корнями в глубокое прошлое, когда наши предки одушевляли стихийные начала  жизни и пытались повлиять на них, то есть совершали некие обряды магического свойства с целью добиться благоденствия, достатка.

Христианство наложило свой отпечаток на эти обряды. Святки представляют собой праздник, в ходе которого совершаются и религиозные обряды, прославляющие Бога Живого, призывающие его к милости, заступничеству, и языческие обряды, имеющие целью повлиять на урожай и плодородие. Последнее связано с созданием семьи, обилием детей. Как правило, именно на Святках молодые люди приглядывались друг к другу. (Слайд 9)

Святки состоят из "святых вечеров" с 26 декабря по 6 января по старому стилю и "страшных" с 6 января по 14 января. И существует этот праздник как бы в двух ипостасях: бытийной и религиозной, хотя порой эти традиции тесно переплетаются.

Учитель: Первый день Рождества - день, когда богатые одаривали нищих и убогих, все прислушивались особо к словам блаженных и провидцев. (Слайд 10) Во второй день часто давали обеды для нищих, угощали всех, кто приходил в гости.

IV часть КОЛЯДОВАНИЕ и РЯЖЕНЫЕ

Учитель: С утра, в Сочельник, в избах тщательно убирали, затем парились в бане. А с вечера начинали петь коляду. Тогда же по домам ходили группы ряженых, строились ледяные и снежные "города". В деревнях собирались большими компаниями, разукрашивали лицо, выворачивали одежду, на сани сажали Коляду - куклу или девушку, одетую сверх шубы в белую рубашку, и пели обрядовые песни. Дети ходили по селу со звездой, изготовленной из лучины и бумаги, и пели под окнами (или заходя в дом) колядки. (Слайд 11)

Учёный-этимолог: Колядка (от латинского “календы” — название первого дня месяца у древних римлян) — это обрядовая песня с пожеланиями богатства, доброго здоровья, хорошего урожая. Исполнялись колядки на святках, преимущественно в ночь под Рождество. Хозяева выносили колядовщикам угощения, а те им желали всяческого благополучия. (Слайд 12)

Учитель: Обычай колядования имеет свою давнюю историю, корни которой достигают еще арийских времен. Колядки связаны с днем зимнего солнцестояния, которое наши предки называли праздником Коляды.

V часть БОГ КОЛЯДА

Учёный-историк: Бог Коляда - Вышний Бог, управляющий Великими Переменами. Коляда является Богом-Покровителем ратных людей и Жрецов. Коляду часто изображали с мечом в руке, причем клинок меча был обращен острием вниз. Меч, обращенный острием вниз, в древние времена означал сохранение Мудрости Богов и Предков, а также незыблемое следование Небесным Законам. (Слайд 13)

В древние времена Вышний Бог Коляда даровал многим Родам, переселившимся в западные земли, систему исчисления сезонного времени для ведения полевых работ - Календарь (Коляды дар), а также свои Мудрые Веды, заповеди и наставления. (Слайд 14)

Учёный-историк: Ряженые – тоже отзвук языческого прошлого Руси. Обряд этот пришел в славянское язычество от древних египтян, которые праздновали возрождение бога Осириса и приход Нового года, надевали личины божеств и ходили по улицам. Кстати, отсюда пошел обычай на маскарады, которые не гнушались устраивать даже цари.

Учитель: Кроме того, существует поверье, что в первые дни после Рождества активизируются сатанинские силы и бесы рыскают по земле, мучая людей.  Ряженые олицетворяли собой тех демонов с целью отвадить настоящих. Скверну перенаряжения смывали потом в Крещенье святой водой. (Слайд 15)

VI часть ГАДАНИЯ

Учитель: И, как правило, важной частью святочных обрядов были гадания. При этом ворожили обычно девушки, а юноши исполняли ритуальную роль насмешников, вносящих в гадание элемент игры. (Слайд 16)

– Кто из Вас когда-нибудь гадал на Святки? (Ответы детей.)

Особую роль в гаданиях выполняли различные предметы: юбка, башмак, пояс, игла, гребень, зеркало, кольцо, свеча, серьги, платок, блюдо, зерно.

– Как вы думаете, почему именно эти предметы, для чего они нужны?

Про такие гадания подробно описано в поэме В.А.Жуковского “Светлана”.

Фрагмент "Светланы" В.Жуковского.

