Использование деятельностного подхода в логопедической работе с детьми с ОНР старшего школьного возраста

Разделы: Коррекционная педагогика


1. Анализ ситуации, недостатков результатов в основном процессе в условиях реализации модернизации региональной системы дошкольного образования.

Современное содержание дошкольного образования ориентирует педагога на осуществление деятельностного подхода к развитию целостной личности, который лежит в основе федеральных государственных требований и стандартов. В прежних рабочих программах ("Программа воспитания и обучения в детском саду" Васильевой М.А., "Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей " Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной) деятельностный подход к развитию личности ребёнка был заявлен, но в полной мере не реализован, так как ребёнок не выступал в ней как субъект собственной деятельности.

2. Формулировка профессиональной проблемы.

Анализ речевой активности детей на занятиях, низкая мотивация речевой деятельности, недостаточный уровень сформированности речевых умений и навыков заставляет пересмотреть применяемые подходы в логопедической работе с детьми, ведёт к поиску новых эффективных технологий и их применению. Деятельностный подход применительно к работе логопеда предполагает полноценное речевое развитие ребёнка во всех видах деятельности. Логопед должен не только помочь ребёнку овладеть необходимыми для него речевыми умениями и навыками, но и создать условия для их применения во всех видах его деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально – художественной, учебной). Применение деятельностного подхода влечёт за собой внесение изменений в сложившуюся ранее систему логопедической работы. Необходимо внести разумные коррективы в содержание, форму и организацию работы с детьми.

3. Характеристика изменений в образовательном процессе.

Деятельностный подход предполагает внесение изменений в задачи, содержание, форму, организацию логопедической работы с детьми, во взаимодействие участников образовательного процесса, в развивающую среду логопедического кабинета.

Изменение задач и содержания коррекционной работы.

В связи с отсутствием в настоящее время перечня программ, рекомендуемых ДОУ задачи и содержание коррекционного обучения определяются локальной Программой развития дошкольного образовательного учреждения, которая составлена на основе: Основной общеобразовательной программы дошкольного образования " От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой, "Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей " Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной, "Коррекционной образовательной программы для детей с ОНР" Мазановой Е. В. На основе выше перечисленных документов, диагностических данных логопед должен изменить и составить рабочую программу, перспективное и ежедневное планирование нод.

В содержание нод необходимо включать задачи из различных образовательных областей. Так в нод по теме: “ Творческое рассказывание по сказке “Лиса и журавль” я ставлю следующие задачи:

  1. Способствовать развитию умений пересказа короткой сказки с изменением сюжета (о.о. коммуникация).
  2. Упражнять в употреблении в речи простых и сложных предложений с однородными членами (о.о. коммуникация).
  3. Развивать интонационную выразительность речи в диалоге лисы и журавля (о.о. коммуникация).
  4. Развивать умения работы на плоскости листа с шаблонами и карандашами (о. о. художественное творчество).
  5. Упражнять в сравнении предметов по высоте и толщине (о.о. познание).

В ходе данной нод дети упражняются в творческом рассказывании сказки, в ориентировке на плоскости листа, располагая шаблоны-фигурки героев в соответствии с сюжетом, употребляют в речи прилагательные в сравнительной степени при объяснении проблемной ситуации в сказке.

В содержании нод логопед должен планировать участие детей в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной. В своей работе я всегда применяла различные дидактические, словесные, подвижные игры. Зачастую при проведении игр я отводила себе главную роль. Для деятельного речевого участия детей в игре необходимо изменить роль логопеда в ней. Логопед должен участвовать в игре на равных, быть не над ребёнком, а вместе с ним, Учитывая старший возраст детей, уровень речевого развития необходимо привлекать детей к выполнению роли ведущего в игре, организовывать различные проблемные ситуации, выход из которых ищут сами дети (подбор для гнома и гномика предметов с суффиксами с увеличительным и уменьшительно-ласкательным значением, составление рассказа о зиме африканскому мальчику Волли в игре "Так бывает или нет").

При организации коммуникативной деятельности на занятиях проблемой №1 всегда была низкая речевая активность детей, этому способствовала ведущая роль педагога, малоэффективные приемы работы. Выходов из этой неблагоприятной ситуации более чем предостаточно, правда они чаще всего незнакомы, непривычны и хлопотны для педагога. Повысить речевую активность детей помогает использование в работе методов интерактивного обучения (работа в парах, группах, участие в ролевых играх, диалоговое обучение, творческие работы, исследовательские проекты). Внедрение в работу методов интерактивного обучения предполагает незаметно включить детей в работу и получить их ответную активность. Кроме этого логопеду необходимо изучить и применять в работе деятельностно-ориентированные технологии (проектные, проблемного обучения, информационные). Суть деятельностного подхода как нельзя лучше раскрывает китайская пословица: “Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Необходимо включать в занятия продуктивную деятельность.

