Компьютерное пособие "Умные глазки"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (31 МБ)


Актуальность пособия

В дошкольных учреждениях компенсирующего вида основной контингент составляют дети с функциональными нарушениями бинокулярного зрения, такими как амблиопия, косоглазие. У детей снижена острота зрения, поэтому наблюдается ограничение в восприятии мира, ориентировке в пространстве. Дети испытывают трудности при овладении программными требованиями.

Достижения в области коррекционной педагогики создали новое направление в работе с детьми путём применения информационно-коммуникационных технологий.

При проведении аппаратного лечения медсестрам-ортоптисткам приходится сталкиваться с тем, что дети не знают названий картинок, не умеют узнавать их в разных модальностях, не понимают словесных инструкций, пространственных понятий – значит, ребенок не готов к проверке остроты зрения и лечению.

Поэтому, нами было создано компьютерное пособие, которое помогает в проведении пропедевтической работы с объяснением содержания заданий для лечения. У ребёнка формируется необходимый запас знаний для работы на офтальмологических аппаратах.

Учитель-дефектолог является первым помощником медсестры-ортоптистки.

Коррекционная работа с использованием разработанного нами компьютерного пособия способствует расширению знаний о предметах окружающего мира, узнаванию их в разных модальностях (цветном, силуэтном, контурном), умению ориентироваться на микроплоскости, пониманию терминов «слить», «совместить», развитию фиксации взора, прослеживающих функций, бинокулярного зрения.

Только такая совместная работа медицинских сестёр-ортоптисток и педагогов способствует восстановлению зрения.

При создании игр и упражнений учитывался возраст, уровень развития ребёнка, состояние зрения.

Занимательные игры можно проводить с детьми от младшего дошкольного возраста, так как они просты, интересны, понятны и расположены они по принципу «от простого к сложному».
Вся эта работа поможет детям получить хорошие результаты в восстановлении зрения, повысить уровень развития зрительного восприятия.

Пособие апробировано в детском саду, дало положительные отзывы ортоптисток, учителей-дефектологов и содержит рекомендации к тиражированию опыта методистом Окружного ресурсного центра ГБОУ ЦДиК «Участие».

Цель: развитие зрительного восприятия ребёнка в пропедевтический период для офтальмологического лечения на аппаратах.

Коррекционные задачи:

  • Обогащать предметные представления.
  • Упражнять в назывании картинок из таблицы Орловой Е.М.
  • Развивать зрительное восприятие (различать, называть, сравнивать величину, цвет, форму предметов и узнавать их в разных модальностях)
  • Учить подбирать одинаковые силуэтные изображения.
  • Развивать фиксацию взора.
  • Учить узнавать предметы в разных модальностях (цветном, силуэтном, контурном).
  • Развивать умение находить недостающие детали в предмете.
  • Формировать навыки слияния двух образов в один, понимания терминов «совместить, слить».
  • Учить накладывать подвижный объект на неподвижный.
  • Развивать навыки ориентировки на микроплоскости.
  • Развивать слуховое восприятие.
  • Учить выполнять точные координированные движения под контролем зрения.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать бинокулярное зрение.
  • Упражнять глазодвигательные мышцы.
  • Развивать логическое мышление.

Описание пособия «Умные глазки»

Презентация, слайд 1

Презентация содержит слайды:

  • Название презентации, меню, описание, авторы, литература
  • Главное меню: переход к нужному разделу осуществляется с помощью гиперссылок.

Разделы пособия:

I. Знакомство (с картинками из таблицы Орловой Е.М. и из тестов для аппарата «Синоптофор»): загадки со звуковыми анимированными отгадками, направленные на умение правильно называть изображения.

