Ударная сила печатного слова

Разделы: Физика, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (13,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Наглядно-оформительская деятельность развивает у учащихся кадетских классов интерес к физике, способствует выработке навыков работы с различными источниками информации, в том числе научной, учебной, хрестоматийной, справочной, научно-популярной литературой, умению в сжатой форме изложить содержание прочитанного, увиденного в школьной жизни и на экскурсиях, а также формированию “графической грамотности” и умений работать с компьютерными программными средствами и ресурсами дистанционного образования. Процесс внеурочной работы школьников, их физического творчества (технического и компьютерного), как показано в исследовании А.Ф. Оганджанян, связан с развитием у детей художественных способностей. То есть оформительская деятельность решает задачи эстетического воспитания учащихся средствами предмета физики. Происходит “...процесс восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства” [6, с.11].Анализ методической литературы [8, с.190;2, с.89;9, с. 125] показал, что началом любой оформительской деятельности в школьном коллективе является выпуск стенгазеты, которая со временем в Нижегородской кадетской школе №4 имени И.В. Гурова перешла в выпуск общешкольной газеты. Мы разработали следующую последовательность действий по формированию оформительского коллектива. На уроках физики в каждом классе дается творческое задание (например, в 7 классе решить и оформить задачу о движении парашюта; в 9 классе – изобразить модель будущего парашюта). Учитель, просматривая эти работы, выделяет инициативную группу кадет, имеющих задатки оформительского характера. Творческая группа обрабатывает материалы и выпускает специальные “Боевые листки”, которые затем служат выпуском первой школьной газеты на материале физики. Наиболее активные участники инициативной группы составляют редакционный актив, в дальнейшем отвечающий за всю научно-оформительскую деятельность школы.

Как показал опыт, оформительская деятельность носит коллективный характер, так как к ней стремятся многие кадеты. Такая работа по выпуску “Боевого листка”, праздничных газет включала в себя множество различных видов, выполняя которые можно было раскрыть свои интересы и возможности перед другими (перед собой – “на что я способен в общем деле”) и обогатиться за счет деятельности другого, принимая участие в общем, общественно ценном деле.Поисково-творческий характер деятельности поддерживали активность, интерес подростков, стремление к самостоятельности и преодолению трудностей. Поиск новых фактов, использование периодики, журналов, необходимость дополнительного чтения литературы, работа с другими источниками информации – всё это требовало дополнительных усилий, что поддерживает стремление ребят в их самоорганизации и самоутверждении. Развиваются и речевые умения (грамотно писать, ясно выражать свои мысли, передавать образно и ярко наблюдения, описание событий, комментарий фактов). Мальчишки сталкиваются с тем фактом, что написать школьное сочинение и представить информацию об увиденном в жизни для газеты, не одно и то же. Информация требовала умения придать остроту сообщению, даже заголовок выразить особо, не говоря уже о том, что следовало найти нужную форму выражения задуманного на русском языке, уметь развить сюжет, привести доказательства, когда нужно – применить острое слово. Во всей работе редакционной коллегии требовалось и корректное педагогическое руководство, направленное на поддержку самостоятельных суждений, на формирование у участников деятельности чувства собственного достоинства, активной деятельной позиции во всей работе коллектива. Также нужен и педагогический такт руководителя, его умение нейтрализовать возможность возникновения конфликтов и вместе с тем, объективно оценивая деятельность участников, находить нужный выход для последующей деятельности каждого. В ситуации “накала страстей” необходим положительный эмоциональный тонус, чтобы обеспечить успех и тем, кто потерпел временную неудачу. Результаты своей деятельности, её общественный резонанс кадеты реально видели. Все они вначале испытывали тревогу за своё детище. Но потом становились свидетелями того “ажиотажного” интереса, какой вызывали в школе их “Боевые листки”, слышали реплики о своем творении, по которым можно было судить о том, что поставленные цели были достигнуты. Приведенные факты, иронические замечания, острая критика недостатков точно попадали в цель. Уголок карикатур и дружеских шаржев вызывал дружные положительные возгласы. Весь их труд окупался вниманием и интересом читателей, побуждал к последующей деятельности в области, где они уже накопили и опыт коммуникаций, и знания, и умения” [13].

