Конспект развивающего занятия с детьми от 9 до 12 месяцев

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели:

  • Развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком раннего возраста.
  • Оказание помощи родителям в процессе воспитания и обучения ребенка.

Задачи:

  • Создание и поддержание радостного настроения;
  • Развитие восприятия предметов, различных по величине;
  • Развитие слухового восприятия ребенка;
  • Выполнение простых поручений;
  • Развитие движений и нормализации двигательной активности ребенка;
  • Развитие и нормализация движения руки и пальцев руки ребенка;
  • Развитие первых предметных действий.

Необходимые пособия и оборудование: муз. центр, мыльные пузыри, ведерки с большими и маленькими кубиками, деревянные ложки, лесенка детская из мягких модулей, мяч средних размеров, детский крем, тарелочки, поролоновые ягодки, валики.

Занятие проводится с небольшой группой детей и родителей (2–3 ребенка с мамами). Все игры предлагаются поочередно, последовательность можно менять в зависимости от ситуации и интереса детей. Время проведения занятия 20-30 минут. Данные игры предназначены для детей с нормативным развитием, а также с нарушениями в развитии.

1. Организационная часть.

Педагог приветствует мам и детей, приглашает в игровую комнату и предлагает осмотреть комнату и игрушки.

2. Основная часть.

Педагог:

Это кто у нас проснулся? (Мамы берут детей за руки, поднимают руки и тянут вверх.)
Кто так сладко потянулся?
Потягушечки-порастушечки
От носочков до макушечки.
Уж мы тянемся-потянемся,
Маленькими не останемся!

Упражнение “Ручка вверх, ручка вниз” Е.Железнова (диск “Мамины уроки” Е.и С.Железновы)

  1. Ручка вверх и ручка вниз, Мамы сидят сзади детей, поднимают и опускают поочередно каждую ручку ребенка.
    Ручка вверх и ручка вниз.
    Еще раз вверх, еще раз вниз,
    Кружись, кружись, кружись, кружись.
  2. Ножка вверх и ножка вниз, Мамы сидят сзади детей, поднимают и опускают поочередно каждую ножку ребенка.
    Ножка вверх и ножка вниз,
    Еще раз вверх, еще раз вниз,
    Кружись, кружись, кружись, кружись.
  3. Вот мы скачем вверх и вниз, Берут детей под мышки и слегка поднимают и опускают их.
    Вот мы скачем вверх и вниз.
    Еще раз вверх, еще раз вниз,
    Кружись, кружись, кружись, кружись.
  4. Полетели вверх и вниз, Мамы берут детей под животик и грудь (ребенок лежит на руках) и раскачивают их, на последних словах кружатся.
    Полетели вверх и вниз,
    Еще раз вверх, еще раз вниз,
    Кружись, кружись, кружись, кружись.
  5. Полетели вверх и вниз, Мамы берут детей под животик и грудь (ребенок лежит на руках) и легко бегут по кругу (ребенок “летит”), на последних словах.
    Полетели вверх и вниз,
    Еще раз вверх, еще раз вниз,  
    Кружись, кружись, кружись, кружись. Кружатся.

Педагог предлагает сесть на ковер и показывает мыльные пузыри.

Игра “Мыльные пузыри”.

Пускать мыльные пузыри, побуждая ребенка сначала наблюдать за ними, а затем ловить их. Мамы берут малышей за ручки и вместе ловят пузыри, восклицая: “Ой! Нет пузырика – тю-тю!”

Игра “Большие и маленькие кубики” для развития восприятия предметов, различных по величине.

Приготовить два ведерка – большое и маленькое и два набора кубиков – большие и маленькие.

Показать малышу большое ведерко и предложить ему достать большие кубики и рассмотреть их. Затем достать маленькое ведерко и рассмотреть его содержимое, доставая кубик за кубиком.

В конце игры собрать все кубики по ведеркам, вначале большие положить в большое ведерко, а потом сложить маленькие кубики. Выполнять все действия вместе с малышом. Малыш будет охотнее собирать маленькие кубики, т.к. их удобнее взять. Поэтому собирайте вместе с малышом большие кубики, а действовать с маленькими кубиками предоставьте малышу самостоятельно.

