Методическая разработка урока истории по теме "Культура России второй половины XIX века"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

  • сформировать у учащихся представления об особенностях российской культуры второй половины XIX века; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре России;
  • познакомить учащихся с новыми явлениями в просвещении, науке, живописи, архитектуре, музыке, театре;
  • совершенствование умений работы с различного рода источниками информации; аргументирования собственной точки зрения по проблемным вопросам.

План урока:

  1. Введение учащихся в учебную деятельность.
  2. Изучение нового материала.
  3. Подведение итогов урока.
  4. Д/з.

Ход урока

I. Введение учащихся в учебную деятельность.

а) организационный момент;

б) создание у учащихся учебной мотивации;

Решение проблемного задания:

Какое из определений термина «культура» вы считаете более полным? Ответ аргументируйте.

  • А) Культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человеком в определенные эпохи.
  • Б) Культура несет отпечаток исторической эпохи.

Повторение пройденного:

  • Каковы особенности развития культуры первой половины XIX в.?
  • Какие направления в художественной культуре первой половины XIX в. были ведущими? Назовите крупнейших писателей и поэтов первой половины XIX в. К каким художественным направлениям можно отнести их творчество?

в) осознание и принятие учащимися учебной цели.

Проблема урока: Как народный характер культуры II половины ХIХ в. проявился в различных областях культуры?

II. Изучение нового материала.

1. Работа с раздаточным материалом (обучающиеся читают материал и отвечают на вопрос).

Вопрос: В чём проявился народный характер просвещения и книгопечатания? (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся). Ответ: образование стало более доступным (ДОСТУПНОСТЬ).

Содержание раздаточного материала:

Просвещение и книгопечатание 2 половины 19 века.

В 60-х гг. ХIХ в. была осуществлена реформа школы, в ходе которой была провозглашена бессословность образования, земства и другие общественные организации получили право открывать собственные школы, право преподавания было предоставлено женщинам. Однако новый школьный устав, введенный в 1864 г., не ликвидировал разрыва между различными типами учебных заведений.

Самым массовым типом начальной школы в пореформенной России стала трехлетняя земская школа. За первые 10 лет существования земств таких школ было открыто 10 тыс., а к 1914 г. их было 40 тыс. В их программу входили чтение, письмо, арифметика, Закон Божий, география, история, основы естествознания.

Более упрощенное образование давали церковно приходские школы. В 80 – 90-х гг. правительство усиленно поддерживало церковно-приходские школы. Их количество за время царствования Александра III возросло в 8 раз (с 4 тыс. до 32 тыс.), а государственные расходы на них – в 40 раз.

В целом, если до отмены крепостного права в России были грамотны лишь 7% населения, то в 1897 г. – 21,1% (среди мужчин – 29%, среди женщин – 13%).

Основной формой средней школы оставалась гимназия. В 1865 г. в России было 96 гимназий, в 1882 г. – 136. В 60-х гг. наряду с классическими гимназиями появились шестиклассные реальные училища, но их выпускники не имели права поступать в университеты.

В связи с ростом грамотности в пореформенной России расширился доступ к книге. В год печаталось от 2 до 10 тыс. наименований книг, возросли тиражи, достигавшие нескольких тысяч экземпляров. Появилось множество частных издательств различной специализации. Наиболее известным издателем демократической литературы был Ф. Ф. Павленков.

Павленков первым стал выпускать дешевые издания сочинений русских классиков для народного чтения и для учащихся. Число книжных магазинов увеличилось до двух тыс., а помимо них книгами торговали бродячие разносчики-офени.

Стремясь проконтролировать благонадежность продаваемых народу книг, правительство в 80-х гг. постановило, что офени должны получить разрешение губернатора на торговлю, для чего требовалось представить полный каталог продаваемых изданий.

2. Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19 в. длительностью 1 мин. 4 сек. (обучающиеся работают в парах и по мере прослушивания приводят таблицу в соответствие с материалом видеопрезентации) [2].

Фамилии учёного Чем занимался
1. Менделеев Периодический закон химических элементов
2. Зинин, Бутлеров Изучали органическую химию
3. Сеченов Изучал рефлексы головного мозга
4. Мечников, Ковалевский Заложили основы сравнительной эмбриологии
5. Бекетов Занимался эволюционной морфологией растений
6. Тимирязев Основал русскую школу физиологии растений
7. Яблочков Создал первую дуговую электрическую лампочку
8. Жуковский Труды по аэродинамике
Соловьёв Издаёт «Историю России с древнейших времён» (29 томов)
Ключевский Создал «Курс русской истории»
Срезневский Изучал старославянский язык и древнерусскую литературу
Даль Издал «Толковый словарь живого великорусского языка»

Вопрос: В чём проявился народный характер естественных наук? (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся). Ответ: Наука стала носить более прикладной характер. (ПРИКЛАДНОЙ ХАРАКТЕР)

3. Изучение живописи. Учащиеся читают материал учебника на стр. 256 и пытаются ответить на вопрос: В чём проявился народный характер живописи 2 пол. 19 века? Ответ: изображение жизни и быта простого народа, отражение социальных мотивов, обращение к истории (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся).