НКШ живёт яркой и насыщенной жизнью. Большое разнообразие занятий в рамках кадетского образования – граждановедение, краеведение, основы православной культуры, история Нижегородского края, приёмы рукопашного боя ВДВ, спортивные игры (футбол, баскетбол и регби), ОФП, лыжная, огневая и строевая подготовка, хореография, английский, французский и немецкий языки, шахматы, автодело, плавание (различные способы и погружение на глубину при посещении бассейна при ДДТ имени В.П. Чкалова), информатика и др.; масса общешкольных и взводных мероприятий, а также специализация кадетских классов (парашютно-десантная, акробатическая и высотная подготовка, основы подготовки к военной службе и основы оказания первой медицинской помощи, “Зарница. Школа безопасности”, смотры строя и песни, поисковая группа при клубе “Десантник”) – делает необходимым обмен информацией для получения целостной картины жизни кадетской школы.

В ходе преподавательской деятельности применялись различные способы оформительской работы. Начинали с выпуска классных “Боевых листков” и школьных “Молний”, а сегодня существует в кадетском корпусе школьная газета “КАдетство” и “Кадетская правда”. За восемнадцать лет работы с кадетами руководителями пресс-центров были: Н.И. Молчанова (член союза журналистов СССР, учитель русского языка и литературы, первый редактор газеты “КАдетство”), Н.В. Данильцева (учитель физики и информатики), Е.А. Саликов (учитель истории, соавтор первого сайта о школе), Т.Ю. Опарина (заместитель директора по УВР, учитель математики, главный редактор газеты “Кадетская правда” и первых сайтов о школе), Н. Касаткина (руководитель кружка “Юный журналист”), А.А. Шалаев (воспитатель), Е.М. Кисина (заместитель директора по УВР, учитель биологии и автор официального действующего сайта о школе).Учитель физики (автор статьи) Л.А. Прозаровская является инициатором многих школьных конкурсов и в 2013-14 возглавляет редакционный совет общешкольной газеты “КАдетство”. Разработана программа и воплощается в жизнь работа кружка “Юный журналист”.

<Приложение 1. Программа работы кружка “Юный журналист”>.

Главной задачей работы Прозаровской Л.А. как педагога дополнительного образования является ежемесячный выпуск газеты “КАдетство” сначала как творческий продукт на выходе -общеклассного, а в этом учебном году и общешкольного пресс-центра.

<Приложение 2. Выпуск газеты “КАдетство” №12 декабрь 2013 года.

<Приложение 2.1. Выпуск газеты “КАдетство” №13 спецвыпуск 2013 года>.

<Приложение 3. Презентация пресс-центра газеты “КАдетство”>.

Педагогический эксперимент по организации оформительской деятельности с помощью выпуска “Боевого листка” объединил подростков трех 10-х классов кадетской школы (исследование автора в 1999-2000 учебном году). Опыт в оформительской деятельности у кадетов был незначительный, поскольку в учебных заведениях, где ребята учились до поступления в кадетскую школу, выпуск газет поручался более кропотливым и аккуратным девочкам. И тем не менее целенаправленность этой деятельности, как и её общественная сущность, позволила выявить возможности школьников и обнаружить её влияние на становление активной позиции подростков. Как и в любой деятельности, к какой приступают школьники, специально создавались ситуации: раскрывающие значимость и ценность деятельности для каждого из них и для кадетской школы; содействующие расширению общего кругозора подростков в области выпуска газет (её характера, разделов, верстки, разнообразия форм и литературных жанров: деловая информация, художественная проза, поэзия, зарисовки, сатира, юмор), поясняющие её многоаспектность (необходимость подбора нужных, важных для кадетской школы, интересных для читателей материалов, фактов, их литературной обработки, умения подать в острой публицистической форме, ярком, эстетически приятном оформлении, требующем умения чертить, рисовать, важность корректорской правки, чтобы не просочились неграмотные, неточные выражения, грубая форма, оскорбительная для читателя); выявляющие опыт и возможности каждого для участия в общей деятельности; ситуации по распределению ролей в общей деятельности (корреспондентов, корректоров, поэтов, журналистов, художников и т.д.).

Таким образом, первый этап развития наглядно-оформительской деятельности следует считать школьную газету. В своей практике по развитию ПИ учащихся в области применения физических законов организуем выпуск физических газет, которые используем при подготовке вечеров, научных конференций, смотров знаний, декады естественно-научных дисциплин и других школьных праздников, так как это является “...одним из наиболее эффективным средством развития у учащихся интереса к физике” [3, с.74]. Привлекаем ребят к выпуску газет, боевых листков, к подготовке стендов к юбилейным памятным датам истории России, истории науки и техники, изготовлению альбомов ко Дню Победы, оформлению кабинета, изготовлению наглядных пособий. Собираем материалы к юбилейным событиям и выпускаем стенды, газеты с общим названием: “Говорят и пишут наши близкие о людях, о науке и о технике Великой Отечественной войны”, “Спасибо деду за Победу!”. При выпуске необходимо помнить следующее: заголовок должен быть ярким и интересным; обязательна информация о дате выпуска, кто был авторами (члены редакционной коллегии, даже если помогали родители, братья или сестры); желательно указать источники информации; заранее предлагается формат газеты (зависит от того, где будет располагаться газета); выпуск газет должен быть регулярным.