II. Игры и упражнения:

  • игры и упражнения, направленные на узнавание изображений в разных модальностях.
  • игры и упражнения на формирование целостного образа.
  • игры и упражнения, предназначенные для совмещения (слияния).
  • игры и упражнения для определения пространственных понятий.
  • Каждый слайд содержит краткую инструкцию, которую читает педагог для ребенка.
  • Интерактивность пособию придает присваивание нужного макроса, это позволяет во время показа презентации свободно перемещать объекты (изображения) по полю слайда с помощью мыши.
  • Поощрением, во время и после выполнения игр и упражнений (например, замок с ключом), являются анимированные картинки и звуковые эффекты (значок в виде динамика )
  • После выполнения каждого упражнения предусматривается возможность двигаться дальше (по стрелке ) или вернуться (по стрелке ) на предыдущий слайд, а также с помощью гиперссылки вернутся в главное меню (значок «домик» ) и далее в разделы пособия.
  • Выйти из игры можно нажав клавишу (значок «крестик» в правом верхнем углу ).

Из меню пособия с помощью гиперссылок вы попадаете в главное меню, содержащее два раздела «Знакомство с картинками» и «Игры и упражнения»

Главное меню: слайд 2

В разделе «Знакомство с картинками» находится подраздел «Отгадай загадку», включающая в себя 12 слайдов с загадками со звуковыми анимированными отгадками.

Педагог читает загадку, отгадывают и нажимают на знак вопроса, вместо него возникает изображение – отгадка со звуком.

Игра обогащает предметные представления ребенка, упражняет в узнавании и назывании картинок из таблицы Орловой Е.М. Развивает слуховое восприятие, логическое мышление.

В разделе «Игры и упражнения» находятся подразделы:

Игра «Расставь игрушки и закрой шкаф», включающая в себя 4 слайда, содержащая 10 картинок из таблицы Орловой Е.М. и 2 изображения к аппарату «Синоптофор» в разных модальностях (натуралистическом, цветном, силуэтном и контурном). Сверху дан образец. Расставить таким образом, чтобы контурные изображения оказались под контурными, силуэтные под силуэтными… Нужно перетащить мышкой «игрушку» в соответствующую ячейку шкафа, щелкнув один раз по «игрушке», а второй – по ячейке.

Когда все «игрушки» будут расставлены, нажмите на замок с ключиком и шкаф – закроется.

Эта игра развивает зрительное восприятие, прослеживающую функцию глаз, обогащает предметные представления. Развивает навыки ориентировки на микроплоскости, учит понимать и активно использовать в речи пространственное обозначение (рядом, между, вверху, внизу, под, над). Знакомит с понятиями: строка, столбец, ячейка. Учит располагать изображения в соответствующих ячейках, узнавать и называть картинки в разных модальностях.

Игра «Составь целое из 4, 6 и 9 частей», включающая в себя 3 слайда. В этой игре нужно сложить разрезную картинку в единый образ, щелкнув один раз мышкой по фрагменту изображения, второй в нужном прямоугольнике, стараясь совмещать границы картинки.

Игра упражняет ребенка в зрительном анализе строения объекта, учит точному слиянию составных частей в единый образ с четкими границами.
Развивает содружественную деятельность обеих половин зрительного анализатора. Развивает зрительно-двигательную координацию по схеме «глаз – рука», навыки ориентировки в пространстве.

Игра «Найди пару» содержит в себе 2 слайда. Необходимо найти два одинаковых силуэта кошки, щелкните по ним. Кошки, которые не имеют пары, вылетают вниз за край слайда, парные – увеличиваются в размере.

Игра развивает зрительное восприятие, учит подбирать одинаковые силуэтные изображения, развивает фиксацию взора, тренирует зрительное внимание. Учит находить сходства и различия в изображениях.

Лото «Наложи силуэт на контур» состоит из двух слайдов из 6 и 9 картинок. Используя способ наложения, совместить контурное изображение с силуэтным. Также щелкая мышкой по изображению и определяя его в нужное место.

Игра учит выполнять точные координированные движения под контролем зрения. Развивает мелкую моторику. Упражняет глазодвигательные мышцы. Тренирует внимание, сосредоточенность. Формирует навык слияния двух фрагментов в один.

Лото «Наложи силуэт на силуэт» состоит из одного слайда из 9 картинок. Ребенку предлагается совместить силуэт с силуэтом до полного их слияния. Также как в предыдущем лото.

