Лабораторная работа по теме "Точечные и интервальные оценки неизвестных параметров распределения"

Разделы: Математика


Цели  урока

  • Дидактические:
    • установление межпредметных связей;
    • повторение правил вычисления числовых характеристик выборки;
    • повторение правила нахождения доверительного интервала для оценки математического ожидания генеральной совокупности;
    • показать применение Excel и Mathcad для нахождения интервальных оценок неизвестных параметров распределения; 
    • проверка и углубление знаний по теме;
    • формирование практических умений решения задач.
  • Развивающие:
    • развитие познавательной активности и интереса студентов к    изучаемым предметам;
    • развитие логического мышления;
    • развитие абстрактного и наглядно-образного мышления; 
    • формирование умений оформления результатов учебной деятельности.
  • Воспитательные:
    • формирование интереса к изучаемой дисциплине;
    • формирование   сознательной дисциплины и норм поведения;  
    • формирование умений  осуществлять взаимоконтроль учебно-познавательной деятельности, учебно-практической деятельности;
    • формирование умений осуществлять самоконтроль хода и результатов учебной деятельности.

Оборудование: ПК, MS Excel, Mathad

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы, цели задач лабораторной работы

Предположим, что в итоге проведенной серии из n испытаний получена последовательность x1, x2, …, xn значений некоторой случайной величины х. Результат этого опыта можно описать, задав выборочное распределение или построив полигон (гистограмму) частот или относительных частот. Однако нередко возникает потребность в более компактном описании результатов наблюдений. В теории вероятностей изучались числовые характеристики случайных величин: математическое ожидание (среднее значение) и дисперсия. В математической статистике аналогичные характеристики вводятся для выборки.
Сегодня в ходе лабораторной работы с помощью Excel и  Mathad вы выполните необходимые расчёты и по данной выборке найдёте доверительный интервал для оценки математического ожидания генеральной совокупности

2. Актуализация опорных знаний и умений студентов

Сначала повторите теоретический материал, необходимый для выполнения работы, используя презентацию <Презентация 1>
После этого повторите правила выполнения расчётов в Excel  <Презентация 2> и Mathad  <Презентация 3>

3. Мотивация учебной деятельности студентов

Все вы успешно справились с заданиями и хорошо подготовились к выполнению работы. Каждый выполняет свой вариант задания <Приложение 3> и оформляет отчёт по работе <Приложение 2>, если у вас возникнут вопросы, можете задать их мне или воспользоваться презентациями и справочным материалом <Приложение 1>

4. Выполнение работы студентами

Работа выполняется студентами в Excel и в Mathad

5. Составление отчёта

Работа оформляется на специальных бланках  <Приложение 2>

6. Защита работы

Студенты представляют преподавателю отчёты по работе, отвечают на контрольные вопросы

Литература:

  1. Валуцэ И.И., Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. – М.: Наука, 1989.
  2. Вентцель Е.С. Овчаров Л.П. Теория вероятностей (задачи и упражнения). – М.: Наука, 1988.
  3. Зайцев И.А. Высшая математика. – М.: Высшая школа, 1991.
  4. Калинина В.Н., Панкин В.Ф. Математическая статистика. – М.: Высшая школа, 1998.

14.08.2014