В методической литературе по физике довольно широко представлены приемы и способы оформительской деятельности. Афиша (реклама), газета как часть организации вечера по физике, конкурсы проектов оформления вечера, плакаты с высказываниями ученых, стенды, выставки, красочно оформленная сцена описаны Э.М. Браверман [2, с.8-9]. Физические газеты, выступают как орган НОУ. Различные виды творческих работ, их оформление рассмотрены И.Я. Ланиной: сочинение, изобретение, творческий отчет в виде дидактической игры, создание самодельной выставки (физика в твоей будущей профессии, физика и искусство, физика и спорт), её осмотр [7,8]. Выпуск фотогазет, фотолетопись школы и класса, что сейчас делается на компьютере самими детьми в интернете – идеи Иркутских педагогов (1965г.) [4].

Мы предлагаем следующие способы организации оформительской деятельности по физике:Дается учителем творческая работа на учебных занятиях. Оценивается вклад каждого учащегося. Затем обрабатываются материалы инициативной группой и представляются в виде газеты.При подготовке к семинару или конференции учащимися готовятся тематические газеты. Материалы согласовываются иногда с учителем. Лучшие варианты затем вывешиваются в кабинете физики на сменном стенде или стенах школы.Выпуск газеты секции НОУ по физике и астрономии по результатам научно-теоретической конференции.Учащиеся старших классов выпускают по очереди газеты, содержание которых связано с темами, изучаемыми в 7-9 классах.Периодический выпуск газеты “думают физики” или подготовка части материалов аналогичного названия в школьную газету “КАдетство”. Здесь публикуются материалы о событиях сегодняшнего дня, новейших достижениях и открытиях в области физики и техники. Например, “Нижегородские физики – лауреаты Нобелевской премии”.Юбилейные события находят свое отражение в специальных выпусках газет и бюллетеней “К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне”, “К 100-летию Нобелевской премии”, “Радио вчера, сегодня и завтра”, “Мир фотографии”.

Выпуски профессиональной направленности: “Физика в профессии военного инженера”, “Физика в профессии врача пограничной службы”.

Газеты - объявления о предстоящих событиях по физике и стендовая работа. В нашем школьном кабинете физики существуют стенды “Колумбы физики”, “Охота за пятерками”, “Время думать и решать”, “Спешите знать и уметь”, “Женщины в космосе”. Информация к ним подбирается учащимися и учителем. Нами изготовлены портреты ученых-физиков, шкала электромагнитных волн, карта звездного неба, таблица Менделеева, планшет-раскладушка “Космическая симфония, или Симфония космоса” и стенд для сменной информации (газет, бюллетеней, объявлений, поздравлений и т.д.).

Бюллетени и плакаты, отражающие “...откровения известных ученых” о красоте науки физики [5, с. 106]. Чаще всего оформляются цитаты великих людей в рамках предстоящих декад естественно-научных дисциплин или недели наук.

Потребителями актуальной печатной информации являются все субъекты образовательного процесса: педагоги, учащиеся и их родители. Как раз газета, отражая школьную жизнь, дает возможность родителям увидеть целостную образовательную и воспитательную систему. На сегодняшний день “КАдетство” (“Кадетская правда”) предоставляет право ученикам, родителям и учителям высказать своё мнение, привлечь школьную общественность и даже общественность города ко многим важным вопросам образования и воспитания.

Все формы внеурочных занятий с детьми в школе организуются руководствуясь общепедагогическими принципами. Так делают предметные и школьную газету в Нижегородской кадетской школе №4 имени Героя России старшего лейтенанта И.В. Гурова, и научно-исследовательскую работу, и многое другое, например выставку технического творчества или любую другую выставку, конкурс работ: создается оргкомитет, разрабатываются критерии оценки работ и другие условия конкурса, предусматриваются заявки, реклама, приглашения, книга отзывов, премиальный фонд, количество премий, состав жюри, сроки работы, церемонию открытия и закрытия, какие-то другие акции во время работы выставки. Обучение оформительскому делу, передача журналистского мастерства, трепетного отношения к исполняемому заданию, все это важные составляющие взаимного сотрудничества педагогов и воспитанников кадетской школы.