Приложение 3

Учитель: В каждом стихе Жуковского передаются разные гадания.

“За ворота башмачок, Сняв с ноги бросали”.

Девушка снимали его с ноги, и бросала через ворота на улицу, потом выходила глядеть, в какую сторону лёг носком, в ту сторону и замуж идти. Если валенок лежал обращённым к домашним воротам, девушке ещё быть дома.

“Снег пололи”

Девушки выходили из дома, со скатертью. Брали её за края, всыпали в неё снег. Скатерть раскачивали из стороны в сторону с приговоркой:

Полю, бел снег среди поля, 
Залай, залай собаченька, 
Дознай, дознай суженый.

По услышанному лаю гадали о будущем. Хриплый лай означал суженого старика, толстый – вдовца, звонкий, приятный-молодого жениха.

“Кормили счётным курицу зерном”. Кучу зерен пересчитывали. Давали курице немного поклевать, после этого зёрна пересчитывали. Если их остаток оказывался парным, то есть делился на 2, девушка считала, что в грядущем году выйдет замуж.

“Ярый воск топили”. (Слайд 17)

Растопленный воск капали в блюдо с водой и по застывшим фигурам судили о будущем. Если выльется фигура, похожая на венец – идти замуж. В стихах сказано, что для гадания годился только воск белый, полученный от пчёл нового роя.

VII часть НОВЫЙ ГОД

Учитель: В середине святок празднуется еще один праздник, ставший, пожалуй, самым любимым в нашей стране,- Новый год.   Только в России принято отмечать Старый Новый Год. (Слайд 18) Это связано с изменением календарных дней. По старому стилю – Новый Год наступает именно 14 января. Вновь установленный праздник приходился на день памяти святого Василия Великого (Кесарийского). Но еще задолго до этого на Васильев день крестьяне всей деревней шли в лес и украшали лучшую ель блестками, побрякушками, лоскутками, обрядовыми хлебцами. Вокруг елки водили хоровод (знак круга – оберег) и загадывали желания. (Слайд 19)

Учёный-историк: Елка - символ Нового года - знак удачи, благополучия, достатка в семье. Это дерево вечнозеленое, а значит, процветание и успех не оставят дом круглый год. Еще язычники развешивали дары духам на ветках ее. Сначала елки наряжали скромно, но со временем в числе украшений появились лакомства и игрушки. (Слайд 20)

Учитель: Христианство восприняло это традицию, внеся определенные дополнения. Елка стала символом Рождества, символом вечной жизни, верхушку ее венчала звезда - подобие Вифлеемской. В дома елка пришла в к. ХVIII- н. ХIХ вв.  и была поначалу принадлежностью богатых домов.

VIII часть КРЕЩЕНИЕ

Учитель: Вот так в угощениях, христославлениях и гаданиях проходили святки. В святочные ночи не спали, ходили из дома  в дом с поздравлениями, веселились. Последним днем святок было Крещение-Богоявление. (Фоном к словам звучит музыка из Приложения 4) В канун Крещения тоже отмечали сочельник, проводились службы в церкви. (Слайд 21) Ставили у образов свечи, причем они должны были быть толстыми, чтобы горели сутки с половиной. В самый же праздник собирался Крестный ход. (Слайд 22) После торжественного молебна батюшка трижды опускает крест в водоём, который называют ИОРДАНЬ. (Слайд 23) И затем верующие окунаются в воду для очищения от грехов, избавления от болезней. Те, кто гадал и рядился на святках, должны это сделать обязательно! Говорят, что еще никто ни разу не заболел после этого купания в ледяной воде, при морозной погоде...

Учёный-этимолог: Иордань - прорубь, символизирующую реку Йордан в Иудее, в которой Иоанном Крестителем был окрещен Иисус Христос. Иорданью порой называли   деревянный крест, который устанавливался над прорубью. (Слайд 24)

IX часть КРЕЩЕНСКИЕ ОБРЯДЫ (групповая работа)

Учитель раздаёт карточки с отрывком-описанием Крещенских обычаев из произведения И.С.Шмелёва “Лето господне”.

Приложение 5.

Учитель: Какие обряды описывает И.С.Шмелёв. С чем они связаны?

