Интегрированный урок (экономика + математика) по теме "Мир денег и закон денежного обращения"

Разделы: Математика, Экономика


Цели урока: изучить функции и виды денег; современные формы денежных расчетов; а так же взаимосвязь между количеством денег в обращении и экономическим благополучием страны.

Основные понятия: деньги, бартер, ликвидность, уравнение обмена, уравнение Фишера.

Оборудование: схемы, таблицы, задачи, доклад, тетради.

Ход урока

I. Изучение темы урока

Вступительное слово учителя: тема урока (Первый слайд)

Эпиграф (второй слайд).

Давайте вспомним что такое деньги ?

Деньги – это всеобщий эквивалент товаров, выступающий мерой их стоимости, средством обращения и средством сохранения стоимости.

1. Обмен. Вида обмена. (Слайд № 3)

Обмен возник на заре развития хозяйственной деятельности человека. Первым видом обмена был 1)-1) натуральный обмен или бартер т.е. обмен конкретными благами. Главным неудобством натурального обмена был многоступенчатый обмен и трудность в сравнении благ. Человечество перешло к 2) натурально-денежному обмену т.е. с помощью универсального реального блага (в Древней Руси это шкурки белок, куницы-«куны», скот, соль…) Неудобство этих «предденег» была их некомпактность. Поэтому человечество перешло на 3) денежный обмен. Деньгам стали доверять и постепенно они стали менять форму.

2. Формы денег. (Слайд № 4)

  1. монетарная (переходная, ибо монета одновременно носитель стоимости– ценность металла и номинальной – отчеканенной).
  2. купюра (изобретены в XVII в., в России XVIII в условиях кризиса государство неоднократно возвращалось к монетарным формам – Канкрин в сер.XIX в. – серебряный рубль, Витте в к. XIX в. – золотой червонец.)
  3. Безналичная форма (в XIX –XX вв. в форме чеков, кредитных карт)
  4. Электронная форма (быстро развивается в современных условиях в виде пластиковых карт. Недостаток – малая ликвидность).

Роль денег в экономике станет яснее, если подробнее рассмотреть их функции.

3. Функции денег. (Слайд № 5)

  1. средство обращения (посредник в обмене благ : труд – зарплата – продукт).
  2. мера стоимости (сравнения благ).
  3. средство накопления (цветы вянут, а деньги не портятся).
  4. средство платежа (оплата услуг).

Для успешного выполнения своих функций деньги обладают рядом свойств:

4. Свойства денег. (Слайд № 6)

  1. ликвидность – способ беспрепятственного обмена;
  2. кратность – возможность размена;
  3. прочность – сопротивляемость физическим воздействиям;
  4. защищенность – спецзнаки от подделок. (Водные знаки, магнитная лента, цвет печати, индивидуальный номер, микропечать, выпуклая печать, угловые буквы, знаки для слепых, детали рисунков, цветные волоски.)

Помимо обозначенных свойств у денег, а точнее у денежной системы есть еще одно важное свойство –

5. Инфляция– обесценивание денег, повышение цен, связанное с превышением количества денег над количеством производимых благ.

Длительный опыт использования денег научил экономистов жестокой истине – денег в стране должно быть ровно столько, сколько нужно для нормального хода торговли и производства ни больше, ни меньше.

Как же это определить? Как вычислит? Для этого существует закон денежного обращения. (Слайд № 7 и № 8)

Сообщение ученика. (И. Фишер)

6. Закон денежного обращения.

MV = PQ

M – среднее количество денег, находящихся в обращении в течении года;

V – среднее число оборотов денег или скорость обращения денег;

P – средняя цена одной сделки;

Q – общий объем товаров и услуг, продаваемых в стране за год.

7. Решение задач.

II. Закрепление

  1. Что такое деньги?
  2. Сколько стране нужно денег?
  3. Можно ли это выразить математически?
  4. Какие функции денег вы знаете?
  5. Что будет если количество денег в стране увеличится?

Презентация