Следующим этапом развития оформительских навыков кадет мы выбрали выставку творческих работ учащихся. Стало школьной традицией в конце учебного года проведение выставки творческих работ учащихся по всем предметам, как отчет внеурочной деятельности, в том числе и по физике. Это рефераты по физике и астрономии, доклады и рефераты обучающихся, стенды, изготовленные ребятами; самодельные приборы, лабораторное оборудование, физические игрушки, макеты военной техники и т.д. Особое место отводится наглядным пособиям: коллекциям, физическим кроссвордам, различным моделям по физике. Многие из творческих работ легли в основу оформления физического кабинета. Изготовлены портреты ученых-физиков, шкала электромагнитных волн, карта звездного неба, таблица Менделеева, стенды “Колумбы физики”, “охота за пятерками”, “время думать”, “спешите знать и уметь”, “женщины в космосе”, планшет-раскладушка “Космическая симфония, или Симфония космоса”, стенд для сменной информации (газет, бюллетеней, объявлений, поздравлений и т.д.).В нашей кадетской школе были организованы технические выставки следующей тематики: “Технический салон” с моделями и макетами военной техники, “Механические и электрические игрушки”, “Технический прогресс быта” с подбором бытовых приборов разных лет (утюги, фотоаппараты, электрические лампы, часы, телефоны, механические инструменты, ножи, замки). Экспонаты выставки “Оборудование кабинета физики прошлого века” позволили осуществить идею проведения “Дня открытых дверей физического кабинета”, по аналогии с идеями П.Н. Курицына [6]. Тематика общешкольных исторических выставок: “Ткацкий станок”, “Комсомол”, “Глиняная игрушка”, “Грамота на все времена” (Руководители Аникина Е.Б., Тропина О.В., Саликов Е.А.)

Завершением работы по наглядно-оформительской деятельности стало изучение выдающихся открытий и имен лидеров науки Нижегородского края. На основе работ поисковых групп в НКШ проведен конкурс “Выдающиеся нижегородцы - истории их открытий, изобретений и инноваций” в рамках военно-патриотического воспитания учащихся.Основные задачи конкурса: возрождение поискового движения как основы научно-исследовательской, творческой деятельности, внедрение инновационных методик в преподавание; создание условий для формирования у учащихся мотивации к творческой самореализации, поощрение самостоятельности, гражданской инициативы детей в процессе поисковой деятельности; сближение сектора образовательной деятельности и его учреждений с реальным сектором науки, технологии, инженерии, промышленного дизайна, проектирования и производства в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения; обобщение своего личного педагогического опыта работы, пропаганда результативного опыта образовательного учреждения в качестве участников конкурса.Формируется заявка на участие в районных и городских конкурсах, продумывается участие ребят в конкурсе выставок, видеофильмов, плакатов, подготовливаются гиды для экскурсий, оформляется выставочная документация, создаются планы работы выставок для посещения желающих, организация посещений выставок учащимися школы, формируются экскурсионные маршруты и группы экскурсоводов[11]. По результатам городских конкурсов оформляются статьи (очерки) для публикации в научных изданиях и на страницах общешкольной газеты учащимися кадетской школы и их педагогов (например, о семье Нижегородских физиков Беллюстиных [1] и выдающемся физике В.В. Радзиевском) [12,14].

Для поддержания интереса к наглядно-оформительской деятельности мы расширяем тематику предлагаемых конференций физиков будущего (Физика в будущем ВДВ, Будущее кадетской школы, Урок физики в XXI веке). Анализ представленных сочинений и газет показал наличие у кадет интересных задатков проекционно-фантазийной деятельности. Так, урок будущего в их представлении не только сопровождается использованием современными средствами связи, позволяющими в режиме реального времени отыскивать нужную информацию, но и оформлять словесно предложенную кадетами идею в реальную техническую модель. Уроки физики в школе будущего им видятся как учебно-исследовательская деятельность в малых группах по решению предлагаемых проблем, занятие-погружение в проблемы естественно-научного плана с применением знаний из математики, информатики, биологии, химии и др. Учеба должна проходить под руководством учителей-ученых в разных областях знаний. Школьные учебные кабинеты должны трансформироваться в научно-исследовательские лаборатории по направлениям: эстетические, гуманитарные, технические, естественно-научные. Ученик будущего пробует себя во всех лабораториях и только на заключительном этапе выбирает приоритетную для себя.

<Приложение 4. Газеты о будущем кадетской школы. Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5>.