X часть ИСТОРИЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ

Учитель: А теперь послушайте рассказ о событиях, изображённых здесь. (Фоном к словам звучит музыка из Приложения 6) Эти события излагаются в Евангелии – книге, которая для христиан всего мира является священной. Крещение Господне произошло через тридцать лет после Рождества Христова. В те времена среди народа Палестины появился праведный пророк Иоанн, называемый Крестителем. Пророками называют людей, которые могут предсказывать будущее. Иоанн Креститель поселился в долине реки Иордан.

Много лет провёл Иоанн Креститель в пустыне за рекой Иордан, жил он суровой нелёгкой жизнью: носил одежду из жёсткой шерсти и ел очень скромную пищу. Целью его было подготовить народ Палестины к пришествию Спасителя – Иисуса Христа, поэтому Иоанна Крестителя называли также Предтечей – тем, кто пришёл перед Спасителем, готовя Ему путь. (Слайд 25)

СЦЕНКА. Подготовленный ученик изображает Иоанна Предтечу (необходимо подобрать ему одежду и реквизит). За автора читает учитель.

“Покайтесь в своих грехах, отвернитесь от зла, потому что приблизилось Царство Небесное!” - говорил Иоанн Креститель людям. И жители всех окрестностей Иорданских выходили к Иоанну, крестились от него в реке, исповедуя свои грехи. Народ спрашивал Иоанна Крестителя: “Что нам теперь делать?” Иоанн отвечал им: “У кого две одежды, тот пускай отдаст одну неимущему, и у кого есть пища, пускай делится с тем, у кого её нет – живите праведно, соблюдайте заповеди, которые дал вам Господь Бог”. Люди спрашивали Иоанна Крестителя, не он ли Спаситель, обещанный народу Израиля Богом. Иоанн Креститель отвечал: “Я крещу вас в воде, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; он будет крестить вас Духом Святым...” Иоанн Креститель говорил так об Иисусе Христе, Спасителе, ожидаемом всем народом Израильским. И настал день, когда пришёл к Иоанну Предтече Иисус Христос, чтобы принять от него Крещение. “Мне надо креститься от Тебя, а ты приходишь ко мне?” - сказал Христу Иоанн. (Слайд 26) А Спаситель уже вошёл в воды Иордана, и тогда совершилось чудо: Иоанн увидел спускающегося с небес Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа. И раздался с небес голос Бога Отца, говорящий: “Это сын мой возлюбленный, в котором моё благоволение”. Как раз этот момент и изображён здесь.

Ученица: (Слайд 27)

На Иордане

Под небом знойным Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную, нежна,
Посмотрит южная луна,
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой,
Крещенье принял над собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо свой чертог
И явлен Триединый Бог. (Слайд 28)
И. Лебединский

Учитель: А теперь давайте с вами вернёмся к той таблице, которую мы начали заполнять в начале урока. И сейчас я предлагаю вам заполнить колонку, которая называется “Узнал” (прослушать несколько ответов). Сейчас, когда вы уже достаточно много узнали о зимних Христианских праздниках, я думаю, что вы без труда сможете, дома заполнить последнюю колонку “Хочу узнать”. Напишите, что бы еще по этой теме вы хотели бы узнать. (Слайд 29)

XI часть ВИКТОРИНА

Вопросы:

  1. Как называется вечер накануне Рождества или Крещения?
  2. Почему этот вечер называется Сочельник?
  3. Какой Бог древних славян управлял Великими Переменами?
  4. Как называется река, в которой принял крещение Спаситель?
  5. Как звали пророка, крестившего Христа?
  6. Назовите главный обычай Крещения
  7. Какие гадания вы запомнили?
  8. О чём говорил Иоанн Креститель людям, к чему призывал?
  9. Что произошло в момент Крещения Господня?

XII часть КУЛИНАРНАЯ СТРАНИЧКА

(Слайд 30)

Учитель: Сегодня мы предлагаем вам как следует подготовиться к христианским праздникам, а именно: воспользоваться теми рецептами, которые мы подготовили для вас.

Приложение 7.

Итог урока Сегодня на уроке мы с вами познакомились с тем, как проходили зимние Христианские праздники Руси. Какие чувства вы испытали, прикоснувшись к древним традициям нашего народа?

Рефлексия Предлагаю завершить наше занятие синквейном, посвятив его замечательному зимнему праздничному месяцу ЯНВАРЮ. (Слайд 31)

Учитель: Спасибо за работу. (Слайд 32)