Музыкально-компьютерные технологии как основа реализации и развития индивидуальных творческих способностей учащихся ДМШ

Разделы: Музыка


“Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире” (Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, 2009 год).

В современных условиях музыкальная школа является одной из основных баз широкого распространения музыкальной культуры. Задачи, поставленные перед музыкальной педагогикой, требуют глубокого анализа сложных процессов, происходящих в современной школе, призывают более широко применять активные формы и методы обучения, технические средства, повышать эффективность и качество музыкального образования.

Традиционные методы преподавания изменяются, обновляются с учетом требований современности. Созданные в последнем десятилетии новые формы, программы, комплексные планы обучения и воспитания – свидетельство решения актуальных проблем музыкального образования на государственном уровне. “Надо уделить большое внимание поддержке новаторских, экспериментальных направлений в искусстве. Сохраняя традиции, богатое, очень богатое классическое наследие нашей культуры, государство должно позаботиться и о тех, кто ищет новые пути в художественном творчестве. Ведь следует помнить: то, что сегодня именуется классикой, создавалось зачастую вопреки канону, через отказ от привычных форм, разрыв с традицией. Дух новаторства необходимо поощрять во всех сферах культурной жизни” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2009 год).

Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности личности. Развитие творческих способностей – одна из основных задач музыкальной школы: это выработка у ребенка стремления к проявлению собственной инициативы, музыкального таланта; стремление создать что-то новое, свое, лучшее, стремление расширить кругозор, наполнить новым содержанием свои познания.

“Современные дети не такие, как были мы. Всякое поколение отличается от предыдущего. Они отлично ориентируются в мире коммуникаций, привыкли к новым способам поиска информации, любят пользоваться самыми разными технологическими новинками”. (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010 год).

Одной из главных тенденций в сфере музыкальной педагогики ХХI века является внедрение информационно-компьютерных технологий в процесс образования.

“…"никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети". Использование в обучении самых современных информационных программ и высокотехнологичных продуктов надо сделать нормой и обязательно предусмотреть в новых стандартах” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2010).

Музыкально-компьютерные технологии – новый взгляд на классическое музыкальное образование. Это перспективное, современное и востребованное направление. Постепенно традиционное музыкальное образование переходит на новый уровень – информационное музыкальное образование.

ВУЗы открывают направления и факультеты, связанные с музыкально-компьютерными технологиями: “Музыкально-компьютерные технологии” Санкт-Петербургский Российский государственный педагогический университет им. А. Герцена; “Режиссуры мультимедиа” – Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов; “Музыкально-компьютерные технологии” негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования “Институт декоративно-прикладного искусства” и др. Однако специалисты-преподаватели озабочены отсутствием вертикали образования в данном направлении: школа – училище – ВУЗ. По словам А. Бородина, руководителя секции музыкально-компьютерных технологий кафедры художественного образования Уральского государственного педагогического университета, “в данный момент в стране на профиль подчас поступают абитуриенты, не обладающие базовыми знаниями акустики, звукорежиссуры, теории музыки. Более того, некоторые вообще не имеют музыкального образования. Можно ли представить себе подобное на традиционных направлениях в преподавании? Можно ли представить студента первого курса фортепианного отделения консерватории, не играющего на инструменте?”

В свете этой проблемы внедрение музыкально-компьютерных технологий в процесс образования, изучение специализированных компьютерных программ в музыкальных школах как первой ступени в освоении будущей профессии своевременно и актуально.

При грамотном подходе компьютер возможно использовать в школе как фонотеку (хранение гигантского объёма информации и молниеносный поиск), информационный центр, студию звукозаписи (возможности для записи собственного пения и игры на инструменте), издательскую систему (набирать и выводить на бумагу нотный текст любой сложности, дополнять иллюстрациями, текстом, комментариями, украшать рисунками и другими элементами графического дизайна).