Опыт практической работы по организации поисковой деятельности позволил нам выделить функции выставок в области естественных наук: интеграция научных знаний учащихся; развитие исследовательских, поисковых умений и творческого потенциала учащихся; развитие интереса к изучению истории создания научных объектов, возникновению конструкторских решений, поиск информации о которых являются реальными источниками информации; овладение навыками музейной и оформительской работы.Таким образом,развитие наглядно-оформительских навыков нижегородских кадет становится решающим фактором становление их “Я-позиции”. На первый план выходит системный подход, позволяющий учитывать следующие дидактические принципы: посильности, научности, связи теории с практикой, интеграции различных отраслей знаний и др. Все выше сказанное дает возможность сделать вывод о том, что при организации наглядно-оформительской деятельности кадет по физике необходимо в качестве системообразующего фактора личностно-ориентированное обучение, позволяющее каждому ученику выстраивать собственную образовательную траекторию в общественно значимом деле.

Литература.

  1. Беллюстин Н.С. Нижегородская династия Беллюстиных: К 100-летию со дня рождения С.В. Беллюстина/ Н.С. Беллюстин, Л.А. Прозаровская, И.Д. Терешин, А. Тураева//Нижегородское образование: Научно-метод.Ж-л МО Нижегородской области, НИРО. – Н. Новгород: ГОУ ДПО НИРО, 2008.- № 1. - С. 200-211.
  2. Браверманн, Э.М. Вечера по физике в средней школе: пособие для учителей. Сост.Э.М. Браверманн. – М.: Просвещение, 1969. – 267с.
  3. Внеурочная работа по физике/О.Ф. Кабардин, Э.М. Браверманн, Г.Р. Глущенко и др.; Под ред. О.Ф. Кабардина. – М.: Просвещение, 1983. – 223с.
  4. Из опыта работы учителей физики/Т.М. Ведерникова, И.В. Созинов, И.И. Юрьев. – Иркутск: Восточно-Сибирское кн.изд-во, 1965. – 32с.
  5. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Уч. пособие. / В.С. Кукушин. – М.: ИКЦ “МарТ”, Ростов н/Д: Изд.центр “МарТ”, 2004. – 352с.
  6. Курицын, П.Н Школьный музей развития физики и техники//Физика в школе, 1974. - №2. - с.80-83.
  7. Ланина, И.Я. Внеклассная работа по физике. – М.: Просвещение, 1977. – 224с.
  8. Ланина, И.Я. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991. – 223с.
  9. Нагорная, М.С. Воспитательная и коммуникационная практика школьных СМИ в рамках кадетского корпуса // Инновационные образовательные и организационные технологии в кадетских школах и школах-интернатах: Материалы и учебно-методические разработки участников Всерос. семинара совещания/Волжский, 11-14.11.2003 г. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2004. – с.125-128.
  10. Оганджанян, А.Ф. Совершенствование внеурочной работы школьников по физике средствами компьютерных технологий: автореф. ... к.пед.н.: 13.00.02/Оганджанян А.Ф. – Самара: СГПУ, 2000. – 17с.
  11. Прозаровская, Л.А. Выставки в кадетской школе [Текст]/Л.А. Прозаровская, Т.Ю. Опарина // Научное педагогическое наследие А.П. Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России (к 80-летию со дня рождения и ко дню памяти): Материалы II Всерос. научно-метод. конференции. – Н.Новгород: ВГИПУ, 2008. – Т.1 – ISBN 978-5-88820-456-6. - с.200-201.
  12. Прозаровская, Л.А. Звезда Нижегородского образования и науки Владимир Вячеславович Радзиевский (к 100-летию со дня рождения)//Актуальные проблемы астрономии и астрономического образования: МатериалыВсерос. науч.-практ. конф., 6-7.12.2011г.-Н.Новгород: НГПУ, 2012. – с. 22-28.
  13. Прозаровская, Л.А. Зеркало кадетского образа жизни (оформительская деятельность в работе учителя физики в кадетском корпусе// Материалы по теории и методике обучения физике: научно-метод. издание. Выпуск 10. - Н. Новгород: Изд. ИП Гладкова О.В., 2007.- С.98-102.
  14. Публикации учеников под руководством Л.А. Прозаровской: 1. Тураева А. “Династия ученых Беллюстиных”, с.28-33. 2. Фомин А. “К истории создания ранцевого парашюта”, с.165-169. В книге “Очерки истории Нижегородской науки и техники”. Сб. научных очерков учащихся по итогам конкурса школьных поисковых групп Н.Новгорода, 2008-2009 уч.год.- Н.Новгород: типография ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2012.