Игра упражняет глазодвигательные мышцы, а также зрительное внимание. Развивает зрительно-двигательную координацию по схеме «глаз – рука». Формирует навык наложения двух фрагментов в один.

Лото «Наложи контур на контур» состоит из оного слайда из 9 картинок. Ребенку предлагается совместить силуэт с силуэтом до полного их слияния. Также как в предыдущем лото.

Игра упражняет глазодвигательные мышцы, а также зрительное внимание. Развивает зрительно-двигательную координацию по схеме «глаз – рука». Формирует навык наложения двух фрагментов в один.

Упражнение «Посади цыпленка в яйцо» включает в себя 2 слайда в цветном и силуэтном изображениях. Предлагается рассмотреть картинку с контурным изображением цыпленка и яйца из методики лечения на синоптофоре. Необходимо перетащить мышкой цыпленка в середину яйца. Также условие этого задания можно варьировать – перемещая цыпленка в разные направления по словесной инструкции педагога.

Игра формирует пространственные представления, учит словесно обозначать их в речи. Развивает зрительное внимание. Развивает зрительно-двигательную координацию по схеме «глаз – рука».

Упражнение «Соедини кошку» состоит из 2 слайдов (силуэтных и контурных). Предлагаем ребенку соединить способом слияния по горизонтали двух кошек с недостающими деталями в один целостный образ (кошку с хвостом без ушей и кошку с ушами без хвоста).

Игра учит точно накладывать подвижный объект на неподвижный, формирует навык слияния двух фрагментов в один образ, учит пониманию терминов «слить, совместить». Развивает зрительное восприятие, внимание. Развивает умение находить недостающие детали.

Игра «Где цыпленок?» содержит в себе 4 слайда (по четырем положениям цыпленка относительно яйца – вверху, внизу, справа, слева). Ребенку предлагается выбрать нужное положение цыпленка и нажать на соответствующую стрелку.

В том случае, если ребенок ошибся, стрелка начинает крутиться, возникает картинка «думающий ребенок», предлагается повторить попытку.

При правильном выборе направления стрелки – появляются анимированные аплодисменты со звуковым эффектом.

Игра формирует пространственные представления, учит словесно обозначать в речи термины: в, под, над, слева, справа, около, рядом. Развивает зрительное внимание. Развивает зрительно-двигательную координацию по схеме «глаз – рука».

Переключение из игры в другую игру осуществляется через главное меню, так как педагог сам определяет последовательность игр и упражнений, отталкиваясь от возможностей ребенка и поставленных коррекционных задач.

Литература

  1. Л.И. Плаксина, Л.А. Григорян «Содержание медико-педагогической помощи». ИКП. Москва, 1998 г.
  2. В.П. Жохов, Л.И.Плаксина «Реабилитация детей, страдающих содружественным косоглазием и амблиопией». ВОС. 1989 г.
  3. Л.И. Плаксина «Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения». гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, Москва 2008 г.
  4. Т.П. Кащенко, Л.А. Григорян «Комплексное лечение косоглазия и амблиопии в сочетании с медико-педагогическими мероприятиями в специализированных учреждениях». Москва, 1994 г.
  5. З.П. Малева «Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения в плеопто-ортоптический период». Москва, 2009 г.
  6. Eжегодный научно-методический альманах ИКП «Вестник тифлологии» №1, 2009 г. Изд. «ГД»

Системные настройки

Пособие «УМНЫЕ ГЛАЗКИ» с электронного носителя следует переносить на диск С:\ (вместе с папкой, содержащей аудиофайлы)
К объектам применен определенный макрос, что позволяет во время показа презентации свободно перемещать объекты (изображения) по полю слайда с помощью мыши
В настройках безопасности программы макросы не отключать, если появится окно оповещения системы безопасности – выбрать «включить это содержимое»
При выходе из презентации изменения не сохранять, т.к. сохранится новое положение объектов после перемещения их во время показа.