Более детально народный характер живописи рассмотрим на примере картины В. И. Сурикова «Боярыня Морозова». 1887г. (Репродукция художественного произведения выведена на экран).

Вопросы:

  • А) вопросы на атрибуцию: Какое событие здесь изображено? К каким событиям в истории России оно относится?
  • Б) на описание: Кто изображён в центре художественной композиции? Какая композиционная группа говорит нам о неприятии церковной реформы Никона?
  • В) критический анализ изображения: Как иллюстрация показывает нам отображение сущности реформы Никона? Можно ли относится к картине В. И. Сурикова как к достоверному историческому источнику?
  • Г) аксиологический анализ: Как вы думаете, что хотел сказать свои современникам В. И. Суриков, обращаясь к событиям царствования царя Алексея Михайловича?
  • Д) какое значение имеет картина для изучения событий сер. ХVII в. в курсе истории России?

Подведение итогов беседы учителем: Картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова», созданная в 1887 г., отражает сложный период в истории России – время правления царя Алексея Михайловича. В 1654 г. патриарх Никон начинает церковную реформу. Тех, кто не подчинился реформе, предали анафеме. В стране появилось религиозное течение – старообрядчество. Староверы нашли поддержку в народе. Царь и его окружение видели в раскольниках своих злейших врагов. Один из таких моментов борьбы царя и Никона с раскольниками изображён на картине. В центре фигура боярыни Морозовой, призывающая собравшийся народ к неподчинению официальной церкви. Сани с боярыней сопровождают стрельцы, теснящие народ. В правом нижнем углу группа скорбящих о трагической судьбе боярыни. Особенно ярко прописана фигура блаженного – как будто он уже увидел будущее боярыни и трагическую судьбу всего движения старообрядцев. Толпа зевак слева тоже отображает отношение к реформе народа – насмешливое отношение удачно скрывает страх: если бы не приняли реформу Никона, то могли разделить судьбу боярыни Морозовой. Автор картины использовал для придания большей трагичности тревожные цвета – чёрный, коричневый, синий. Не обошёл вниманием и символ раскольников – двоеперстие, которым благословляет боярыню юродивый. Данная развёрнутая иллюстрация даёт представление о сущности реформы, о расколе общества в ходе реформы, о жизни и быте русского народа в сер. ХVII в. В картине видна социальная позиция автора – он всецело стоит на стороне старообрядцев – об этом говорят эмоционально и тщательно прорисованные центральные фигуры полотна.

(Обучающая цель: изучение изображения в контексте исторических событий, овладение навыками критического анализа иллюстративного изображения.

Развивающая: формулирование представлений обучающимися об историческом событии на основе проблемной беседы учителя с обучающимися по сюжету картины.

Воспитательная: формирование чувства сопричастности с судьбами русского народа через поиск личного смысла и отношения к картине художника В. И. Сурикова «Боярыня Морозова».)

4. Изучение архитектуры, театра и музыки. (Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7). (Ученики отвечают на вопрос отдельно по каждому направлению культуры: архитектура – использование элементов русско-византийского стиля; театр, музыка – создание русского национального театра, развитие реализма, обращение к историческому прошлому и народным мотивам), (правильный ответ крепится с помощью магнита к доске учащимся).

Списывание схемы с доски в тетрадь под музыку Чайковского.

Схема: «Характеристика народного характера культуры второй пол. 19 века

Область культуры Проявление народного характера
просвещения и книгопечатания доступность
естественные наук прикладной характер
живопись изображение жизни и быта простого народа, отражение социальных мотивов, обращение к истории
архитектура использование элементов русско-византийского стиля
театр, музыка создание русского национального театра, развитие реализма, обращение к историческому прошлому и народным мотивам

Вывод: XIX век явился временем окончательного формирования русской национальной культуры. Национальная культура – это культура нации как общности людей, складывающаяся в ходе формирования капиталистического уклада. Этапом ее формирования явились петровские реформы, развитие во второй половине XVIII века гуманистических представлений в литературе, искусстве, общественной мысли, когда проповедь личной, внесословной ценности становится доминантой. Особенности ее становления связаны с патриотическим подъемом, вызванным победой в войне 1812года, отменой крепостного права. Все эти преобразования изменили социально-духовный облик населения, его быт, условия жизни, повлияли на рост культурных потребностей.

III. Рефлексия. Выставление оценок.

IV. Д/з.

§ 64 стр. 255-257, создать мини-проект по одному из деятелей русской литературы 2 пол. ХIХ в. с привлечением Интернет-ресурсов.

Источники:

  1. Артёмов В. В. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. В. Артёмов, Ю. Н. Лубченков. – 12-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 448с.;
  2. История России. Часть 3. С конца ХVIII по 90-е годы ХIХ века. Электронный образовательный комплекс (Видеопрезентация про развитие науки во 2 пол. 19в. и Презентация Культура 2 пол. 19 века пункты 2, 6, 7).