Программное компьютерное обеспечение помогает диагностировать диапазон инструмента, беглость исполнителя в пассажах, исполнение штрихов и динамических оттенков, артикуляцию и т.д. При разучивании песен на уроках в ДМШ так называемые “минусовки” намного сильнее стимулируют у детей интерес к предмету, чем простое фортепианное сопровождение. Кроме этого, включение компьютеров в программу способствует лучшему освоению материала, позволяет ученикам выявлять и развивать свои творческие способности: дети создают компьютерные нотные тетради, сочиняют мелодии, пишут ноты, строят музыкальные графики, используют игры, караоке, различные музыкальные упражнения. Применение информационных технологий повышает активность, насыщенность и результативность урока. Компьютер также дает возможность разучивать пьесы с "оркестром", выполнять функции "тренажера" по дирижированию (с использованием телеаппаратуры), проводить музыкально-слуховой анализ мелодий (тем) произведений в курсе истории музыки. Это также источник библиографических и энциклопедических сведений. Компьютерные программы применимы в композиторской деятельности, в проведении прослушивания музыкальных произведений, в подборе мелодий, аранжировке, импровизации, наборе и редактировании нотного текста.

Музыкально-компьютерное направление в образовании предполагает более углубленное изучение вопросов, связанных с компьютерным музицированием. Компьютер воспринимается как новый современный инструмент музыканта, основная задача которого – раскрытие творческого потенциала, ориентация на современные педагогические технологии.

“Именно индивидуальные творческие способности человека, обучающегося искусству мультимедиа, наиболее ярко выявленные в период обучения, дают возможность специализироваться в крайне востребованной конкретной художественной направленности, познавая и усваивая именно основы режиссуры в сочетании с глубокими знаниями информационных компьютерных технологий”. (В.Д. Сошников, заведующий кафедрой режиссуры мультимедиа Санкт-петербургского гуманитарного университета профсоюзов, профессор, режиссер высшей категории, член Международной ассоциации журналистов, лауреат многочисленных международных и отечественных телевизионных фестивалей и конкурсов).

“Без освоения новой технологии, которая нам дана в руки, мы не добьемся нового качества, прежде всего эмоционального. Всегда было, что некий огромный творческий дух вырывается и открывает нечто совершенно новое, но если мы ведем речь о движении музыки в целом, то сегодня прорыв духа надо поддержать мощью технологических достижений” (Э. Артемьев, композитор, народный артист России).

Результатом внедрения в процесс обучения комплекса предметов музыкально-компьютерного цикла и освоения передовых технологий в музыкальном образовании должно стать повышение интереса к обучению в музыкальной школе, стимулирование развития творческого потенциала у учащихся, профессиональная ориентация обучающихся. Одновременно вырабатываются элементарные навыки работы в области компьютерной инструментовки, композиции, навыки записи нот в нотных редакторах. Полученные знания учащиеся должны уметь применить на практике для создания собственных композиций.

Сложность данного направления в том, что компьютерные технологии напрямую зависят от технического прогресса, скорость которого высока. Вопрос о лицензионном программном обеспечении, которое молниеносно устаревает и требует постоянного обновления версий, встаёт в первую очередь. Программы, которые будут использоваться в обучении, должны быть современны. В настоящее время не представляется возможным предугадать, какие изменения и усовершенствования внесут в свою продукцию фирмы-производители.

Цель музыкальной школы – сделать музыку достоянием не только одаренных детей, которые изберут ее своей профессией. Каждый может стать подлинным любителем музыки – активным слушателем, участником домашнего музицирования.

Повышение эффективности и качества музыкального образования ставит перед преподавателями детских музыкальных школ сложные и ответственные задачи. И одна из них – развить возможность практически реализовать творческие способности и потребности самовыражения.

Творческие способности – это в первую очередь способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи или задачи. Задача преподавателя – предоставить творческим способностям детей пространства, сохранить в них игровое начало и развивать, как эмоциональную, так и интеллектуальную сторону их личности. Только в этом случае ребенок сможет творчески реализовать свою индивидуальность. Актуальность развития творческих способностей вызвана потребностями окружающего мира и окружающей среды, так как творческий подход необходим во всех видах деятельности.

Применение компьютерных обучающих программ в системе музыкального образования реально может стать основой для формирования художественного вкуса, развития творческого потенциала ребенка и гармоничного развития личности в целом.