Опыт работы организации продуктивной деятельности (постройка своей комнаты из конструктора, кубиков; прочного дома для поросёнка с закреплением относительных прилагательных; рисование безопасной дорожки для колобка с употреблением предлогов с пространственным значением, изготовление букв из разного материала, лепка любимого животного для составления описательного рассказа о нём, рисование для Ромы рисунка из предметов с звуком "Р" и т.д.) свидетельствует о повышении мотивации и речевой активности детей. Необходимо и далее разнообразить и примененять в работе приемы продуктивной деятельности. Так в нод по развитию связной речи нужно использовать не только демонстрационный материал (картина, серия картин), но и раздаточный (аналогичные серии картинок, силуэтные изображения главных героев, плоскостные изображения героев и предметов, позволяющих раскрыть сюжет). Например: при составлении рассказа из опыта “Как я лепил снеговика” один ребенок рассказывает рассказ у доски, остальные дети слушают и составляют снеговика из плоскостных изображений на столах в соответствии с услышанным в рассказе. Или при составлении рассказа по серии картин “Умный ежик” ведущий ребенок расставляет серию на доске и рассказывает, остальные слушая, выкладывают сюжет с помощью плоскостных изображений на столах. Использование раздаточного материала на данных занятиях включает ребенка в продуктивную деятельность и способствует речевому развитию.

Изменение формы организации деятельности.

Традиционными формами коррекционной работы логопеда с детьми являлись групповые, подгрупповые и индивидуальные занятия в логопедическом кабинете. В рамках ФГТ задачи речевого развития детей предполагается решать в процессе совместной деятельности взрослого и ребёнка (в непосредственной образовательной групповой и индивидуальной деятельности, в ходе режимных моментов) и в самостоятельной деятельности детей. Основным местом проведения непосредственно образовательной групповой и индивидуальной деятельности, особенно на первоначальных этапах работы, остаётся логопедический кабинет. По мере овладения детьми теми или иными речевыми умениями и навыками логопед должен включаться в совместное проведение нод вместе с воспитателем в группе и выполнять вспомогательную роль. Кроме проведения и участия в нод логопед во избежание закрепления у детей навыков " кабинетной" речи должен участвовать в проведении режимных моментов. Так, например при организации воспитателем наблюдений за живой и неживой природой на прогулке, логопед может провести это же наблюдение с своей подгруппой детей. Роль логопеда, как активного участника в сюжетно-ролевой игре, также будет способствовать совершенствованию у них речевых умений и навыков.

Изменение взаимодействия участников образовательного процесса.

Применение деятельностного подхода требует изменения взаимодействия логопеда с детьми, педагогами, родителями. Гораздо проще и мало эффективнее использовать прежний, авторитарный, назидательный стиль взаимодействия. Использование прежнего стиля недопустимо, нужно перейти к стилю взаимосотрудничества, взаимопонимания. Нужно изменить формы, содержание этой работы. Логопед должен вести общение в доступной форме, уходить от использования профессиональной лексики, подобрать новые более эффективные формы работы с использованием новых технологий (ИКТ, ТРКМ). Отражение речевой работы в тетрадях – взаимосвязи с педагогами и в домашних тетрадях также требует качественного и количественного изменения. Рекомендации нужно конкретизировать, подбирать с учётом индивидуального подхода, содержать деятельностный подход. Педагоги, а особенно родители должны понимать для чего и как нужно выполнять ту, или иную рекомендацию логопеда.

Изменение образовательно– развивающей среды логопедического кабинета и логогруппы.

Образовательная среда должна вызывать интерес у ребенка. Правильно организованная предметно– пространственная развивающая среда логогруппы и логокабинета создает возможность для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в развитии, позволяет ребенку проявить свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, помогает стать уверенным в себе. Предметно-развивающее пространство нужно организовать так, чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в умении наблюдать, сравнивать, добиваться поставленной цели под наблюдением взрослого. Прежде всего, необходимо пересмотреть демонстрационный и раздаточный материал, убрать старые “отработавшие” пособия, пополнить новыми в соответствии с новыми явлениями в жизни. Пособия должны вызывать личностный интерес для освоения познавательной деятельности, развивать мыслительные способности детей, и включать ребенка в продуктивную деятельность. Они должны быть расположены в доступных, удобный и безопасный для детей местах. Пособия должны быть многофункциональными. Необходимо иметь различные развивающие игры (мозаика, кубики, сюжетное лото, конструкторы), которые способствуют развитию функций обозначения и замещения. Нужно правильно разместить в помещении “ стену’’ творчества (магнитная доска, фланелеграф в сочетании с различными атрибутами). Необходим творческий уголок, в котором ребенок может заниматься той или иной деятельностью. Создание минилабораторий для речевых упражнений позволит освоить детям прием словообразования, запомнить образ буквы, поэкспериментировать и закрепить употребление относительных прилагательных, обозначающих материал. Нужны книжные уголки и активные речевые газеты.

4. Описание нового образовательного результата, сформированного у ребёнка с ОНР.

Я предполагаю, что применение в своей работе деятельностного подхода обеспечит полноценное речевое развитие ребёнка во всех видах деятельности, сформирует активную, самостоятельную, творческую личность.