Игра “Деревянные ложки” на развитие умения извлекать звуки из игрушек и предметов.

Приготовить две деревянные ложки каждой паре – родитель – ребенок. Посадить малыша так, чтобы ему было удобно. Показать ложки и ритмично постучать ими, приговаривая:

Ай, туки, туки, туки.
Застучали ложки.
Застучали ложки,
Заиграли ложки:
Туки-ток, туки-ток,
Скоро деточке (имя ребенка) годок!

Отдать малышу одну ложку, побуждая его постукивать ею об пол, затем по ложке мамы. Затем предложить поиграть на ложках под веселую плясовую мелодию.

Под р.н.мел. “Ах, вы сени, мои сени” педагог, мамы постукивают ложками по полу и по ложке ребенка, побуждая детей повторять движения.

Игра “Катаю мой мяч…” на выполнение простых поручений.

Показать ребенку цветной мяч: “Вот мячик – бом-бом”. Подбросить его кверху:

Бросаю мой мяч, бросаю опять,
Ловлю, не роняю и снова бросаю.

Покатить мяч навстречу малышу, побуждая его сделать ответное действие: “Покати маме мячик – бом-бом, покати!” сопровождать игру стишком:

Катаю мой мяч, катаю опять.
Катаю туда, катаю сюда.
Мой мячик катись, обратно вернись.
Смотри не зевай, мне мячик отдай.

Если ребенок не понимает, как нужно катать мяч, то педагог катит мяч взрослому, который сидит сзади ребенка и ловит мяч ручками малыша. Также ручками малыша он отталкивает мяч педагогу.

Играя вместе с малышом, постоянно проговаривать слова “покати”, “кати”. “дай”, чтобы ребенок постепенно понимал данные слова.

Игра “Стук да стук каблучком…”.

Тренировка умения входить на невысокую горку или лесенку, держась за перила или руку взрослого.

Рассказывая стишок, побуждать ребенка подниматься по ступенькам вверх. Родитель держит ребенка за руки, педагог помогает ребенку подниматься по ступенькам, сгибая его ножки в коленках (если ребенок не может самостоятельно подниматься).

Стук да стук каблучком,
Это мы наверх идем!

Преодолев 2–3 ступеньки, подхватить ребенка на руки, подняв его вверх и сказав при этом: “Вверх – скок!”; при словах “Вниз – прыг!” опустить малыша вниз к первой ступеньке и начать все сначала. Повторить действия 2–3 раза.

Игра “Размазываем крем по мисочке” на укрепление мышцы руки и пальчиков.

Педагог берет детский крем и медленно выдавливает его на дно мисочки. Размазывает крем по мисочке. Затем берет ручку ребенка и пробует размазывать крем вместе: выполняются круговые движения, шлепки по мисочке. Для того, чтобы малышу было весело, можно фыркать или издавать различные звуки. Остатки крема вытираются с ручек влажной салфеткой или втираются массажными движениями по всей руке малыша.

Игра “Ягодка” на стимулирование умения свободно брать игрушки из разных положений, перекладывать из одной руки в другую.

Педагог предлагает родителям лечь на пол, ноги согнуть, под голову положить валик. Посадить малыша к себе лицом так, чтобы его ступни стояли на полу, а колени взрослого создавали опору для его спинки.

Педагог раздает в руки малышам ягодки поролоновые, побуждая их перекладывать ее из руки в руку. Затем мама роняет ягодку рядом с ножкой малыша, придерживая его за одну ручку и помогая достать ягодку другой рукой.

Играя в эту игру, малыш научится сохранять равновесие в позе “сидя” и свободно брать игрушки из различных положений.

3. Заключительная часть.

Педагог:

Ах, как долго мы играли
И немножечко устали.
Мы немножко отдохнем
А потом гулять пойдем.

Мамы берут малышей на руки и тихонько их покачивают, напевая песню (используется фонограмма):

Солнышко ложится спать,
Прячется за тучки.
Спать пора всем малышам,
Ну, иди на ручки.
Посмотри, за окном,
Видишь, там уже темно
Там уже темно.
Солнышко ложится спать,
Прячется за тучки.
Спать пора всем малышам,
Ну, иди на ручки.

Е. Железнова “Музыка с мамой”. (№18. Солнышко ложится спать.)