Наблюдения показали, что занятия с использованием музыкально-компьютерных технологий проходили с большим оживлением и неподдельным интересом со стороны детей. Работа с электронными энциклопедиями активизируют творческую изыскательную деятельность учащихся. Рефераты с компьютерной презентацией перестают быть просто “сухими” фактами (например, из жизни композитора). Компьютер на уроке становится неотъемлемым методическим пособием. Применение обучающих и игровых программ в ходе занятия ускоряет процесс усвоения материала, активизирует деятельность учащихся. Доступные виртуальные клавиатуры привлекают внимание своим игровым началом. Кроме того, учащиеся психологически намного спокойнее реагируют на комментарий компьютера о невыполненном задании или на “виртуальную” оценку.

В идеале компьютер становится самостоятельным музыкальным инструментом с огромным потенциалом. Изучение специальных профессиональных музыкально-компьютерных программ (Вand-In-A-Box, Steinberg Cubase, Cakewalk Sonar, Pinnacle Studio, Adobe Audition, Sound Forge, Magic Score, Finale, Sibelius, Ableton Live) даст возможность более полно раскрыть и реализовать индивидуальные творческие способности учащихся.

Создание новых методических информационных комплексов будет способствовать качественному изменению педагогических методик, позволит улучшить результат развития и обучения и добиться поставленной цели – повышению интереса к музыкальному образованию.

“Надо целенаправленно заняться возрождением культуры. Это может быть одним из главных факторов модернизации России. Нужно поддерживать и традиционные школы, и новые проекты во всех областях искусства. Особое внимание уделить обновлению инфраструктуры сферы культуры, использованию современных технологий” (Послание Президента РФ Федеральному Собранию, 2011 год).

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

  1. Белов Г.Г. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). Учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / Г.Г. Белов, И.Б. Горбунов, А.В. Горельченко. – СПб: СМИО Пресс, 2006.
  2. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста средствами компьютерных обучающих программ. // Библиофонд. Электронная библиотека. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=467393 (дата обращения: 17.06.2013).
  3. Горбунова И.Б. Феномен музыкально-компьютерных технологий как новая образовательная творческая среда // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2004. №9. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-muzykalno-kompyuternyh-tehnologiy-kak-novaya-obrazovatelnaya-tvorcheskaya-sreda (дата обращения: 15.06.2013).
  4. Королев А.А. Музыкальный компьютер. – СПб.: Композитор, 2006.
  5. Красильников И.М. Электронное музыкальное творчество в системе художественного образования: автореф. дис. на соиск. учен. степ. докт. пед. наук (13.00.02) / Красильников Игорь Михайлович; Москва, 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-elektronnoe-muzykalnoe-tvorchestvo-v-sisteme-hudozhestvennogo-obrazovaniya (дата обращения: 10.06.2013).
  6. Петелин Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 1. О чем поведали сайты министерств. [Электронный ресурс]. URL: http://www.petelin.ru/vsmag/learn/learn1.htm (дата обращения: 10.06.2013).
  7. Петелин Ю.В. Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 2. Глядя из Интернета. [Электронный ресурс]. URL:
  8. http://www.petelin.ru/vsmag/learn/learn2.htm (дата обращения: 10.06.2013).
  9. Польгуева Н. Музыкальные компьютерные программы. Экспериментальная программа предмета для учащихся старших классов детских музыкальных школ и школ искусств. – СПб: Союз художников, 2012.
  10. Проект ИРМУС: [сайт]. URL: http://irmus.rostcons.ru (дата обращения: 17.06.2013).
  11. Пучков С., Светлов М. Музыкальные компьютерные технологии. Современный инструментарий творчества. / С.-Петербургск. гум. ун.-т профсоюзов. – СПб.: СПбГУП, 2005.
  12. Сраджев В. Музыкальная педагогика на современном этапе. // Музыка и электроника. – 2013. – № 2. – С. 18–19.
  13. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 1: Стратегии и методики. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.
  14. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 2: Технология презентации. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007. Тараева Г.Р. Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга 3: Интерактивное тестирование. – М.: Издательский дом “Классика-XXI”, 2007.
  15. Титова С.С. Музыкальная литература в ДМШ с использованием современных информационных ресурсов и технологий. // Актуальные вопросы современной педагогики (II): Материалы международной заочной научной конференции. [Электронный ресурс]. URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/60/2518/ (дата обращения: 15.06.2013).